На главную страницу
 
Глинские чтения. 28 июля 2006 г.

Л.М.Донченко,

кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России

Тема совести в русской классической литературе и ее отражение в современных школьных программах

Как никогда остро назрел вопрос о пробуждении совести в нашем обществе. Говорить о духовно-нравственном возрождении человека бессмысленно, если не говорить о совести – внутреннем тайнике души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого своего поступка, о чувстве совести, побуждающем к истине и добру, отвращающем человека ото лжи.  К большому сожалению, в современном обществе, и особенно в молодежной среде, часто бывает не принято поступать по голосу совести, и как отражение этого явления на одной из радиостанций постоянно повторяют один и тот же современный афоризм: «У меня совесть чиста: я ей не пользуюсь».

Для того чтобы человек, постепенно развивая свои способности, заложенные Творцом, мог соединиться с ним в вечности и наслаждаться Его лицезрением, как пишет схиархимандрит Иоанн Маслов, необходимо  обратиться к совести – «внутреннему мздовоздаятелю за все дела и поступки человека», тогда-то и придется пользоваться совестью постоянно!

А средств, помогающих пробудить совесть, этого «стража Божия, который никогда не ослабляет своего контроля над человеком и всячески стремится дать надлежащее направление его нравственной деятельности», в руках педагога и воспитателя достаточно много. И одним из них является обращение к русским произведениям, изучаемых в школьной программе на уроках литературы, мировой художественной культуры, истории. Остановлюсь только на примерах уроков литературы.

Огромное значение для воспитания личности школьника является его знакомство со святыми Земли Русской и с её историческими героями. А наша история богата такими именами! Достаточно только вспомнить имя непобедимого героя, не проигравшего ни одного сражения, - Александра Суворова! В 8 классе дети изучают удивительное стихотворение Гаврилы Романовича Державина «Снегирь», посвященное кончине Суворова. И если более подробно не познакомить школьников с личностью этого легендарного героя, то стихотворение останется непонятым, не затронет сердца детей: слишком мало о нем они знают. Незадолго до своей смерти Суворов так сказал о себе художнику, присланному курфюрстом Саксонским для написания портрета: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю моего ближнего, в жизнь мою никого не сделал несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой ни одного насекомого, бывал мал, бывал велик». Не желая нарушить слово Божие, Суворов никогда не шел против голоса совести. Героем Суворов почитал «властителя стыдливости и воздержания», нравственность которого религия… В день битвы или похода такой герой взвешивает предметы, уравнивает меры и вполне предается Божественному Предвидению». Суворов понимал присягу как завет с Богом. В «капральских беседах» написано: «Один десятерых не одолеешь. Божия же помощь нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому; а овцой в дому так и останешься, чтобы не возгордиться…» Какие нужные и своевременные наставления для воспитания мужества, патриотизма и совести в душах нашей молодежи! «Совесть не беспокоит, если врагам не только не мстим, но и благоденствуем» - пишет в «Симфонии» схиархимандрит Иоанн Маслов. И в унисон ему звучат слова Суворова: «Молись Богу, от него победа!.. Без … молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!», «Вали на месте! Гони, коли – остальным давай пощаду! Грех напрасно убивать! Они такие же люди. Умирай за Дом Богородицы! За Матушку!.. Обывателя не обижай! Солдат – не разбойник».

«Совесть, как и Закон Божий, ведет человека к жизни непорочной», - читаем в «Симфонии». И эта непорочность жизни Суворова проявляется в каждую минуту его бытия. Перед битвой, помолясь Богу и благословив всех, Суворов кратко, но сильно напоминал обязанности к Богу, к Государю, к Отечеству. Можно еще много привести примеров совестливого служения Суворова  Богу и Отечеству, но уже и из этих немногих приведенных видна незаурядная личность, яркость которой зажигает сердца учащихся, и совершенно по-другому начинают звучать знакомые строки стихотворения  Державина.  При таком вдумчивом и внимательном анализе произведения яркий и живой образ Суворова  отложится не столько как «знание» в головах учащихся,  сколько в душе, в «памяти сердца», по словам К.Н.Батюшкова.

И чем раньше мы будем обращаться к голосу совести детей, тем лучше.  А уроки русской литературы дают богатейший материал. Так, в 5 классе мы изучаем сказочную повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Будучи глубоко верующим человеком, Николай Васильевич стремился своими произведениями разбудить «спящие» души людей, воззвать к их совести, вернуть человека в лоно Православия, где только и возможно возрождение «падшего» человека. И за «настоящей веселостью, искренней непринужденностью, без жеманства и чопорности», за сказочным сюжетом неожиданно обнажается истинное духовное начало произведения. Это открытие начинается с названия повести. Чем символичен для нас праздник Рождества Христова? В мир пришел Спаситель, которому предстояло спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти. Сын Божий стал Человеком для того, чтобы пострадать на Кресте за наши грехи, победить диавола и смерть и открыть нам двери рая. И преображение главного героя Вакулы, пробуждение его совести состоялось именно в праздник Рождества. Корни греха вошли в душу верующего, богобоязненного Вакулы через чувства к Оксане. Эти грехи укреплялись и набирали силу под влиянием сначала порочных помыслов об уходе с этого света, а потом и греховных действий: обращение за помощью к нечистой силе. Вакула полностью склонил свою волю на сторону чувственного начала и забыл о своем назначении, совесть его замолчала и уже до поры до времени не напоминала о той цели, для которой он живет. Он достает черевички, но после совершения греха у героя появляется томление духа, внутреннее гнетущее состояние. Учащиеся читают в «Симфонии»: «Совесть, уязвляемая грехом, беспокоит человека», «Совесть терзает за грехи», «Совесть восстает против грехов», «Совесть обличает за нарушение закона». Такое обличение приводит к осознанию героем своего греха и исправлению своей жизни: Вакула  исповедовался, причастился и выдержал церковное покаяние. А покаяние, по учению Церкви, является вторым крещением.

На примере героя повести мы с детьми проследили, как зло через чувства входит в сердце человека и как совесть обличает героя и направляет на путь исправления.

Научить детей управлять своими чувствами, т.е. одерживать победу над собой и жить в согласии со своей совестью – наитруднейшая задача, но столь необходимая в нашем мире, где почти всё учит ребенка идти вслед своей греховной природе и чувственному началу. Но мятущиеся чувства человека, по учению святых отцов церкви, появляются от действия врага рода человеческого.

Борьба с грехом заставляет человека мобилизовать не только духовные силы, но и телесные. Об этом стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Влас». Судьба Власа и поучительна, и обладает огромным воспитательным потенциалом, и приводит читателя к анализу своих собственных мыслей, желаний, поступков. «Прелести мира» - бесчинное желание власти, безмерная тяга к внешним благам, богатству – приводят Власа к духовной смерти. Но «грех без казни не бывает» (Тихон Задонский). «Казнь внутри себя» - это неусыпный голос совести, который проявился в видениях, болезни, душевной и физической. Совесть привела героя к познанию греха. И Господь внял раскаянию грешника и «душу грешную воротил на вольный свет».  Герой внял голосу совести и вышел из испытаний духовно умудренным человеком, способным нести духовные подвиги:

 

Ходит с образом и с книгою

Сам с собой всё говорит

И железною веригою

Тихо на ходу звенит.

 

Герой

Ходит в зимушку студеную,

Ходит в летние жары,

Вызывая Русь крещеную

На посильные дары.

 

Не менее актуален и современен роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»,  рассказывающий о духовном окостенении членов некогда богатой и всесильной семьи и о самой лютой на свете казни – запоздалом пробуждении совести, когда ничего изменить нельзя, когда человек обречен на смерть, духовную и физическую. Наследственная духовная порча настолько сильно укоренилась в каждом члене семьи, что они не способны ни бороться с грехом, ни тем более искоренить его из сердца. Грехи все прочнее берут душу в кольцо, умерщвляя ее. И только перед смертью у каждого из членов семейства наступало пробуждение «остатков чувств». Погибают герои от нестерпимых мук «одичалой совести» в запоздалом раскаянии, в томительном беспокойстве. Так поучительно Щедрин показывает этапы падения героев, и проснувшаяся совесть не способна воскресить их.

Как своевременно это произведение сегодня! Разрушение семейного начала, отсутствие истинной любви, духовного начала между ближайшими родственниками, воспитание коммуникабельности, а в результате лести, лицемерия, двуличия; целенаправленное взращивание эгоистического начала, карьерных амбиций приводят очень часто и современные семьи к такому вырождению.

А причиной такого разрушения, как правило, является женщина, мать потому, что, как пишет иеромонах Порфирий (Левашов), «мир прекрасен в той мере, в какой мере женщина сохраняет верность своему долгу». Сохранение долга – быть супругой и матерью – вот предназначения, которые ожидают девочек на жизненном поприще. Поэтому особое внимание на уроках и во внеурочной деятельности мы уделяем воспитанию девочек,  и особенно чувства стыдливости, чувства, которым сама природа наделила женщину, чтобы сделать ее менее доступной соблазну и облегчить ей борьбу с искушениями.  Стыдливость – это «естественное свойство девической скромности и чистоты». Вот поэтому, как пишет иеромонах Порфирий, « положите для себя правилом – воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков». А таких примеров и русская история, и литература знает в изобилии. Изучая образ Маши Мироновой из «Капитанской дочки» Пушкина, Марии из «Бахчисарайского фонтана», Татьяны из «Евгения Онегина» говорим о благочестии героинь, их скромности и природном чувстве стыдливости, которые являлись лучшим украшением девушки и верным залогом ее будущего счастья. И в качестве примера, что такое истинное воспитание девушки было свойственно для всех лучших семей России, обращаемся  к письмам Александра Суворова. В письме к дочери Наташе он пишет: «Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; берегись его; привыкай к естественной вежливости, избегай подруг, острых на язык: где злословие, там глядишь и разврат. Будь сурова и немногословна с мужчинами, а когда они станут разговаривать с тобой,  отвечай на похвалы их скромным молчанием. Уповай на Провидение. Оно не замедлит упрочить судьбу твою… Я за это ручаюсь…», «Избегай людей, любящих блистать остроумием, по большей части это люди извращенных нравов… Будь сурова с мужчинами и говори с ними немного…»

А в письме Н.И.Салтыкову Суворов пишет: «Ни о женихе, что рано, ни о богатстве, ни о светских просвещениях моей дочери не мыслю, но об одном целомудрии. Не она, но оно дороже мне жизни и собственной чести».

Эти мудрые слова Александра Васильевича должны стать руководством для учителя, воспитателя, родителя при взращивании девочки, будущей жены и матери. Такое целомудренное, совестливое поведение свойственно и лучшим героиням русской классической литературы: Софье из «Недоросля» Фонвизина, лучшим героиням Пушкина, Льва Толстого и многим другим.

И когда воспитываем своего собственного ребенка, или ученика, мы всегда должны помнить, что списать безнравственное поведение ребенка ссылкой на безнравственное время, категорически недопустимо и даже преступно, потому что «как слово Божие запрещает и считает недопустимым для христианина нарушение нравственных норм, и даже угрожает за них судом и наказанием», точно так же поступит и неусыпная совесть, проснувшись в самое непредвиденное для воспитателя время.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения