На главную страницу
 
Глинские чтения. 28 июля 2006 г.

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий

СОВЕСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Уважаемые участники Глинских чтений!

Много лет назад в этих святых стенах прозвучал вопрос, злободневность которого не уменьшилась и по сей день. К преподавателю Московской Духовной семинарии подошел учащийся и спросил: «Что есть духовная жизнь?»

В современном мире это понятие отождествляется с культурой и искусством, с различными видами творческой деятельности человека. Немалая часть людей духовность связывает с религией, с Церковью. Однако само существо духовности,  пожалуй, не поддается точному определению и рациональному осмыслению. Духовность, как и религиозная вера, имеют не рациональный, а иррациональный характер. Эти явления на самом острие борьбы между материей и духом, между временным и вечным, между земным  и небесным.

Можно много говорить и писать о духовности, но это может быть, полезным только в том случае, если данная тема имеет прямое отношение к каждому конкретному человеку, короче говоря, к каждому из нас.  Нам указан путь духовной жизни. Пройти этот путь должен каждый сам. За нас этот путь пройти никто не сможет, так же как и мы не можем пройти этот путь за другого.  Замечательный русский мыслитель И.А. Ильин писал: «Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Жить и творить должен каждый сам. И это ему удается тем больше и тем лучше, чем глубже он укоренился в своем собственном,  выстраданном  и вымоленном духовном опыте». (Ильин И.А. Путь духовного обновления. Санкт - Петербург, стр. 10)

Ильин советует начинать с высшего духовного дара  человека – свободы. «Дух есть сила самоопределения себя к лучшему» - пишет он  (с. 64). За определением себя к лучшему следуют этажи духовной борьбы: борьба за освобождение себя от любой прихоти, соблазна и греха и борьба за приобретение добрых навыков и расположений души.

В духовном становлении человека огромное значение имеет совесть – один из чудесных даров Божиих человеку. Совесть – это сама сила Божия, живущая в нас и раскрывающая нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности. «То, на что указывает совесть, к чему зовет она нас, есть нравственно совершенная. Не самая «приятная», не самая «полезная», не самая «целесообразная», но нравственно лучшее, совершенное, к чему зовет нас Евангелие: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48). Совесть есть сама жизнь и дух, и любовь и искренность: сила страшная, и чистая, и божественная.

Беда современного человека в том, что он разучился слушать голос своей совести. Вся наша жизнь есть действие нашего рассудка, неплохо соображающего в вопросах нашей обыденной жизни, но ничего не понимающего в вопросах высшей правды и высшей цели человеческого бытия. Беда наша в том, как пишет Ильин, что современный человек научился практически относиться к священной, иррациональной глубине своей совести, ограждать себя от ее голоса. Пускай над ней возятся люди сентиментальные, глупые, не приспособленные к реальной жизни, а им, «умным», не до того.  

Христианская совесть, этот драгоценный и благодатный дар человеку, как бы умолкла за последние десятилетия научно-технического прогресса. Это зловещее явление. И.Ильин в своё время говорил, что этот факт указывает на то, что современному человеку предстоит вступить на путь больших страданий и потрясений. Ибо совесть не есть какое-то ненужное или маловажное свойство и способность. Напротив, совесть нужна каждому человеку не только в какие-то особенные периоды его жизни, но и нужна в ежедневных делах и обыденных отношениях, и то, что не тронуто её лучом, оказывается не только некачественным в смысле духовном, но и жизненно не прочным, не крепким и в личной, и в общественной жизни.

Можно с уверенностью говорить о значимости совести в делах государственных и политических. В рассуждениях относительно политической свободы один из русских митрополитов пишет: «Человек и народ, заглушившие голос совести, извратят свою политическую свободу, а, может, и погубят себя вместе с нею». Смысл и корень политической свободы лежит там, где живет и творит духовная свобода человека, где ясно слышан голос совести – величайший дар Божий человеку.

От общих положений перейдем и к конкретным историческим примерам. Вот величайший мыслитель и философ, образец нравственности – Сократ. Сократа называют христианином до Христа. На примере его жизни можно увидеть, как человеческая душа может сродниться с совестью. В Сократе человеческое «я» перестаёт противопоставлять совесть себе, а себя – совести. Он говорил, что внутренний Божественный голос никогда не давал ему положительных указаний, сделать то–то), а только отрицательные, воздерживающие (не делать этого). Это было потому, что праведная воля Сократа испытывала положительные зовы совести как свои собственные желания и побуждения, а как сверхличное - только в моменты ошибочного волеизъявления.

Есть еще один исторический пример, более близкий нам – писатель Лев Толстой. Несомненно, этот высокоодарённый человек стремился быть носителем чистой человеческой совести, но подменил совесть рассудком. Л.Толстой совершил очень серьёзную ошибку духовного характера. Он стал на пути духовных исканий, очевидно, решил вопрос об определении себя к лучшему, но дальше не пошел. Вместо подвига очищения себя от всего недоброго и, прежде всего, гордыни, он уклонился на путь теоретических построений, облачился в тогу пророка и всеобщего обличителя, стал учить об избавлении людей от всех зол и пороков. В конце концов он пришёл к построению ненужной и противокультурной доктрины, которая называется «толстовством». «Толстому надо было бы, - пишет одни из русских мыслителей, - больше действовать и поступать по совести, а меньше – проповедовать и обличать, тогда и он бы увидел, что его учение составлено не от чистого голоса совести, а от горделивого рассудка». В личном плане деятельность Толстого окончилась полным духовным крахом.

Еще несколько слов уже о наших современниках. Никто не станет отрицать, что два последних десятилетия для наших стран были годами общественно-политических потрясений. Кроме этого наши народы подверглись духовной агрессии со стороны неокультов, массированному влиянию чужеродной культуры, которая по своей природе не только антидуховна, но и антигуманна. В результате на духовных нивах наших стран можно было бы ожидать всходы полной бездуховности и бессовестности. Но ожидания наших недругов не оправдались. Голос совести, голос Божий остаётся довольно сильным в душе русского человека. Вот статистические данные. Несмотря на катастрофическое падение нравственности, регуляторы семейных отношений остаются достаточно сильными. Родителей уважает 81% населения России. Патриотизм также не потерял своего значения в русском народе. Большинство населения (62%) воспринимают Родину как священное понятие. Преданность Родине почти у половины населения России более предпочтительное понятие, чем справедливость. Шестьдесят процентов опрошенных считают Россию особой страной, не похожей ни на Европу, ни на Азию. Голос совести в душе русского человека не только указывает путь к добру и духовному совершенству, но обличает истоки зла. Большая часть населения нашей страны считает, что западная культура отрицательно влияет на отношения между людьми в России. Засилье западной культуры, по мнению большинства населения России, делает людей хуже. Большая часть граждан страны не принимает так называемых «западных ценностей жизни» (Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель миссионерского Отдела МП. Доклад на архиерейском соборе РПЦ 3-8 октября 2004 г.). Эти данные статистики остаётся увенчать кратким резюме – выдержкой из Военной истории государства Российского: «Скажите всем, что Русь всегда жива».

Без совести невозможно устроить личную, семейную, государственную жизнь на земле. Каждое новое поколение должно расчищать пути, ведущие к совести. Ибо бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле.

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения