На главную страницу
 
Глинские чтения. 28 июля 2006 г.

Г.И.Егорова,

Общество «Наследники Александра Невского»

Хрестоматии по внеклассному чтению: воспитание духовности и нравственности

Для учителя основной задачей является не только обучение, но и  воспитание ребят. Поэтому в своем преподавании мы используем не только учебники, но и дополнительную литературу. Их содержание и оформление влияет на развитие учеников. Открывая книги для школьников, мы хотим, чтобы они были наполнены духовными, мудрыми текстами, использование которых помогло бы учителю раскрыть ребятам такие понятия, как: милосердие, нравственность, духовное совершенство, любовь к Отечеству и своему народу и другие понятия.

Примером такой книги и является Хрестоматия для внеклассного чтения с 1 по 4 классы. Хрестоматия составлена сотрудниками общества «Наследники Александра Невского» и Института общего образования Министерства образования и науки РФ.

Хрестоматия для внеклассного чтения сначала была адресована учащимся начальных классов, но реально используется с 1 по 11 классы. Сейчас подбираются материалы для книг по внеклассному чтению для других классов.

Хрестоматия составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта и может быть использована в качестве экспериментального учебного пособия, а также в качестве книги для чтения, позволяющей ученикам познакомиться с отечественной литературой и историей.

В этой книге дети знакомятся с произведениями Гоголя, Достоевского, Аксакова, Крылова, Паустовского, Солоухина и других лучших отечественных классиков.

Хрестоматия будет полезна как педагогам, родителям, так и для самостоятельного чтения детей.

В русской педагогике цель воспитания всегда определялась однозначно. Как учит известный педагог, подвижник Глинской пустыни Порфирий, «богатые средства воспита­ния должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государ­ству и обществу.

Прямая цель воспитания — научить воспитуемого не знать только неизменные в веках нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни.

Как часто мы говорим о поиске новых форм и методов воспитания и в этих поисках смотрим в сторону других стран и народов. А вот слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов.

О нравственном влиянии на людей этих идеалов Федор Михайлович Достоевский писал: «Идеалы русского народа сильны и святы, они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом. Исторические идеалы русского народа — это Александр Невский и преподобные Сергий Радонежский и Амвросий Оптинский, святитель Тихон Задонский и многие другие».

Известно, какую роль в формировании личности человека издревле играла на Руси житийная литература. Жития раскрывали высшие нравственные идеалы, расширяли кругозор, помогали понять окружающий мир, взаимодействия людей, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать истинность и ложность, добро и зло.

Так и книга для внеклассного чтения рассказывает примеры жизни великих русских героев, описывает их доблести и силу духа. Это святые благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, великий флотоводец, адмирал Феодор Ушаков.

Школьники познакомятся здесь с доходчивыми изречения святых отцов, например, Авва Дорофей «О совести», о том почему никогда нельзя осуждать, схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Празднословие». О воспитательном великом значении окружающей природы — говорит нам со страниц Хрестоматии святитель Игнатий Брянчанинов.

Вы познакомитесь с замечательными высказываниями и стихами выдающегося патриота, адмирала, министра просвещения Александра Семёновича Шишкова, которого Пушкин называл: «Муж отечество любивый». Его рассуждения о любви к Отечеству и сейчас глубоко вдохновляют и воспитывают юные сердца. Патриотическую тему в хрестоматии продолжают рассказы о юных героях Севостополя, о тех подростках, которые не пощадили своих сил и самой жизни на благо своей Родины.

И на страницах Хрестоматии раскрываются великие духовные и житейские подвиги старцев Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Тихона Задонского, Преподобного Амвросия Оптинского и других, жизнеописания великих людей нашей Родины великого князя Александра Невского, А.В. Суворова, Александра Семёновича Шишкова.

Хрестоматия составлена в знакомой и понятной, как для учителя, так и для ученика форме.

Она разделена на занятия. По своей тематике занятия имеют разные направления:

 

Патриотическое: любовь и верность Родине, рассказывает о героических подвигах нашего народа.

Духовное и нравственное воспитание

Раскрывает понятие добродетелей

Взаимоотношения с взрослыми людьми и сверстниками

Отношения в семье

Правила поведения

Красота окружающей природы

Отношение к животным

И многое другое.

 

Каждое занятие состоит из рассказа и высказывания (цитаты) из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфонии по творения св. Тихона Задонского».

Вот пример: занятие со страницы 110 из Хрестоматия 4 класса.

Рассказ: «В чем лучшее наследство для детей?» В. Пустошкин. Этот рассказ о правильном и добром воспитании в семье.

Высказывание: Схиархимандрита Иоанна (Маслова): Дома со своими родными живи в мире и любви. Будь им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души.

В Хрестоматии приводятся отрывки произведений Владимира Ивановича Даля, который больше известен как составитель толкового словаря, но кто познакомится с педагогическими трудами Даля, тот будет всегда успешно использовать их в своей воспитательной деятельности. Как просто и убедительно рассказывает Даль о смысле праздников Рождества, Крещения, о необходимости послушания, о Евангельских заповедях, о том, как воспитывать любовь к Родине.

Выполняя свой долг перед своей Родиной — Россией, а это служение Отечеству, каждый гражданин должен любить друг друга. Святые отцы говорят, что христианин, делающий больно другому, хуже сатаны, а любовью созидаются государства и держится их крепость.

Каждый урок из Хрестоматии направлен на формирование и укрепление добродетелей, появление у детей желания совершенствоваться, на внутреннее возрастание. Ребенок  должен увидеть, сколь прекрасными могут стать его свойства и способности и насколько они могут быть плохи, ограничены.

Такие добродетели, как вера, надежда, любовь, милосердие, страх Божий и другие, позволяют сформировать понятие о совершенном человеке, помогают увидеть, каким он должен быть на самом деле. Один древний педагог пишет: «Если мы рассматриваем человека в его идее, - какое он превосходное создание!..». Показать ребенку эту «идею», этот идеал, пробудить у него желание следовать идеалу – вот первая забота православного педагога.

Это была цитата из книги Н.В. Маслова «Основы православной педагогики». Эта книга легко и хорошо читается. Она интересна и окажет помощь учителю в подготовке к уроку.

 

Рассмотрим несколько примеров занятий.

Читая с ребятами письмо Н.В.Гоголя к сестре Елисавете (Хрестоматия, 4 класс), мы можем раскрыть одну из добродетелей — любовь.

Любовь к Богу и ближнему Иисус Христос назвал наибольшей заповедью.

Послушайте отрывок из письма…

«Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы? Умеем ли мы любить? А платит ли нам кто за любовь любовью, это не наше дело, за это взыщет Бог, наше дело любить. Только мне кажется, любовь, всегда взаимна. Если только мы постараемся делать что-нибудь угодное и приятное тому, кого любим, ничего от него не требуя, ничего не прося в награду, то наконец полюбит и он нас. Стало быть, размысли об этом, моя добрая и временами весьма неглупая сестра, не в тебе ли самой причина. Над собой нужно бодрствовать ежеминутно».

Все другие христианские добродетели вытекают из любви. Всякое доброе дело христианина, не имеющего в себе любви, вменяется ни во что. Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни. Иисус Христос и его святые апостолы своим учением и жизнью засвидетельствовали эту любовь пред всем миром.

К правильному  воспитанию детей подводят следующие занятия № 23 «Детство святителя Тихона Задонского», занятие № 27 «Детство преподобного Сергия Радонежского».

А в занятие № 7 из Хрестоматии 2 класса приведены наставления преподобного Амвросия Оптинского.

Вот несколько из них:

На вопрос: «Как жить?» — батюшка отвечал: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее» или «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

 

В каждом классе учебника «Хрестоматия» представлены басни И. Крылова, которые мало известны читателям. В них показываются отрицательные качества людей, которые мы, как учителя должны не дать развиться у ребенка, а может быть  помочь избавиться от зародыша греха.

1 класс Хрестоматии. Басня И. Крылова «Волк и кукушка».

Сначала я прочитаю заключение басни:

 

Чем нравом кто дурней,

Тем более кричит и ропщет на людей:

Не видит добрых он, куда не обернется,

А первый сам ни с кем не уживется.

 

Вывод раскрывает такие отрицательные качества как: ожесточение, осуждение, злословие, превозношение самого себя, самолюбие, самонадеянность, самомнение, не уважение ближнего.

И вот как их, в доступной форме, через животных показывает Крылов:

Я прочту басню в сокращении.

 

«Прощай, соседка! — волк кукушке говорил. —

Напрасно я себя покоем здесь манил!

Все то ж у нас и люди и собаки:

Один другого злей, и хоть ты ангел будь,

Так не минуешь с ними драки».

— А далеко ль соседу путь?

И где такой народ благочестивый,

С которым думаешь ты жить в ладу? —

«О, прямехонько иду

В леса Аркадии счастливой.

Соседка, то-то сторона!

Там, говорят, не знают, что война.

Уж то-то там мы заживем

В ладу, в довольстве, в неге!

Не так, как здесь: ходи с оглядкой днем

И не засни спокойно на ночлеге».

— Счастливый путь, сосед мой дорогой! —

Кукушка говорит. — А свой ты нрав и зубы

Здесь кинешь, иль возьмешь собой? —

«Уж кинуть, вздор какой!»

— Там вспомни же меня, что быть тебе без шубы.

 

Разбирая с ребята эти отрицательные качества людей мы можем обратиться к книге «Симфония» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

 

Злонравие — не может быть вместе с духовной мудростью.

Самолюбие:

— самолюбие, как противоположность любви, есть источник всякого зла.

— самолюбец более испытывает скорбей, чем любящий Бога.

Осуждение:

— осуждение и клевета происходит от зависти, злобы и гордости.

— чтобы избежать искушения осуждать, посмотри на себя, ибо и ты ранами греховными покрыт.

Раскрывая эти понятия на уроке, вы помогаете ребятам удержаться от неправильных суждений и поступков.

Рассмотрим одно из занятий на патриотическую тему.

Особенно интересны письма Александра Васильевича Суворова к дочери Наташе (Хрестоматия, 4 класс), в которых он воспитывал в ней скромность и строгость.

«Проводить время в благочестии и благонравии, отчуждаясь от людского шума и суеты, заниматься чтением, рукоделием, играть, бегать, резвиться, избегать праздности».

Вот одно из наставлений Наташе в письме за 1791год: «…Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; берегись его; привыкай к естественной вежливости, избегай подруг, острых на язык: где злословие, там, глядишь, и разврат. Будь сурова и немногословна с мужчинами, а когда они станут с тобой заговаривать, отвечай на похвалы их скромным молчанием. Уповай на Провидение. Оно не замедлит упрочить судьбу твою… я за это ручаюсь…»

Разбирая текст письма А.В. Суворова можно раскрыть следующие понятия: Благочестие, скромность, Вера, благонравие. Беря значение этих слов из «Симфонии »   схиархимандрита Иоанна (Маслова), где читаем:

 

Благочестие:

— благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения.

— признак благочестия — не только знать, но и жить по заповедям.

 

Вера:

— вера сердечная есть признак красоты души.

— от веры рождаются надежда, любовь, терпение, молитва, смирение, страх Божий.

 

«Не забывал Александр Васильевич наставлять дочь и непосредственно, напутствуя её вступление в жизнь собственным примером. «Будь непререкаемо верна Родине. Я её солдат, я умираю за Отечество… Смелым шагом приближаюсь я к могиле, совесть моя не запятнана, мне 60 лет, тело моё изувечено ранами, и Бог оставил меня жить для блага государства…

Суворов жил для Отечества. Что значит жить для своей Родины? Задаем вопрос детям. Вот какой ответ на этот вопрос дает нам Иоанн (Маслов):

 «Если в сердце христианина горит огонь истинной любви, завещанной Христом, это сердце не требует указаний, в чем проявить свою любовь: оно само и голодного накормит, и плачущего утешит.

Тоже можно сказать и о священном чувстве любви к Родине: если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет пути для проявления своей любви к Отечеству».

Как было бы хорошо, если бы ребята научились правильно в обращении выражать свои  добрые чувства, тому пример добрые слова-обращения Александра Васильевича к дочери.

Вся нежность его солдатского сердца принадлежала дочери. Сколько её в таких задушевных словах: «Помни меня, как я тебя помню», «Молись Богу, Чтобы мы с тобой увиделись», «Знаешь, ты мне мила, полетел бы в Смольный на тебя посмотреть, да крыльев нету», «Смерть моя для Отечества, жизнь моя для Наташи».

 

Рассмотрим еще одно направление:

Взаимоотношения с взрослыми людьми и сверстниками

Отношения в семье

Бессильны родители над взрослыми детьми. Бессильна школа над детьми, не воспитанными семьей в правилах благочестия.

В семье ребенок начинает говорить, у него образуются определенные понятия, он учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Семья формирует понятие о Боге, смысле жизни, о назначении, учит различать добро и зло. В семье пробуждается совесть ребенка, проявляется чувство чести или стыда. Семья дает направление развитию в ребенке всех его сил, и важно уметь направлять эти силы к добру.

Преподобный Амвросий Оптинский учит: «Что Вы посеете в душах детей в младенчестве, то будет в их сердцах, когда они придут в зрелое мужество».

В рассказе Пустошкина «В чем лучшее наследство для детей?» (Хрестоматия. 3 класс. Урок № 16) показано правильное воспитание детей в семье на примере из жизни старца Зосимы, основателя Одигитриевской Зосимовой пустыни. Когда его отец умер, мать призвала к себе трех сыновей и сказала им: «Пока я жива, на моих глазах разделите все имение, ведь раздоры бывают большей части из-за имущества». Сказав это мать ушла за перегородку, через некоторое время она услышали крик и такие слова: — Я старший, я хочу взять один. — «Я не уступлю тебе, половина принадлежать мне, а меньшему не дадим» — «А я разве не сын, не такой же наследник?» Испуганная такими спорами мать со слезами вошла к ним.

 

— Матушка теперь вы сами будьте посредницей между нами и решите наш спор.

 

«Я всех старше, - говорит Филипп, - я один и хочу взять на себя батюшкин долг; он не слишком велик, и мне не будет тяжело это священное бремя».- «Оно будет ещё легче и приятнее, если мы разделим его пополам», - прервал Илья. – «За что же вы меня хотите лишить участия в этом священном, как сами говорите, бремени, - сказал Захария, - разве я недостойный сын моего достойнейшего родителя?»

Глубоко тронута была счастливая мать такою любовью своих детей к памяти почившего родителя.

Старец Амвросий Оптинский отмечал, что в юности особенно важно исполнение заповеди о почитании родителей.

Нравственное почтение к родителям зиждется на соблюдении в себе добрых навыков: «Юному возрасту прежде всего должно себя вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лица, Бог же взирает на сердце, и от Него зависит наша участь как в настоящей, так и с будущей жизни».

Пример формирования теплых дружеских отношений между детьми приводится в занятии № 10 в отрывке «Дети» Н. Пестова.

Дети жили дружно и ссорились редко. Особая нежность в отношениях была между Колюшей и Наташей. Когда Колюша пришел в первый раз из школы, мама спросила его: «Ну, что ты делал в школе?» — «Бегал по коридорам и смотрел на девочек» — «Ну, что же, понравились они тебе?» — «Нет мамочка, я не нашел там лучше нашей Наташи».

В школе тогда поили детей чаем с конфетами. Последние Колюша приносил домой и оделял ими Наташу и Сережу. На вопрос мамы: «Почему ты не ешь их сам?» — восьмилетний Колюша отвечал: «Надо же малышей побаловать».

Воспитание святые отцы учат начинать с детства, когда детская душа кристально чиста. Вместе с тем, учитывая общую наклонность природы человека к греху, необходимо пресечение этой наклонности также с детского возраста, пока грех не пустил еще свои корни в благоприятную почву души ребенка.

Помочь правильному воспитанию помогут эти мудрые, с любовью составленные книги.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения