На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Панин А.Н.
Заместитель директора фонда «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Страницы монастырской истории

НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ

Предыдущая Следующая

 

(Окончание. Начало см.: «Русский инок», январь-февраль 2009 г.)

 

Много сделал для Николо-Берлюковской обители и строитель иеромонах Иосиф (1860—1865), постриженник Троице-Сергиевой Лавры. При нем были проведены большие работы в Троицком соборе. В храме появился новый великолепной работы иконостас из розового дерева с резьбой из ореха, с позолотой и резными фигурами херувимов и серафимов наверху, созданный московским мастером Павлом Варфоломеевичем Алексеевым. На чудотворную икону «Лобзание Иисуса Христа Иудою» была возложена риза из золота — вклад московского купца Ивана Степановича Кулаева. Граф Димитрий Николаевич Шереметев преподнес в дар обители массивную серебряную лампаду старинной работы, помещенную перед образом Спасителя. Иконы для храма Троицы написал известный изограф из Сергиевой Лавры иеромонах Симеон.

Берлюковская пустынь собрала большое количество старинных икон, среди них — образ Вседержителя с припавшими к Нему в молении митрополитом Филиппом и Патриархом Никоном (вторая половина XVII века), древняя икона Святителя Николая Чудотворца, Казанский образ Божией Матери со Святителем Николаем Чудотворцем и святой Параскевой-Пятницей.

В годы, когда обителью управлял иеромонах Иосиф, был построен и храм над пещерами старца схимонаха Макария, освященный во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот храм имел соединение с пещерами. В нем был установлен уникальный чугунный иконостас с иконами на медных листах. Средства на его сооружение выделили московский купец Никита Васильевич Щенников и его супруга Маргарита Григорьевна.

В ноябре 1865 года был назначен новый настоятель пустыни. Им стал игумен Иона, постриженник и затем наместник Соловецкой обители.

Это был человек очень строгих правил, отмеченный за свои труды многими наградами. Он имел золотой наперсный крест от Высочайшего кабинета, второй наперсный крест — от Святейшего Синода, третий — бронзовый на Владимирской ленте и бронзовую медаль в память военных событий 1853—1856 годов на Андреевской ленте и за отражение нападения английских кораблей на Соловецкий монастырь. Он внес в жизнь пустыни строгие нравы и правила Соловецкой обители.

В 1870 году игумен Иона, много потрудившись во славу пустыни, почувствовал телесное недомогание, попросился на покой и уехал на Афон, а в последующее время стал настоятелем Введенской Макарьевской Жабынской пустыни.

В Берлюковской обители его сменил иеромонах Нил из Николо-Угрешского монастыря. Родом он был из рязанских купцов Сафоновых. Отец Нил ревностно продолжил благолепное устроение обители, за что уже 8 апреля 1873 года получил наперсный крест от Святейшего Синода.

Сохранилась запись архимандрита Николо-Угрешского монастыря Пимена о посещении им Берлюковской пустыни при иеромонахе Ниле: «29 июня 1876 года, в Петров день, я служил в Берлюковской пустыни праздничную всенощную и Литургию... В пустыни ризница очень хороша, так что и в весьма богатых монастырях едва ли есть такое множество различных облачений. Обитель очень благоустроена: в черте ограды везде дорожки, цветы, чистота; поют хорошо... О местоположении я не распространяюсь — оно превосходное, и представляет все выгоды для хозяйства и жительства: горы, вода, леса, луга, а для монашества — уединение».

Конец XIX века принес в жизнь пустыни много нового. С 1880 года обителью управлял игумен Адриан. Это был первый настоятель, прошедший в монастыре путь от послушника до самой высокой должности в обители. Отец Адриан — человек деятельный, прекрасно образованный, целеустремленный — любил Берлюковскую обитель всей душой. При нем был окончательно достроен новый одноглавый Троицкий собор.

В годы настоятельства игумена Адриана монастырь дважды издал на собственные средства подробное историческое описание пустыни, составлявшееся на протяжении нескольких лет, а также книгу о чудотворной иконе «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Издавала обитель в этот период и множество литографий, гравюр и видов пустыни. В 1901 году вышло в свет исследование Л.И. Денисова (впоследствии принявшего монашество с именем Арсений), в котором дано подробное описание наиболее древних икон обители. Игумен Адриан известен и как автор духовных стихотворений, в которых нашла отражение богатая жизнь его души. Самое известное из них написано по случаю сооружения Берлюковской колокольни, высота которой составляла 91 метр.

Средства на ее строительство дали московские купцы Ф.Н. Самойлов, братья А.И. и И.И. Ляпины. Освящение колокольни состоялось 11 июня 1900 года. Строительство такого грандиозного сооружения произвело сильнейшее впечатление на современников. Колокольню венчал огромный крест из красной меди весом 38 пудов, изготовленный 14 сентября 1899 года мастером Иваном Федоровичем Шуваловым.

Игумен Адриан вел плодотворную деятельность в области духовного просвещения и проявлял большое внимание к нуждам церковноприходских школ. 16 декабря 1897 года он был избран членом Миссионерского общества святой равноапостольной Марии и Святителя Николая Чудотворца, почетным членом Богородского отделения Кирилло-Мефодиевского братства, награжден медалями за постоянное попечение о бедных и нуждающихся.

Во второй половине XIX века в обители появилась иконописная мастерская. В 1893 году ее возглавил монах Викторин (в миру — Виктор Федорович фон Рентель), а в 1905 году — иеромонах Палладий (Величкин), окончивший до принятия монашества Московскую школу живописи, ваяния и зодчества.

В 1902-1909 годах Берлюковской пустынью управлял игумен Тимолай. Он прошел длительный монашеский путь. Много лет отец Тимолай был насельником Почаев-ской Лавры, членом ее духовного собора, он совершил паломничество на Афон, был духовником Московской Духовной Академии, исповедовал богомольцев в Троице-Сергиевой Лавре. Много потрудился он и в Берлюковской пустыни. При нем построили новый братский корпус для братии, Казанский храм на кладбище, провели водопровод. Вместе с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой отец Тимолай участвовал в делах милосердия. С 1909 года управление пустынью принял иеромонах Петр (Орлов), впоследствии игумен. На его долю выпали большие испытания. Множество труднейших проблем принесла первая мировая война. В обитель потоком шли письма с просьбой о помощи. Практически ежедневно в журналах входящих документов регистрировались такие прошения. Монастырь оказывал фронту многостороннюю помощь. Огромными партиями закупались зерно и медикаменты для нужд армии. С первых же дней войны обитель ежедневно отправляла на железнодорожную станцию Щелково подводы с молоком для рабочих, трудившихся для нужд фронта. В 1916 году игумен Петр был награжден золотым наперсным крестом за большие заслуги обители в деле помощи армии.

На протяжении многих лет Берлюковская пустынь принимала деятельное участие в борьбе с недугом пьянства. На полном иждивении в монастыре проживали люди, пожелавшие излечиться от этой пагубной страсти. Игумен Петр был почетным членом Богородского общества трезвости. Он старался нести свет любви Господней, слово душевной радости, кротости, смирения и утешения страждущим душам. Принимала участие пустынь и в попечении о детях, ставших на путь нарушения закона.

К началу XX века пустынь располагала огромным и прекрасно отлаженным хозяйством, очень большая часть продукции которого шла на помощь нуждающимся местным жителям. Помогала обитель и другим монастырям. В пустынь приезжало большое количество паломников, особенно в дни празднования чудотворной иконе «Лобзание Иисуса Христа Иудою» и в дни памяти Святителя Николая Чудотворца. Всем предлагались ночлег, трапеза и чай с угощениями. В обитель приходили многотысячные крестные ходы, приезжали целые группы из различных приютов и обществ. Монастырь получал от их руководителей и священников много писем, полных слов благодарности за радушный прием в обители. Игумен Петр был инициатором больших крестных ходов с чудотворной иконой Спасителя.

До 1920 года пустынь продолжала существовать как монастырь. 29 июня 1920 года все строения Берлюковской пустыни были переданы дому инвалидов № 4. У братии остался лишь храм Всех святых с кельями. По воспоминаниям местных жителей, любимым развлечением комсомольских дружин было постоянное глумление над верой, выражавшееся в невероятных по изощренности актах вандализма. Постоянно происходили показательные процессы с глумлением над иконами и монашествующими. Храм Христа Спасителя был превращен в приходской. В феврале 1920 года оборвалась традиция Берлюковских крестных ходов с чудотворной иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою». 5 апреля 1922 года в пустыни началось изъятие церковных ценностей, которое проводилось большой комиссией, прибывшей из города Богородска, и представителями милиции.

Свое полное несогласие с этой акцией выразил настоятель отец Петр. К тому времени он был уже в сане архимандрита. Большой авторитет отца Петра среди окрестного населения пугал власти. Как сложилась его судьба после того, как он перестал быть настоятелем, нам пока неизвестно.

В 1923 году пустынь возглавил последний настоятель монастыря перед его закрытием — игумен Ксенофонт (Косенков). Бывший боевой офицер, он решил посвятить свою жизнь Богу и в 1898 году ушел послушником в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1912 году перешел в Московский Данилов монастырь, где принял монашеский постриг. Годы настоятельства отца Ксенофонта пришлись на крайне тяжелое время. Но службы шли своим чередом. Большую помощь оказывали родному монастырю жители деревни Авдотьино. Храм Христа Спасителя держался во многом благодаря твердости церковного совета во главе с его председателем Григорием Афанасьевичем Ольховым.

2 февраля 1930 года состоялась последняя Божественная литургия в стенах монастыря. На службу собралось 200 человек. К прихожанам обратился игумен Ксенофонт. Это было слово человека глубокой веры, большого мужества и горячей любви к ближним. «Православные, — сказал он. — Мы теперь доживаем последние дни, вам нужно поисповедоваться и причаститься...» 18 февраля 1930 года игумен Ксенофонт, иеромонах Гор-гоний, послушник Григорий Архипович Аверьянов и председатель церковного совета Григорий Афанасьевич Ольхов были арестованы и увезены в Москву в Бутырскую тюрьму. Им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ, и 22 марта 1930 года они получили различные сроки заключения.

Казалось, последняя страница в многовековой истории Берлю-ковской пустыни закрылась навсегда. Но Бог судил иначе. Прошли десятилетия. В 2006 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял постановление о возрождении Николо-Берлюковской пустыни. Настоятелем был назначен иеромонах Евмений (Лагутин), ныне игумен. Под руководством отца Евмения древняя обитель вновь обретает полнокровную монашескую жизнь.

 

А.Н. Панин,

заместитель директора фонда

«Возрождение Николо-Берлюковского монастыря»

 


Источник:      Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Святейший Патриарх Кирилл: ПЕРВИЧНА ЖЕ СИЛА НАШЕЙ МОЛИТВЫ
Н.В.Маслов: СЛАВНОЕ ИМЯ
Новости
Поздравления
«ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ»
Святитель Иоанн Златоуст: «БУДЕМ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ОДНИМ ТОЛЬКО НЕОБХОДИМЫМ»
Святитель Николай Сербский: «СЕ, ОН ПОБЕДИЛ НЕ РАДИ СЕБЯ, НО РАДИ НАС»
Преподобный Ефрем Сирин: «ПРИЯТНО И СЛАДОСТНО ИГО СМИРЕНИЯ»
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
К.М.Долгов, Игумен Петр (Пиголь), Я.С. Алексеенко: «БУДУ ЖЕ ВЕРИТЬ В ЕВАНГЕЛИЕ...»
Монахиня Иоанна (Калашникова), В.Р. Анищенков: МОНАСТЫРЬ, РОДИВШИЙСЯ ПО ДВОЙНОМУ БЛАГОСЛОВЕНИЮ
А.Н.Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
И.В. Злотникова: СПИСКИ КИККСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БРЯНСКИХ ОБИТЕЛЯХ
РЕЗОЛЮЦИЯ участников конференции православной иконописи
Схиигумен Парфений (Агеев): «ВОТ ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ И СДЕЛАНА СИЯ РИЗА...»
Игумения Таисия Леушинская: ДОРОГИЕ МИНУТЫ
Известно ли вам?
На восстановление утраченной святыни
Обращение «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.
стр. 55
03.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011