Мы, участники Образовательных чтений ЦФО «Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества», состоявшихся 17-19 сентября 2007 года в г. Белгороде,
принимая во внимание необходимость сохранения национального и культурного многообразия и идентичности составляющих человеческую цивилизацию народов, опираясь на более чем тысячелетний опыт жизнеустроения многонациональной России;
используя накопленный позитивный опыт преподавания курса «Православная культура»,
принимаем это обращение к российской общественности.
Россия вступила в новый период своего исторического бытия, в котором в основу дальнейшего укрепления государственности и социально-экономического развития закладываются исторические духовно-нравственные идеалы и ценности. В современном российском обществе возрастание интереса к изучению отечественной истории и культуры, является несомненным свидетельством возрождения и развития.
Сегодня система государственного образования должна быть направлена на формирование у учащегося целостного мировоззрения и мировосприятия, включающего в том числе представление о религиозной культуре.
Образование, как часть культурной жизни народа, обязательно должно включать изучение основ русской культуры, ее истоков, уникального уклада и характера нации.
Возрождение идей русской национальной школы в настоящее время является одним из направлений российской педагогики, которое дает ответы на поставленные жизнью вопросы дальнейшего существования российского государства.
В основание концепции национального воспитания закладываются его характерные черты - духовность, открытость и национальная идентичность.
Вся история гуманитарной науки свидетельствует о том, что как только идея образа Божия в человеке изгонялась из научного оборота, человек начинал восприниматься лишь в одном измерении, по известному выражению одного из материалистических философов: «Человек есть то, что он ест». Современное человекознание, благодаря соединению достижений светской науки и святоотеческого учения, приходит к неизбежному выводу, что если исключить возможность познания этого мира сверхъестественным способом, т.е. посредством Божественного откровения, то вся система нравственных ценностей современного мира будет разрушена. Ведь и психология, и педагогика обращаются к душе человека, изучая такие её области как совесть (которая является голосом Божиим в человеке), стремление к совершенствованию (что является подобием Божиим в человеке).
По мнению участников образовательных чтений, наука и религия в наши дни не должны противопоставляться друг другу, а напротив, должны объединить свои усилия по формированию жизнеспособных поколений.
Возрождение духовности, обращение к национальным идейно-нравственным и культурно-эстетическим традициям - одна из важнейших задач современного российского образования. Цель его заключается в формировании гармонично развитой личности, обладающей основами мировоззрения, в котором достойное место занимают духовные ценности, воспитание человека, опирающегося на прочный фундамент духовно-нравственного, гражданского, национального и патриотического самосознания, владеющего системой основополагающих знаний и научно-практическим опытом.
Мы, участники Образовательных чтений, обращаемся к широкой общественности с призывом объединить усилия по сохранению исторически сложившегося государственного единства и равноправия народов многонациональной России. Каждому из нас необходимо знать, сохранять, преумножать и развивать собственные духовные и культурные ценности. Мы верим в благополучие и процветание нашей Родины, формирующей духовность и культуру подрастающего поколения в контексте национальных традиций. Сегодня Россия вступила в такой этап своего развития, когда от каждого человека, от каждого из нас, зависит будущее нашей любимой Отчизны. |