На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Злотникова И.В.
эксперт по культурным ценностям Росохранкультуры, член Российской Ассоциации искусствоведов

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

СПИСКИ КИККСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БРЯНСКИХ ОБИТЕЛЯХ

Предыдущая Следующая

 

Из доклада на конференции православной иконописи, состоявшейся 4—5 ноября 2008 года в Паломническом центре «Коренная» близ Курской Коренной пустыни.

 

Киккская «Милостивая» икона Божией Матери, как повествует предание, была написана апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время икона находилась в Египте, затем была перевезена в Константинополь и поставлена в царских чертогах. После чудесного исцеления дочери императора Алексия I Комнина (1081 — 1118) Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела послать Свою чудотворную икону на Кипр. Оставив у себя точную копию, император отправляет саму икону на остров. Монах Исайя благодаря вкладу Алексия I Комнина основал на горе Киккос мужской монастырь в честь Богоматери «Елеусы» (Елеуса, или Умиление, — один из основных типов изображения Божией Матери в иконописи). Полное название этой обители — «Святой Царский Ставропигийский монастырь Богоматери Киккоса».

Великая святыня монастыря — икона Божией Матери «Елеусы» — прославилась многими чудесами. По настоящее время древний образ размещается в главном храме обители в специальном киоте. Лики Божией Матери и Богомладенца покрыты драгоценной пеленой, этот покров никому не позволено поднимать.

В XV — XVII вв. икона Божией Матери «Киккская» распространилась во множестве списков по всему греческому Востоку. В России, особенно в южных краях, списки появляются в конце XVI —начале XVII вв. в связи с распространением сказаний о кипрских святынях. Одним из самых известных в России был список, сделанный Симоном Ушаковым в 1668 году для церкви святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Он находился в местном ряду главного иконостаса. Другой не менее известный список исполнил тот же изограф для Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» Владимирской (ныне Нижегородской) епархии. Предполагается, что игуменом пустыни в то время был родственник Симона Ушакова — будущий митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион. В настоящее время Киккская-Владимирская икона Богоматери хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

В XIX —начале XX века списки Киккской иконы появляются близ Брянска. Следы одного из них приводят в Белобережскую пустынь. Белобережский Иоанно-Предтечев мужской монастырь был основан в XVIII веке близ г. Брянска. Главной святыней обители являлась икона Божией Матери «Троеручица». В конце XVIII в. указом Екатерины II обитель была упразднена и возобновлена только в 1800 году. При составлении описи монастырского имущества в 1804 году упоминается «Образ Кипрския Киковския Пресвятыя Богородицы». Вероятно, что икона была привозная, поскольку автор описания пояснял: «Икона сия древней греческой работы».

В описях монастырского имущества в XVIII веке Киккский образ Божией Матери не упоминается. Можно предположить, что он появился в обители между 1800 годом (годом возобновления монастыря) и 1804 годом (описью церковного имущества). Вероятно, что ее появление в Белобережской пустыни связано с именем афонского подвижника инока Василия (Кишкина), недавно причисленного к лику святых в сонме преподобных старцев Глинских. В 1759 г. на Афоне поселился иеросхимонах Паисий Величковский, возродивший духовную жизнь Свято-Ильинского скита. За ним последовали и его ученики, в том числе и инок Василий (Кишкин), приехавший на Афон несколько позже. Он прожил при ските с двумя своими учениками несколько лет. Списки с Киккской «Милостивой» иконы были распространены по всему греческому Востоку. Один из них находился в Хилендарском монастыре на Афоне. Повидимому, именно с этой иконы сделал свой ставший знаменитым список 1668 года Симон Ушаков.

Иеромонах Василий был назначен настоятелем Белобережской пустыни в 1800 году. Обитель в тот момент пребывала в запустении, и преподобный Василий в несколько лет благоустроил обитель и наставил в добродетели ее братию. Преподобный Василий (Кишкин) мог привезти с Афона список Киккской иконы Божией Матери. Наверное, поэтому среди книг Белобережской пустыни до начала XX века и хранилась рукопись «Описание Честныя и Царския обители Киккосския, или повесть о перенесении Св. и Чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы». Сам печатный оригинал книги был издан в 1751 году в Венеции. Думается, что этот рукописный перевод с первого издания сопровождал список иконы в Россию во второй половине XVIII века, рассказывая и поясняя историю и смысл святого образа.

Одним из учеников преподобного Василия (Кишкина) был иеромонах Серафим (Веденисов), сын купца. Его так поразила встреча с богодухновенным старцем, что 16-ти лет от роду, оставив отцу лишь записку, он бежал в монастырь. Получив благословение отца, жил под руководством старца Василия и принял постриг. Инок Серафим подвизался в Белобережской обители, а в 1818 году он был назначен настоятелем Богородицкой Казанской Площанской пустыни, куда и пришел вместе с десятью учениками, «дабы улучшить церковный чин и порядок». С приходом в обитель иеромонах Серафим начинает хлопотать о постройке придела к Казанскому собору в честь Киккской иконы. Можно лишь догадываться, почему иеромонах Серафим придавал такое большое значение почитанию Киккского образа Богоматери. Вероятно, он унаследовал почитание этой иконы от своего духовного наставника преподобного Василия (Кишкина). В 1824 году епископ Орловский Досифей (Ильин) благословил строительство. Иеромонах Серафим скончался в 1826 году, и строительство придела было завершено при настоятеле иеромонахе Маркеллине в 1828 году, новый престол был освящен в честь Кипрской иконы Божией Матери.

И здесь возникает вопрос: почему придел освящен в честь Кипрского образа Пресвятой Богородицы, а не Киккского? Кипрский образ известен с IV века. Один из исследователей русской иконы возводит иконографию этого образа к сюжету поклонения волхвов, которые располагались справа и слева от сидящей Богородицы. Позже фигуры волхвов исчезли, и на иконе перед нами предстает Богоматерь, сидящая на троне и держащая перед Собой Младенца Христа.

Путаница в названии этих двух икон — Киккской и Кипрской — существовала еще до 1917 года. С древнейших времен в русском языке за Киккской иконой закрепляется двойное название, в котором «Кипрская» зачастую заменяет «Киккскую», более сложную с точки зрения произношения и запоминания. Скорее всего, со смертью настоятеля Площанской пустыни отца Серафима, так почитавшего этот образ, правильное название забылось и для простоты было заменено «Кипрской».

В Площанском монастыре икона почиталась как местночтимая. Она находилась в Кипрском приделе Казанского собора, в иконостасе, вместе с иконой Христа Спасителя.

Как и в Белобережской, в Площанском пустыни имелась рукопись «Повествование премудрейшего Иеромонаха Евфрема (проповедника Священного Евангелия в Кипрском острове бывшем) о принесении в обитель Кипрския Чудотворныя иконы, нарицаемой КИПРСКИЯ БОГОМАТЕРИ».

Сама икона с изображением Богоматери имела небольшой, келейный размер, и чтобы поставить ее в местный ряд иконостаса, пришлось врезать ее в доску большего размера, расписанную местными иконописцами.

Словно в подтверждение особого отношения в Площанской пустыни к Киккской иконе Богоматери, к приделу в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы «утверждена икона простой живописи на доске, изображающая ПРИНЕСЕНИЕ К БОГОРОДИЦЕ ИКОНЫ ЕЯ СВ. ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЮ». Она раскрывает важнейший эпизод из истории Киккской иконы Богоматери. Только пребывание в обители списка с Киккской «Милостивой» иконы Божией Матери могло вдохновить местных иконописцев на создание образа с таким редким сюжетом.

В описях монастырского имущества в разные годы упоминаются еще два образа, один из них снова именуется «Иконой Кипрской Богоматери, греческой живописи».

Другое изображение Киккской иконы Божией Матери находилось на хоругви, которая в начале XX века хранилась за левым клиросом церкви в честь Сошествия Святого Духа. Оно была написано на полотне, «с изображением на одной сторон КИПРСКИЙ БОГОМАТЕРИ, а на другой НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА», в честь двух приделов Казанского собора и их почитаемых икон.

Судьба, постигшая списки Киккской иконы Божией Матери из Белобережского монастыря и Площанской пустыни после 1917 года, остается неизвестной. Обители были разорены, иконы наряду с другими монастырскими ценностями исчезли. Многие монастырские документы за прошедшие годы были утрачены, поэтому сейчас не представляется возможным детально восстановить историю пребывания этих святых образов в брянских монастырях. Но мы знаем, что, появившись в конце XVIII — начале XIX века на Брянской земле, списки с чудотворной Киккской иконы Божией Матери были любимы и почитаемы, освящая своим присутствием древние обители.

 

И. В. Злотникова,

эксперт по культурным ценностям Росохранкулътуры,

член Российской Ассоциации искусствоведов, г. Брянск

 


Источник:      Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Святейший Патриарх Кирилл: ПЕРВИЧНА ЖЕ СИЛА НАШЕЙ МОЛИТВЫ
Н.В.Маслов: СЛАВНОЕ ИМЯ
Новости
Поздравления
«ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ»
Святитель Иоанн Златоуст: «БУДЕМ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ОДНИМ ТОЛЬКО НЕОБХОДИМЫМ»
Святитель Николай Сербский: «СЕ, ОН ПОБЕДИЛ НЕ РАДИ СЕБЯ, НО РАДИ НАС»
Преподобный Ефрем Сирин: «ПРИЯТНО И СЛАДОСТНО ИГО СМИРЕНИЯ»
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
К.М.Долгов, Игумен Петр (Пиголь), Я.С. Алексеенко: «БУДУ ЖЕ ВЕРИТЬ В ЕВАНГЕЛИЕ...»
Монахиня Иоанна (Калашникова), В.Р. Анищенков: МОНАСТЫРЬ, РОДИВШИЙСЯ ПО ДВОЙНОМУ БЛАГОСЛОВЕНИЮ
А.Н.Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
И.В. Злотникова: СПИСКИ КИККСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БРЯНСКИХ ОБИТЕЛЯХ
РЕЗОЛЮЦИЯ участников конференции православной иконописи
Схиигумен Парфений (Агеев): «ВОТ ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ И СДЕЛАНА СИЯ РИЗА...»
Игумения Таисия Леушинская: ДОРОГИЕ МИНУТЫ
Известно ли вам?
На восстановление утраченной святыни
Обращение «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.
стр. 63
03.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011