На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: март-апрель 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Долгов Константин Михайлович /Доктор философских наук, Профессор, Зав. кафедрой философии, истории и культуры Дипломатической академии МИД РФ
Долгов Константин Михайлович
Доктор философских наук
Профессор
Зав. кафедрой философии, истории и культуры Дипломатической академии МИД РФ

Работы этого автора

Петр (Пиголь) /кандидат богословия, Игумен, первый проректор РПИ имени апостола Иоанна Богослова, заведующий информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата
Петр (Пиголь)
кандидат богословия
Игумен
первый проректор РПИ имени апостола Иоанна Богослова, заведующий информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

Работы этого автора

Алексеенко Я.С.
Корреспондент «Народного радио»

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Просвещение

«БУДУ ЖЕ ВЕРИТЬ В ЕВАНГЕЛИЕ...»

Предыдущая Следующая

 

В наши дни возрождается интерес к творчеству выдающегося русского мыслителя XIX века, почти забытого обмирщенным сознанием общества, — Константина Николаевича Леонтьева, в конце жизни принявшего в Оптиной пустыни монашеский постриг с именем Климент. Создано Леонтьевское философско-богословское общество, ставшее одним из учредителей Оптинского форума «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». С руководителями Леонтьевского философско-богословского общества по просьбе редакции «Русского инока» побеседовала корреспондент «Народного радио» Я.С. Алексеенко. Ее собеседниками были председатель общества, заведующий кафедрой философии, истории и культуры Дипломатической академии МИД РФ, заслуженный деятель науки, доктор философских наук, профессор Константин Михайлович Долгов и заместитель председателя общества игумен Петр (Пиголь), главный редактор церковно-исторического альманаха «К свету», кандидат богословия.

 

— Когда, как и с какой целью было создано Леонтьевское философско-богословское общество?

 

К. М. Долгов:

— Общество наше создано в 1990-х годах. Константин Николаевич Леонтьев, что сейчас уже многими признано, — один из самых выдающихся русских мыслителей XIX века. Но признание к нему не пришло при жизни, не приходило и долгое время после смерти — он был известен только в довольно узком кругу. Причиной тому и биография Леонтьева. Значительную часть жизни он провел вне России, больше 10 лет находился на дипломатической службе. Многие свои замечательные работы о России, о Православии, о русской культуре, о православной цивилизации Леонтьев написал на Востоке. После смерти мыслителя было издано собрание его сочинений в девяти томах. Собирались издать в 12 томах, но революция помешала. Тираж был очень небольшой, поэтому и после выхода в свет собрания его сочинений Леонтьев оставался почти неизвестным.

Возникла парадоксальная ситуация: самый выдающийся русский мыслитель, самый, по словам отца Сергия Булгакова, острый ум XIX века, находился в забвении. Поэтому мы и пришли к выводу, что пора создать Леонтьевское философско-богословское общество. Константин Николаевич был одним из самых значительных религиозных мыслителей и богословов и одновременно развивал очень интересные идеи философского характера. Поэтому наше общество имеет двойное название — философско-богословское.

Сразу же после создания общества мы начали проводить различные конференции, посвященные Константину Леонтьеву. Конференции прошли в Московском государственном университете, в Университете дружбы народов, в Дипломатической академии, в Институте философии, в Московской Духовной Академии с участием Российского православного института святого Иоанна Богослова. Началась серьезная, углубленная работа по изучению наследия Константина Николаевича Леонтьева. Стали публиковаться статьи, брошюры, книги о его творчестве. В Дипломатической академии учреждена премия имени Леонтьева за лучшие работы профессоров, преподавателей, слушателей, студентов, аспирантов, докторантов. Несколько человек уже получили эту премию. Леонтьеву посвящают курсовые, дипломные работы, диссертации. В Стамбуле, на здании бывшего посольства Российской империи в Турции, укреплена мемориальная доска памяти Леонтьева. Открывал эту доску министр иностранных дел РФ Лавров. В церемонии открытия участвовали дипломаты — представители посольств и консульств, деятели культуры. Когда я находился в Турции, меня попросили выступить с рассказом о Леонтьеве по местному телевидению.

 

Игумен Петр (Пиголь):

— Наше общество создано с целью исследования наследия Константина Николаевича, популяризации и использования его для решения проблем современности. Ответов на запросы сегодняшнего дня в творчестве Леонтьева множество. Активно и на высоком уровне ведется работа по выявлению еще неопубликованных работ Константина Николаевича. Изучая наследие Константина Николаевича, мы пришли к выводу, что некоторые его документы, статьи и письма требуют нового прочтения и более тщательной расшифровки.

Константин Леонтьев, монах Климент — человек необыкновенной судьбы.

В 1871 году, будучи консулом в Солуни, Леонтьев тяжело заболел, заразившись холерой. Как врач он понимал, что положение его серьезно и что он может умереть. И тогда Леонтьев обратился к Божией Матери с молитвой об исцелении. Он дал обет, что в случае выздоровления поедет на Афон, останется там и примет монашество. Леонтьев сразу же получил исцеление. Он поехал на Афон и был послушником в Русском Пантелеимоновом монастыре, находясь под духовным руководством великих старцев Иеронима и Макария. Хотя старцы и убедили его не принимать монашество на Афоне, под их руководством Леонтьев в скором времени стал человеком по-настоящему православным. Взгляды его изменились, и он сформировался на Афоне как религиозный православный мыслитель. Творчество Леонтьева последующего периода наиболее важно для исследования.

Что мы опубликовали в рамках деятельности нашего общества? В частности, Константин Михайлович Долгов издал книгу о Леонтьеве «Восхождение на Афон». В минувшем году вышло третье издание этого труда. Вполне можно говорить о ценном богословском наследии Леонтьева, потому что философские и духовно-политические произведения мыслителя последнего периода его жизни соответствует духу творений святых отцов. Поэтому не случайно в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений 2006 года Леонтьевское философско-богословское общество впервые провело свою конференцию. Она была посвящена 175-летию со дня рождения Константина Леонтьева. Конференция называлась «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». Появилась идея продолжить это направление, и Константин Михайлович в отчете о работе нашей конференции выдвинул предложение — провести Оптинский форум, посвященный 175-летию со дня рождения Леонтьева. Форум впервые состоялся весной того же года в Калуге (Леонтьев родился в Калужской губернии) и Оптиной пустыни.

Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции» стал традиционным, он проводится теперь каждый год. Наследие России, которое мы должны изучать, прежде всего составляют творения святых отцов Православной Церкви. Основная задача форума — способствовать тому, чтобы наша российская интеллигенция сделала правильный духовный выбор.

 

Чем вызван такой интерес к идеям Леонтьева в наше время?

 

К. М. Долгов:

— Отец Петр сказал о значении святоотеческого наследия. Евангельские идеи, которые были выражены и сформулированы святыми отцами, в наше время не только не померкли, а наоборот, обрели новое дыхание. Последние 20 лет Россия страдает, мучается. По существу, она приведена к полному развалу. Сейчас еле-еле начинаем ее восстанавливать. Почему так произошло? Потому что пошли не тем путем. Совсем не тем путем, каким нужно идти. А путь этот давно намечен в творениях святых отцов, которых Леонтьев глубоко почитал и тщательно изучал. Он понимал, что Православие — это не только духовная опора для человека и для государства, но и смысл и образ жизни. Пока Церковь и государство были едины, Россия оставалась непобедимой. Как только начало рушиться основание, на котором она стояла, последовали катаклизмы.

Наследие Леонтьева важно и в том отношении, что он разработал определенную политическую и цивилизационную теорию, основанную именно на Православии. Само Православие он воспринимал как нечто прекрасное, как гармонию души, общества, человека и человечества. У него было настолько широкое видение истории и развития человечества, что для нас идеи Леонтьева имеют сегодня важнейшее значение. Отец Петр говорил о выборе, перед которым стоит наша интеллигенция. Но дело не только в интеллигенции. Дело еще и в том, какой выбор делают власть и весь народ. На какие ценности они будут ориентироваться?

Сейчас во всем мире признают, что есть специфическая православная цивилизация. Эту проблему исследовал в своих трудах Леонтьев. Почему мы сейчас оказались в таком трудном положении? Большевики отвергли Церковь, Православие. И что из этого вышло? Все рухнуло. Новая власть пришла, что она выбрала? Дикий капитализм. На этом не построишь ничего. Последние 20 лет пытались что-то сделать, ничего не выходит. И вот теперь, умудренные опытом, мы приходим к тому, что надо опираться на вековечные ценности.

Константин Николаевич Леонтьев писал: «Не верю в безошибочность моего ума, не верю в безошибочность и других, самых великих умов, не верю тем еще более в непогрешимость собирательного человечества... Буду же верить в Евангелие, объясненное Церковью, а не иначе. Боже мой, как хорошо, как легко, как все ясно и как это ничему не мешает — ни эстетике, ни патриотизму, ни философии, ни правильно понятой науке, ни правильной любви к человечеству».

 

Расскажите, пожалуйста, как родилась ваша книга «Восхождение на Афон».

 

К.М. Долгов:

— Эта книга создавалась так. Я очень тяжело заболел гриппом и даже попал в больницу. Жена спросила: «Что тебе принести почитать?» Я ей сказал: «У меня есть собрание сочинений Леонтьева. Принеси мне его». Раньше у нас считали, что это отъявленный реакционер, мыслитель, произведения которого нужно критиковать. Так же думал и я, пока не начал читать его произведения. Когда я прочитал несколько томов, я был просто потрясен. И тут же начал делать заметки. Когда вышел из больницы, мне продлили больничный лист, и я находился дома. Примерно месяца за полтора я набросал эту книгу. Потом начал «шлифовать». Это было первое издание, небольшое. После выхода в свет второго издания мы встретились с отцом Петром в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Петр предложил переиздать эту книгу. Когда я ее перечитал, то увидел, что там далеко не все правильно. С помощью отца Петра и его сотрудников многое удалось выправить. Так родилось третье издание, в которое вошли материалы Архива внешней политики Российской империи. Положительная рецензия на эту книгу появилась в журнале «Вопросы философии». Более того, покойный Святейший Патриарх Алексий II прислал мне очень теплое благодарственное письмо. Это письмо опубликовано на сайте Отдела религиозного образования и катехизации. В последнее время появился и целый ряд книг о творчестве Леонтьева, написанных авторами из разных городов России. Большой интерес к наследию Леонтьева проявляет молодежь.

 

Игумен Петр (Пиголь):

— Надеемся, научная работа в этом направлении будет расширяться, и главным образом в связи с обращением общественно-политической мысли к традиционным основам православной цивилизации.

 

Благодарю Вас, отец Петр, и Вас, Константин Михайлович, за интересную беседу.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Святейший Патриарх Кирилл: ПЕРВИЧНА ЖЕ СИЛА НАШЕЙ МОЛИТВЫ
Н.В.Маслов: СЛАВНОЕ ИМЯ
Новости
Поздравления
«ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПРОХОДИТ»
Святитель Иоанн Златоуст: «БУДЕМ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ОДНИМ ТОЛЬКО НЕОБХОДИМЫМ»
Святитель Николай Сербский: «СЕ, ОН ПОБЕДИЛ НЕ РАДИ СЕБЯ, НО РАДИ НАС»
Преподобный Ефрем Сирин: «ПРИЯТНО И СЛАДОСТНО ИГО СМИРЕНИЯ»
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
К.М.Долгов, Игумен Петр (Пиголь), Я.С. Алексеенко: «БУДУ ЖЕ ВЕРИТЬ В ЕВАНГЕЛИЕ...»
Монахиня Иоанна (Калашникова), В.Р. Анищенков: МОНАСТЫРЬ, РОДИВШИЙСЯ ПО ДВОЙНОМУ БЛАГОСЛОВЕНИЮ
А.Н.Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
И.В. Злотникова: СПИСКИ КИККСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БРЯНСКИХ ОБИТЕЛЯХ
РЕЗОЛЮЦИЯ участников конференции православной иконописи
Схиигумен Парфений (Агеев): «ВОТ ПО ЭТОМУ СЛУЧАЮ И СДЕЛАНА СИЯ РИЗА...»
Игумения Таисия Леушинская: ДОРОГИЕ МИНУТЫ
Известно ли вам?
На восстановление утраченной святыни
Обращение «Народного радио»


Публикация:
Журнал "Русский инок" март-апрель 2009 г.
стр. 37
03.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011