6 сентября 2007 года в г. Варне (Болгария) был проведен очередной Международный педагогический форум «Глинские чтения». Организаторами данного мероприятия выступили Всероссийское историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского» и Варненская и Великопреславская митрополия Болгарской Православной Церкви, Балканский православный молодежный союз. Российскую делегацию, прибывшую в г. Варну для участия в чтениях, возглавила ректор Московской педагогической академии, доктор экономических наук Елена Олеговна Крылова. В состав делегации вошли проректор Московской педагогической академии, заместитель директора радиостанции «Народное радио» Г.И. Егорова, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Л.М. Донченко (СШ №766 Восточного округа г.Москвы,), доктор педагогических наук, профессор Б.Г. Бобылев (Орловский государственный технический университет). В работе форума приняли участие представители Софийской, Сливенской и Врачанской митрополий, ответственные работники органов образования Болгарии, гости из Румынии, Македонии, Польши.
Пленарное заседание форума открыла Елена Олеговна Крылова, которая осуществила анализ процессов, происходящих сегодня в сфере российского духовно-нравственного образования и воспитания, дала развернутую характеристику особенностей педагогической школы Глинской пустыни, указав на то значение, которое имеет монастырская педагогика для развития современной системы образования. Особое внимание в докладе ректора Московской педагогической академии было уделено трудам схиархимандрита Иоанна Маслова, их основополагающей роли для решения проблемы воспитания учащихся. Педагогическое значение «Симфонии по творениям Тихона Задонского», составленной схиархмандритом Иоанном Масловым и переведенной в этом году на болгарский язык, заключается в создании твердых и ясных методологических предпосылок для осуществления духовно-нравственного образования и воспитания современной молодежи. Иоанн Маслов восстанавливает здесь изначальные христианские основы европейской педагогики. В «Симфонии» развертывается система понятий, составляющих содержание совершеннейшего и спасительного закона веры и нравственности, который был преподан Иисусом Христом миру. При этом показывается неразрывная связь нравственности с верой. Человек по своей природе бывает удобопреклонен ко греху; победить же немощь своего естества он может только при помощи благодати Святого Духа. Очень важное значение для привлечения благодати в душу человека имеет его самопознание, которое именуется у святителя Тихона началом спасения. Наилучшим путем к стяжанию благодати служит смирение. Смиренный человек считает себя недостойным милости Божией, но достойным всякого наказания. И это является источником терпения. По словам святителя, «благодать Божия стучится в дверь сердца каждого человека», призывая лежащего во грехах к покаянию, которое есть полный духовно-нравственный переворот в человеке, кардинальная перемена его внутренних настроений, стремлений и самой жизни. Богоподобные свойства души, освободившиеся от гнета греха, начинают действовать во всей своей силе. Человек становится сострадательным, терпеливым, милостивым. «Симфония» подводит читателя к выводу о том, что духовно-нравственное совершенствование человека возможно только при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий.
Большое впечатление на болгарских, румынских, польских, македонских участников форума произвела та часть доклада Е.О.Крыловой, которая была посвящена характеристике методической деятельности Московской педагогической академии, в результате которой разработана система повышения квалификации учителей и создана серия пособий и хрестоматий по духовно-нравственному образованию для начальной, основной и средней школы.
Высокую оценку у собравшихся вызвал опыт МПА по организации преподавания общеобразовательных предметов с позиций православного мировоззрения. Так, священник Сашо Георгиев Стефанов (Врачанская метрополия Болгарской Патриархии) в своем выступлении-отклике на доклад ректора МПА указал на плодотворность и эффективность предлагаемой методики православного воспитания учащихся. Во Врачанской метрополии в последние годы под влиянием русского опыта осуществляется практика изучения основ православной религии через преподавание болгарского языка и литературы.
Перед участниками форума выступил писатель Валентин Кожухаров, осуществивший перевод «Симфонии по творениям Тихона Задонского» на болгарский язык, а также издатели перевода из Сливенской Метрополии. Было отмечено, что непосредственным организатором и редактором болгарского текста «Симфонии» является митрополит Сливенский Иоаникий - духовный сын схиархимандрита Иоанна Маслова. Участники конференции вспоминали слова митрополита Иоаникия, сказанные им два года в Варне назад на форуме «Глинские чтения. Православие в Европе»: «Если мы исполним волю Христа, то Бог будет с нами до конца века. Нам нечего бояться, если Бог с нами. Мы не должны приспосабливаться к новым временам. Мы не должны отказываться от вечного, постоянного. Христу дана любая власть на земле и на небе. Мы будем следовать апостольскому, святому преданию. Наша задача – свидетельствовать о чистоте Православия, свидетельствовать, что мы сыны и дочери света».
От имени президента Фонда благоверного князя Александра Невского Николая Васильевича Маслова руководитель российской делегации Е.О.Крылова выразила благодарность за попечительное внимание митрополита Иоаникия к трудам святителя Тихона Задонского и схиархимандрита Иоанна Маслова, за ту огромную работу, которую взял на себя Сливенский митрополит в связи с изданием труда схиархимандрита Маслова. Язык является средством воспитания единомыслия народа, - подчеркнула Елена Олеговна – и благодаря «Симфонии», помогающей восстановить подлинный смысл и связь единых понятий, которые лежат в основе нашей веры и мировоззрения, педагоги России, Болгарии, Балканских стран придут к еще большему единомыслию, что послужит на пользу нашей Православной Церкви и всеему Православию.
Тезисы методологического доклада Е.О.Крыловой нашли свое развитие и подтверждение в докладах и выступлениях других членов российской делегации. В данных выступлениях приводились конкретные примеры использования трудов схиархимандрита Иоанна Маслова в современной российской школе и вузе, освещался опыт построения преподавания различных дисциплин на основе православной святоотеческой традиции.
Педагогический форум «Глинские чтения: Православие в Европе» проводился в рамках программы Международной форума «Неделя православной книги», который проходил в г.Варне с 3 по 8 сентября 2007 г. Инициатором данного мероприятия выступила Варненская и Великопреславская митрополия Болгарской православной церкви. Непосредственными организаторами этого форума стали члены «Духовно-просветительского центра при храме Св. Архангела Михаила» во главе с о.Василием Шаганом. На пленарных заседаниях «Недели» выступали митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Черногорско-Приморский (Сербская православная церковь) Амфилохий, ректор Варшавской православной духовной семинарии о. Георгий Пофилюк, священники и монашествующие – представители различных метрополий Болгарской Православной церкви. Члены российской делегации приняли активное участие в заседаниях болгарского форума и работе круглых столов, посвященных проблемам религиозного образования и духовно-нравственного воспитания современной молодежи. В выступлениях болгарских участников конференции проявлялись различные подходы к организации преподавания основ православия в школе. Представители государственных и муниципальных образовательных структур, в основном, отстаивали позиции «неконфессионального» религиозного образования культурологической ориентации. Весьма характерным в этом отношении было выступление эксперта Министерства образования Болгарии по предмету «Религия» Евгения Гюнова (г.Пловдив), который рассказал о работе специальной государственной комиссии, созданной при Софийском университете, над содержанием и структурой нового школьного предмета, посвященного изучению истории религии. Как можно было судить по этому выступлению, в настоящее время предметной комиссией, в состав которой входят наряду с богословами специалисты по различным областям гуманитарного знания, обозначены только позиции самого общего плана: «светский характер образования», «свобода вероисповедания», «недопустимость религиозной розни» и пр. Концепция предмета, по сути дела, не сформирована, содержание государственного стандарта не разработано.
«Неконфесиональный», культурологический подход к преподаванию основ религии был подвергнут резкой критике со стороны представителей Церкви и болгарских православных общественных организаций. В докладах протоиерея Сильвестра Янакиева (Сливенская метрополия), секретаря Балканского православного молодежного союза Емилиана Погончева, преподавателя православного богословского факультета Великотырновского университета, магистра богословия Магдалены Легкоступ и др. указывалось на то, что только «конфесиональная» модель религиозного образования, строго и последовательно ориентированная на традиции и ценности Православия, соответствует задаче возрождения и самостояния болгарского народа в условиях экспансии идей глобализма, утверждения эвдемонических, бездуховных идеалов западной цивилизации, несущих угрозу нравственному здоровью нации. Следует указать, что данную точку зрения разделяют не все болгарские священнослужители. Так, протоиерей Захарий Дечев, настоятель храма Св. Кирилла и Мефодия г.Бургас, считает, что основы православия должны преподаваться только священниками и только в воскресных школах , созданных при храмах.
На заседании круглого стола, состоявшемся 5 сентября 2007 г. в зале информационного центра мэрии Варны, выступила заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Лидия Михайловна Донченко, рассказавшая о своем опыте православного образования и воспитания учащихся средствами литературы. Помимо уроков русского языка и литературы ей поручено вести уроки по предмету «История мировых религий». Учебник по этому предмету проходит сейчас апробацию в ряде российских школ. Лидия Михайловна подчеркнула, что, несмотря на официальные декларации о культурологическом характере данного предмета, много зависит от учителя, который всегда может придать изучению религии православную духовную направленность.
Итоги проведения педагогического форума «Глинских чтения» в г.Варне говорят о растущем интересе педагогической общественности Болгарии и Балканских стран к духовно-просветительской деятельности историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского» и Московской педагогической академии. Как свидетельствуют выступления и отзывы участников конференции, методический опыт МПА по организации преподавания общеобразовательных предметов в свете Православия, по использованию святоотеческого наследия в качестве методологической основы духовно-нравственного воспитания студентов и школьников не только вызывает сочувственный отклик у педагогов братской страны, но и начинает использоваться в школах Болгарии.
|