На главную страницу
 
Глинские чтения. 28 июля 2006 г.

Денисенко И.М.

Совесть есть глас Божий

Совесть без зубов, а загрызет.

С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.

Русские народные пословицы.

 

Мы очень давно не задумывались о том, что же это такое совесть! Это слово скоро можно будет отнести к устаревшим понятиям, но, слава Богу, ещё не совсем забытым.

Я работаю в коррекционной школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью. Проведя опрос, выяснила, что большинство детей совесть представляют как что-то определяющее хорошо или плохо ты сделал. Но был и такой ответ, что совесть-это слабость человеческая. Вероятно, гак думают некоторые наши соотечественники, успешно изжившие у себя эту слабость. Они перенесли рыночные отношения в экономике в духовные отношения, отношения между людьми. Не заплатишь - будешь умирать на больничной койке (никто не подойдет); из троек в школе не вылезешь; в ВУЗе пойдешь в академотпуск (одумаешься, вернувшись будешь проплачивать всё что «просят»); необходимую справку будешь ждать месяц... Этот список можно продолжать. Хорошо, если здоровье позволяет зарабатывать на эти бесконечные «чаевые». А если нет?! Сейчас человека, неумеющего украсть, урвать не уважают. Кто у нас герой отечественных сериалов?!

Вокруг накопилось очень много несправедливости, страха, ненависти, отчаяния и зла. Всё это способствует возникновению болезней и сокращает человеческую жизнь.

Бороться с этим тяжело и можно сказать словами Самого Господа, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10. 27). И Он же Сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её» (Мф. 16, 18). Иисус Христос примером Своей Жизни, Своим Учением показал путь человеку к возможному совершенству, цель жизни.

Если отвергнуть догматы веры, то нравственные требования лишаются опоры, будут неустойчивы, и ничем нельзя будет доказать их безусловную обязательность для всех людей. Природным голосом совести можно руководствоваться, избегая зла и делая добро, пока это сопряжено с общественным почётом и уважением. Понятие о добре и зле у разных народов весьма различно. Но во имя чего человеку далёкому от веры в Бытие Бога обрекать себя на жертвы, лишать себя удовольствий, развлечений?!

 

Отрадно,    что   воспитание подрастающего поколения выносится на первый план в образовательных
учреждениях.                                                                                                         

Большую помощь в этой работе оказывают образовательные форумы и конечно, литература в которой осмысливается духовное наследие Боговдохновенных старцев. Архиепископ Иоанн Шаховский писал-«Учительство в Церкви никогда не прекратиться, и во все века Церковь будет давать миру своих учителей, которые во все века будут иметь одного Духа Святого и говорить одну и ту же Истину слова Божьего, но каждый раз в форме, наиболее понятной должной эпохе, данному обществу и народу. В Церкви идет вечное, непрекращающее благовествование».

Поэтому нисколько не умоляя трудов наших великих святителей всех времен, нам все же более близки и понятны труды наших современников. Очень хорошо работать с «Симфонией» архимандрита Иоанна (Маслова). Это, действительно, настольная книга. Например, в ней четко прописано, что «совесть есть глас Божий». Особенно ценно, что эта духовная литература рекомендована министерством образования РФ, А жизнь самих старцев является примером для подражания.

Монастырская педагогика очень актуальна и востребована в интернатных учреждениях.

Книга д.п.н. Н.В. Маслова «Основы русской педагогики» - энциклопедия российского учителя. В ней определена цель воспитания как раскрытие воспитаннику цели и смысла жизни. При проведении опроса почти никто из взрослых не смог вразумительно ответить о смысле жизни. Дети отвечали: чтобы учиться; иметь семью и растить детей; не пить и не курить; для счастья и хорошей жизни; искупить грехи.

Кроме поставленной дели в книге определены и пути её достижения, исходя из природы человека и опыта христианского наследия. Для меня лично, уже знакомой с Законом Божиим, было очень интересно повторить его вновь «в форме, наиболее понятной должной эпохе». Например, я знала, что телевизор отвлекает от молитвы, чтения духовной литературы, мыслей о Боге и т.д. Но вот я прочитала, что стремлением к развлечению мы пытаемся заглушить живущую внутри муку разобщения с Богом, и что после развлечения мука просыпается с новой силой, (От себя добавлю, что к ней добавляется ещё и сожаление о потерянном напрасно времени), Этот ракурс дал более точный «диагноз болезни»: А это, как известно, приводит к скорейшему исцелению. Теперь телевизор я смотрю крайне редко.

Кроме того,   читая  книгу,  делаю  много заметок для  собственной исповеди.

Ещё хочу сказать, что несмотря на серьезность представленного материала» книга «Основы русской педагогики» читается и воспринимается легко, на едином дыхании. Хочется «проглотить» всё сразу.

Такая литература, образовательные форумы - струя свежего воздуха, дающего силы идти дальше но земному пути и ещё пытаться кого-то вести за собой. Так как я работаю учителем, то не хотелось бы, чтобы слепой вел слепых, за собой (по Евангелевскому предупреждению).

Работа нашего экспериментального курса «Домашний очаг» нашла поддержку, и одобрение в образовательных кругах и успешно продолжается, вовлекая вес больше как детей, так и взрослых. Оформлен стенд для школьной газеты, с которой могут познакомиться все желающие. Есть страничка с православным календарем и главными церковными праздниками.

Кроме того, для самостоятельной жизни воспитанниц важно повышение мотивации к труду. Это возможно при изучении темы по обустройству дома, изготовлении предметов быта для себя, отношении к ближнему (подготовка подарков ветеранам, к встречам с ними, к праздникам), обустройстве школьных помещений (изготовление швейных изделий для спален, столовой), выполнении работ на конкурсы, выставки.

В этом году с выпускницами мы самостоятельно доклеили обои в своем кабинете, покрасили двери; сшили новые шторы с оригинальными ламбрикенами; оформили новые стенды, в том числе стенд «Православная культура». На нем разместили изображения самых известных икон, соборов, монастырей, репродукции с полотен на библейские и православные сюжеты.

Показателем работы нашей школы-интерната служит судьба выпускницы, одной из самых активных воспитанниц факультатива. Она есть на трёх фотографиях в журнале «Глинские чтения», в №1 за 2006 г., которыми оформлена статья «Словно у домашнего очага» о нашей школе-интернате. Мать этой девочки почти не навещала её и её сестру, которая окончила нашу школу двумя годами раньше. Девочки же проведывали своего маленького братика, находящегося в городском приюте. Этой суровой зимой горе-мама, скитаясь по дачам, обморозилась. Ей ампутировали все пальцы рук и обе стопы. Девочки как могут ухаживают за, нею. Лишенные материнского тепла, они выросли добрыми и милосердными. По их выражению, совесть и любовь к матери не позволяет им бросить её.

Мне бы очень хотелось, чтобы наша совместная работа, с одной стороны» была бы путешествием в мир прекрасного, святого, высокого, а с другой стороны» чтобы, получив знания об истинной духовности, дети становились более стойкими к негативным проявлениям в жизни; чтобы воспитанницы стали полезными членами общества. О том, что работа очень сближает, говорят те факты, что и после расставания мы остаёмся близкими людьми. Выпускники, работавшие на занятиях факультатива «Домашний очаг» (на основе традиций православной культуры) постоянно поддерживают связь со мной: приходят, звонят, поздравляют с праздниками. Их память и внимание очень дороги мне.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения