На главную страницу
 

В.Ю. Троицкий,
доктор педагогических наук, профессор

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
И ПУТИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Размышление об образовани и воспитании грядущего поколения окажется плодотворным, если в его основание будет положен социальный, культурный и духовный опыт народа и объединяющие начала православного святоотеческого наследия, в том числе наследия Глинской пустыни, — наследия, обобщенного в замечательных трудах схиархимандрита отца Иоанна (Маслова).

Прежде всего это книга «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие», написанная в 1969 году. Здесь учение старца Амвросия, так много значившего в истории духовной жизни России, в её культуре, — предстало в стройном, доступном изложении.

В 1985 году отец Иоанн защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». В ней отразилось не только жизнеописание выдающегося делателя и подвижника, но одновременно сложился, говоря словами В.Н. Крупина, «учебник жизни, духовного роста и прозрения, созданный двумя выдающимися русскими умами».

Наконец нужно особо отметить энциклопедию православной мысли — «Симфонию по творениям святителя Тихона Задонского» (М., 1996), ставшую живым руководством в деле духовного воспитания и образования граждан России.

Трудно переоценить и книгу отца Иоанна «Глинская пустынь. История обители и её духовно-просветительная деятельность в XVI— XX веках». Она охватывает широкую панораму событий отечественной истории и подробнейшее описание архива Глинской пустыни, этого замечательного центра духовной жизни России.

Все эти труды имеют прямое отношение к размышлению об истории и современных судьбах просвещения, если рассматривать образование как дело национально-государственное, общекультурное и религиозное одновременно, согласовывая при этом общеобразовательные цели с государственными, общенародными и личностными интересами.

Если мы осознаём себя гражданами независимого высокоразвитого государства, то должны обеспечить подрастающему поколению России соответствующее образование, не сводя его к утилитарному воспроизводству малоквалифицированной рабочей силы, что характерно для школы колониального типа.

Русская школа должна преследовать духовно-нравственные и общеобразовательные цели воспитания культурной личности, гражданина России. Нам необходимо образование, которое закладывало бы основы целостного представления о мире и человеке, рассматриваемом не просто как существо биосоциальное, но — культурно-национальное (историческое) и духовное.

Каждая из этих трёх ипостасей человека должка быть согласована и ясно отражена в системе школьных дисциплин. В умах учащихся необходимо утвердить основы надобыденного сознания, одухотворённого идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять. Необходимо выпестовать человека, уважающего святыню семьи, своих родителей, человека, крепко связанного с историей своей родины и её народа, готового служить ей верой и правдой. Из стен школы должен выходить человек грамотный и обладающий знаниями и навыками, необходимыми для дальнейшего самостоятельного в них совершенствования.

Наше нынешнее образование несвободно. Нельзя назвать свободным образование, которому навязывают западные образцы, пускают по запутанным дорогам плюрализма.

Свобода—это право и реальная возможность двигаться по пути к истине. Истина же — однозначна, тоталитарна, если хотите... Свобода — это право и реальная возможность гражданина России нестеснённо развиваться в лоне родной культуры, русского просвещения, в духе православных представлений, духовных ценностей и национальных идей, которые сформировали триединую русскую нацию и дают возможность свободно и естественно развиваться другим национальным культурам и конфессиям.

К сожалению, у нас все ещё путают свободу с вульгарным своеволием и разнузданностью, а личность - с биосоциальной особью. И в том и в другом случае не принимается в счёт духовное начало, то, что православные называют искрой Божией.

Свобода не в том, чтобы делать то, что захочешь, учит схиархимандрит Иоанн (Маслов), но прежде всего, замечает св. Тихон Задонский, — это «свобода духовная, то есть свобода от греха, клятвы законныя, диавола, ада и ветхозаветных обрядов» (с. 285).

Свобода духовная означает власть духа над своеволием страстей и лжемыслием; свобода от греха — означает свободу от искажения человеческого в человеке, свободу от искажения в нём «образа и подобия Божия», свободу от убивающего человеческую душу соблазна противления добру и Богу, свободу от непочтения благодати, от дерзкого неповиновения Божьим заповедям.

Несвобода есть духовная тьма. Поэтому духовно тёмный человек не может быть свободен. Мы — за свободу. Поэтому мы за неизменное поступательное движение учащихся в сфере отечественной духовной культуры, выросшей в лоне Православия.

Система образования независимой державы невозможна вне национальной среды обитания. Национальность — это историческое имя народа и человека, ему принадлежащего. Это — имя культуры, среди которой он вырос. Это — имя его духовно-исторической сущности, энергии, корневая система духа. Быть свободным возможно только будучи национальным. Чтобы убить свободу, нужно лишить человека национальной памяти. Нельзя согласовать воспитание личности с политикой национального обезличивания, с постоянным унижением достоинства великого триединого русского народа, с изощрённой и открытой денационализацией, отразившейся, в частности, в намерении изъять из паспорта графу «национальность», а также в искусственно насаждаемом слове «россиянин», данном как бы взамен национальности. Каждый достойный человек, связанный с Россией жизненной судьбою, должен иметь право помнить, знать и чтить свою национальность и с достоинством считать себя гражданином России.

Каждый, работающий во имя нашей Отчизны, должен отдать себе отчёт, что России не было бы, нет и не может быть без русского начала, без русского духа, без Православия и русской культуры; что корневая черта русского духа — общероссийское государственное самосознание, что русская традиционная культура, устоявшаяся на православной веротерпимости, русский язык и русская школа служили и служат консолидирующими началами единства многонациональной России.

Утверждение национальной школы — это утверждение человека, ибо без духовно-национальных традиций легко происходит расчеловечивание человека; он поддаётся всему чужому и тёмному, нравственно деградирует, становится чужд духовному родству... Отстаивать национальное достоинство — значит отстаивать культуру. Ибо национальная культура — это иерархия духовных ценностей, дающая каждому спасительные ориентиры.

Истинное образование — всегда следствие и результат глубинных духовных традиций, исторического опыта, всей национальной культуры. Государственная система образования выполняет свою историческую роль в той мере, в какой её деятельность согласуется с духовным наследием, выработанным национально-историческим самосознанием, с национальной иерархией ценностей, с народными идеалами воспитания.

Прежде всего нам нужно согласовать делаемое, должное и действительное положение вещей. Можно ли забывать, что современный мир отнимает у многих детей детство. Не только в смысле необходимого материального достатка. Этот мир агрессивно насыщает детское сознание преждевременными впечатлениями. Волна «полового воспитания» сменилась вползающей в школьные программы валеологией. Всем этим так или иначе погубляется душевное целомудрие.

Все это относится к современным педагогическим преступлениям. Сегодня на школу активно наступает бездуховность, плюрализм и пресловутые «права человека». В результате общество получает гражданина без идеалов, более того — отрицающего идеалы. Напомню, кстати, мудрые слова С.Н. Трубецкого: «Чтобы преобразовать общество, учить его, способствовать так или иначе его развитию и нравственному улучшению, нужен не только патриотизм, но и ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал».

Не может не вызывать тревоги практическое отсутствие в массовой школе патриотического духа; кроме того, равнодушие к духовным традициям; формирование вместо жертвенной гражданственности — эгоистического сознания, потребительского подхода к миру («жить для удовольствия»), пренебрежительного отношения к труду и т.д. Эти разрушительные тенденции в сфере нашего образования пока не остановлены.

II

Обеспечивается ли сегодня полноценное развитие школьника в основополагающих гуманитарных областях, формирующих личность?

В последнее десятилетие широко распространено небрежное, некультурное и кощунственное отношение к языку, опошление и загрязнение речи, языковая разнузданность. Всё это снижает уровень нашей языковой культуры, а значит, и общий интеллектуальный и культурный потенциал.

Учащихся необходимо защитить от этого вредного воздействия — увеличить количество часов русского языка в школе, найти противоядие от языкового беспредела, ввести в курс русского языка небольшой раздел «Культура речи», усилить общение школьников с русской классикой, сокровищницей нашего языка, и тем спасти положение.

На практике все происходит наоборот. Количество часов русского языка в последние годы неизменно сокращается, многие произведения классиков, служащие незаменимым материалом для обучения русскому языку, изымаются (так, изъяты из программы обучения обязательной девятилетней школы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя).

В младших классах практикуются методы скорочтения, оказывающие разрушительное действие на органическое усвоение родного языка, при котором слова воспринимаются всем детским существом и становятся «на вкус, на цвет, на запах родные» (А. Толстой). Уровень живого владения родным языком планируют снижать и далее: намереваются отменить сочинение как форму экзаменационных испытаний. Это могло бы стать крупной победой разрушителей нашего образования.

Чем поможет здесь наше духовное наследие? Прежде всего -назиданием в пристойном и должном отношении к слову. И в этом неоценимую помощь педагогам окажут труды схиархимандрита Иоанна. К примеру, в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» находим связанные меж собою определения значений и смыслов слова (языка). Оно толкуется как «дар великий от Отца Небесного роду человеческому поданный» (5:261). Слово Божие определяется как духовная пища, как несущее свет чувственный, свет жизни, как путеводитель, светильник во тьме, как путь тайноведения, средство прозрения, излечения и исправления души, правило жизни, глас воли Божией и явление истины, отражение святости Божией, утверждение Церкви, как оружие, наконец, — как семя духовное.

Совершенно очевидно, что многосторонняя живая сущность слова, проступающая через содержательность приведённой предметной символики, должна быть учтена и в преподавании языка. Ибо всякое слово наше — как бы духовный плод вещественной деятельности, предопределяемой творчеством Духа и человеческой способностью к выражению очеловеченного мира; оно — со-осознание и оглашение этого мира вещественного и одновременно как бы завершение духовно-материальной его целостности.

В слове сосредоточен духовный и практический опыт.3 Он приоткрывается через его осмысление, через историю языка и этимологию. Возможность осознать последовательность движения мысли, запечатленной в конечном историческом развитии слова, является одной из основ познания родной речи. Элементы этимологии должны быть продуманно возвращены в школьный курс словесности, должны найти отражение в государственном стандарте, программах и учебниках русского языка.

Ничего этого в школе нет. По существу отсутствует даже семантический анализ в связи с основными социально значимыми признаками языка. Нет в программе даже намеков на разъяснение места языка в устроении человека, человеческой жизни и мира. Следствием этого является отсутствие духовно-информационного подхода к слову при изучении словесности.

Можно ли, например, полнокровно осознать слово «истина», не упомянув о его связи с латышским iustus, что значит «справедливый, добросовестный, честный, законный»? Можно ли вообще не знать, что Истина — это реально существующая Высшая данность, восходящая к абсолютной, безусловной Истине, ко Христу: «Азъ есмъ путь и истина и жизнь...» (Ин.; 14, 6). Немаловажно знать, что слово «истина» семантически связано со словом «истовый», что значит, «настоящий, усердный», и — с древнерусским «истый», то есть «действительный, правильный». Эти смыслы, извлекаемые нами из истории слова «истина», объясняют нам, почему истина в полно понятом значении нравственна и духовна, а правда (наличная реальность, вещественность) может быть безнравственной и бездуховной.

Но обратимся вновь к книге схиархимандрита Иоанна и попробуем пройти по обозначенным в ней связям этого слова. Как занимательно и полезно это в школе! Истина и благочестие пребывают неизменными. «Благочестие всегда одинаково; как от начала мира было, так и ныне тоежде есть и всегда тоежде будет. Истина бо всегда истина есть, всегда непременно и была, и есть, и будет» (С. 43). В благочестии — истинное счастье христианина, «Имей истинное благочестие внутрь себе, но неотъемлемое: и тогда будешь иметь внутреннее счастье внутрь себе, но неотъемлемое и несравненно лучшее паче мирского» (С. 1029). «Душевное благополучие есть совесть спокойная, мирная... на земли небесное весьма чувствующая, в узах, в нищете, в бесчестии, в ранах, в изгнании, в болезни и в слезах веселящаяся» (С. 1029) и т.п.

Размышление надо всеми этими духовно содержательными смыслами и связями не только научает осмыслению языка, но настраивает всё существо на доброумие и доброделание.

Сам собой возникает вопрос о слове истинном и лукавом. Об этом также не говорят на уроках языка. Но разве это не составляет самую насущную проблему речи?

Истинное слово прямо направлено на отражение сущности в духовно выразительной форме человеческого сознания; слово лукавое — искажение Истины, лживое слово, не просвещающее, тёмное, злое, вредящее.

Первостепенная задача школы — научить отличать слово истины, слово, употребляемое во благо (светлое, просвещающее, созидающее) от слова, употребляемого во зло (тёмное, замутняющее, разрушающее). Это значит — уметь духовно противостоять суесловию, слову лицемерному, лживому, несущему зло.

Зло, — читаем в названной книге, — это «...сребролюбие, славолюбие, самолюбие, любосластие и тем последующее бедствие, клятва и вечное осуждение, когда человек вновь не отродится свыше... Люди злу учатся друг от друга» (С. 391). «Всяк, кто добро творит, не убегает света и не ищет тьмы: тёмные бо дела во тьме совершаются. Блудник, вор, хищник и всяк клятвопреступник тьмы и сокровенного места ищут... «(С. 392).

Все приведённые сопоставления не только проясняют глубинный смысл и значение слов с помощью смысловых связей и ассоциации, но учат слову во благо, благочестию и доброделанию. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» помогает соединить «разорванное» сознание, обращенное либо к миру вещественному, либо — к духовному. Именно эта полнота знаний, то есть, живое, жизненное и жизнеутверждающее представление о мире не отторгнуто от представлений предметных, но сливается с ними в ясную определённость видения единого мира.

Различая слово (познание) во благо от слова (познания) во зло, толкающее ко греху, книга схиархимандрита Иоанна даёт ориентир педагогического решения связи и согласования — познания, нравственности и духовности в педагогическом деле.

Книга схиархимандрита Иоанна может быть названа фундаментальным пособием по духовной экологии. Из него следует, что характер и методика преподавания всех школьных дисциплин должны быть, образно говоря, экологически ориентированы. Это исключает необходимость экологии как отдельной школьной дисциплины и ставит учителя перед задачей выявлять при изучении духовное и культурное значение изучаемого предмета.

Нельзя обойти состояние изучения в школе русской литературы, её истоков. В духовной жизни нашего народа, в нашем образовании родная словесность всегда играла определяющую роль. Ибо она была одновременно — историей формирования национального самосознания, национальных идеалов, средоточием наших духовных святынь, без которых немыслимы самосознание и свобода гражданина России.

Всё это очевидно. Между тем количество часов на изучение родной литературы в средней школе и в гуманитарных (!) вузах в последнее десятилетие намеренно сокращается.

В современных стандартах и программах нередко отсутствуют важнейшие произведения русской классики, необходимые при грамотном отношении к предмету «литература». Тем самым этот необходимейший предмет по существу отторгнут от отечественной истории, ибо все писатели (даже при условии хронологического расположения произведений) представляются на деле как конгломерат творческих личностей, не связанных ни единством развития русской духовной культуры, ни многосложным единством исторической судьбы России. Тем затрудняется, а то и уничтожается главная цель — приобщить учащихся к судьбам родной литературы, сформировать исторический взгляд на духовную культуру Отечества.

Граждан России отлучают и от родной истории. Её курсы нередко строятся по ложному концентрическому принципу. Субъективизм в изложении исторических фактов, произвольный (плюралистичный) подход к преподаванию истории приводит молодёжь к невежеству и разобщению во взглядах на прошлое России даже в тех случаях, где исторические события не дают никаких оснований на разное толкование.

Всем этим неизбежно затрудняется и даже утрачивается осознание школьниками самостоятельного исторического движения нации и государства по пути государственного, культурного и духовного строительства.

Большой вред наносят школе ненаучные, написанные зачастую с явно враждебных позиций учебные книги по истории, в которых прошлое нашего Отечества искажено и принижено. Это неизбежно приводит к угашению патриотических чувств и национально-государственного сознания молодёжи.

Задача исторического образования — не только научить осмысленному усвоению событий и фактов прошлого. Она включает формирование научно-исторического мышления, воспитание духовной сопричастности отечественному историческому движению и чувства исторического единства со своим народом. На уроках истории преподаватель пробуждает «в ребёнке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы» и, не скрывая «от ученика слабых сторон национального характерам, указывает ему «все источники национальной силы и славы» (И.А. Ильин).

Общий уровень современного исторического образования нетрудно оценить, если сравнить, что знал, положим, выпускник гимназии в дореволюционной России. Приведу только один пример. На выпускном экзамене по истории гимназист должен был ответить в течение часа на следующие вопросы (билет № 11, 1904 г.):

Русская история. Павел I. Новые постановления: меры ограничения помещичьей власти, постановление о цензуре. Итальянский поход Суворова. Александр I. Нашествие Наполеона, отступление Барклая, битва при Бородине. Взятие Москвы, отступление Великой армии. Венский конгресс. Министерства. Государственный совет. Сперанский. Училища. Крестьяне: свободные хлебопашцы.

Древняя история. Помпеи. Серторианская война. Красс; восстание рабов, Спартак, Цицерон, заговор Каталины, Юлий Цезарь и первый триумвират, борьба с галлами. Борьба Цезаря с Помпеей, победа Цезаря при Фарсале. Александрийская война. Диктатура и смерть Цезаря. Исправление календаря. Октавиан и второй триумвират. Октавий, Антоний и Лепид. Правление Октавиана Августа. Тевтобургский лес.

Средняя история. Византийская образованность. Искусства: византийский и романский стиль.

Новая история. Людовик XVIII. Конституционная хартия. Июльская революция: Карл X, свержение его, Людовик Филипп. Переворот 48-49 годов; Гизо, провозглашение республики, Людовик Наполеон, президент республики.

И при этом никто не жаловался, что дети хиреют от перегрузки. В чём же дело? Прежде всего — в системе гимназического образования, в отношении к учению, наконец, в том, что вредных отвлечений, вроде телевизора, дискотек и компьютерных игр, тогда не было. Так или иначе — нам ещё долго догонять дореволюционную гимназию, которую совершенно напрасно иные называли «школой зубрёжки и муштры».

 

III

«Какие будут дети, всё зависит от воспитания», «чему научен будет ребёнок, таким он будет до смерти», «чему смолоду научится человек, того в жизни и держится...» —читаем в «Симфонии...» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Выпускник школы должен быть добрым в самом широком смысле этого слова—неизменно стремиться к тому, что «благо, что честно и полезно, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина». Так определяет слово «добрый» «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Добрый — это тот, кто честен, кто служит своему народу, поддерживает светлые семейные традиции, кому свойственны стыдливость, отзывчивость, скромность, целомудрие, благоговение перед достойным и высоким, отвращение от дурных соблазнов, сдержанность и благочестие. Добро в человеке многосторонне: это и доброумие, добромыслие и доброразумение; это и добросовестность, доброчестие и добросердие; это добронравие, добромужество и добромученичество, то есть способность жертвовать собою за родные святыни.

Воспитание этих качеств в человеке также входит в задачу школы. Но осуществить это возможно при условии полноты образовательной системы и её ориентации на культуру, сокровенной частью которой является святоотеческое наследие.

Ориентация на культуру в процессе воспитания требует учёта её основных признаков: творчески созидательная направленность всякой деятельности; духовность целей и средств их реализации; понимание иерархии ценностей; органическая преемственность предшествующего культурного наследия и уважительно-бережное отношение к нему. Иными словами, истинная культура творчески-созидательна, системно-иерархична и бережно-памятлива.

Культурное отношение к образованию требует вернуть в школу гуманитарные дисциплины в объеме, необходимом для формирования полноценной личности гражданина России, соответственно восстановив количество «отнятых» ранее часов. В настоящее время образование в массовой школе сводится к минимуму. Совершенно забыт мудрый завет Д.И. Менделеева: «...Главную цель образования должно видеть в высшем образовании, и все лица, прошедшие среднее образование, должны удовлетворять той норме подготовки, которая принимается во внимание при составлении программ высших учебных заведений».

Кардинальная задача совершенствования средней школы в России состоит в обращении ее к духовности на основе богатого опыта отечественного просвещения, на основе духовных традиций православной культуры, православного святоотеческого наследия; это — путь устремлённости к Свету, к знанию, к добру и любви к Отечеству.

Неисчерпаемым кладезем возможностей для решения этой задачи и являются труды схиархимандрита Иоанна (Маслова). Их значение всем нам еще предстоит осознать, но уже сейчас опытные педагоги испытывают чувство радости и счастья от общения с ними. Этой радостью они делятся со своими воспитанниками, открывая им мудрое слово отца Иоанна.

Из книги: Глинские чтения. "Духовное наследие
Глинской пустыни в современной системе образования"
(28-29 июля 1999 г.) (Сборник материалов).
Москва, "Самшит", 1999

На главнуюНа главную
 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Глинские чтения