На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: март-апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Методический кабинет

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?

Предыдущая Следующая

 

Цель классного часа - дать старшеклассникам представление об их обязанностях в отношении родителей в контексте отечественной культурной традиции.

 

Слово учителя с элементами беседы с учащимися:

Сначала мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу, которая имеет прямое отношение к теме сегодняшней беседы. Для этого нам понадобится следующая литературно-историческая справка. Об одном из русских живописцев А.С. Пушкин сказал: «Он настоящий художник». Эта высокая оценка относилась к современнику поэта, более того, к человеку, рожденному в один год с гением художественного слова, -к К.П. Брюллову. А его полотно «Последний день Помпеи» вдохновило А.С. Пушкина на создание литературного образа этого события:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

 

Задание для учащихся. Учащимся раздаются репродукции картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и предлагается внимательно ее рассмотреть и подумать, какой фрагмент привлек особенное внимание поэта, так что он даже сделал в рукописи его карандашный набросок, поместив вслед за текстом стихотворения? Дается подсказка: этот фрагмент непосредственно связан с обсуждаемой темой.

Фрагмент, о котором идет речь, расположен в правой нижней части картины: двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг. Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему тема отношений между родителями и детьми оказалась такой важной для поэта?»

В каком произведении А.С. Пушкина именно эта тема выходит на первый план? Это повесть «Станционный смотритель».

Помните, в самом начале повести автор обращает наше внимание на «картинки», которые висели на стене в доме смотрителя. Что они изображали? -Историю блудного сына. А.С. Пушкин как бы направляет внимание читателя на Священное Писание, в котором одним из нравственных законов, данных человеку, является почитание родителей. И сегодня наша с вами задача будет заключаться в том, чтобы познакомиться с представлениями об обязанностях детей, изложенных известными толкователями Священного Писания святителями Феофаном Затворником и Тихоном Задонским. Мы будем пользоваться трудами схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского и «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника.

Значение отца и матери для каждого из нас огромно. Благодаря родителям мы появились на свет. Все мы знаем, сколько сил, духовных и физических, отдают нам родители, как они заботятся о нас ежедневно, как глубоко переживают и печалятся, когда, случается, мы болеем, как они радуются нашим успехам и как спешат на помощь, когда мы в ней нуждаемся!

Святитель Тихон Задонский писал так: «Сего ради отцам, родившим нас, должники мы находимся; но отцам, добре воспитавшим и наставившим нас ко благочестию, далеко большие должники».

Обратите внимание, уже сам факт нашего рождения обязывает нас относиться к родителям почтительно. В сегодняшней жизни можно часто наблюдать, как дети строят свое отношение к родителям на основе того, получают ли они от отца и матери то, чего хотят или нет, и в этом, безусловно, можно увидеть серьезные искажения, отступления от нравственного закона с печальными последствиями и для детей, и для самих родителей.

Когда святитель Тихон Задонский говорит о «наставлении ко благочестию», то это значит, что родители должны научить своих детей жить по-христиански. И сегодня мыс вами познакомимся с тем, как по-христиански относиться к своим родителям. Пятая заповедь, данная Богом человеку, звучит так: «Почитай отца своего и мать». Объясните, пожалуйста, как вы это понимаете.

Ученики: Возможные ответы.

Учитель: А теперь все вместе прочитаем о почитании родителей детьми у святителя Тихона Задонского. (Совет учителю: по возможности использовать на уроке копии текста, чтобы каждый ребенок имел возможность видеть текст перед собой):

«Почитание родителей -первейшая обязанность детей. Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать ... Всякое почтение отдавай, христианине, родившим тебе, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничим за благодеяния их, тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную за то благодарность чрез все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе» (Исх. 20,12). По чтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними восставать; сидящим предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не перерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести».

Остановимся на некоторых пунктах, требующих уточнения. Как можно объяснить, что значит «любить истинно и чистосердечно»? Обратимся за помощью к святителю Феофану Затворнику. В труде «Начертание христианского нравоучения» читаем: «Дети совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными. Главное чувство, которому большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства разумными и вместе прочными для того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родителей, что воля Божья, лице их - лице Божие...»

Обратите внимание: основа любви истинной и чистосердечной по отношению к родителям - почтение и покорность.

«Кто не чтит их, - читаем у святителя, - не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога».

Чтобы не «отпасть от Бога», нужно соблюдать второе правило по отношению к родителям. Святитель Феофан Затворник наставляет так: «Всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хулъною мыслию, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому; не внимай им. Лучше всё потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою... Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашёл далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашёл ещё далее. Оскорбление родителей очень опасно...

Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший их может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отрезанный поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случится, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, опасно оскорбление, не только бесчестно и неразумно. Остерегаясь от оскорблений личных, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского и перед другими - словами поносными, или злословием и хулою».

«Чтущий родителей будет всячески заботиться и поведением своим радовать их, и перед другими святить их, величать и всячески защищать от неправд и охуждений».

У схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» читаем:

«Дети должны беречься оскорбить родителей. Крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякою учтивостью говори им и отвещай, да познают, что ты любовь к ним имеешь и почитание».

Скажите, часто ли мы встречаем сейчас в нашей жизни образцы такого поведения, в котором видим проявление почтения, покорности детей по отношению к родителям? К каким последствиям приводит такое поведение детей?

Ученики: Возможные ответы.

Учитель: Вновь откроем текст «Симфонии...»: «Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей. Известно знай,что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по словеси Христову: «в нюже меру мерите, возме-рится вам (Мф. 7,2)».

Вот как далеко уходят последствия детского обращения с родителями: уже здесь закладывается отношение следующего поколения к своим родителям.

Теперь обратимся к пункту, в котором речь идет о родительском благословении. Каково его значение в жизни человека? Святитель Феофан Затворник так раскрывает нам его важность и смысл: «Больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтобы сердце родительское было открыто к ним, а не закрыто. Благословение родителей похоже на всемогущее слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чём и счастия нет, всё из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются».

Родительское благословение важно в любом деле, поэтому детям следует советоваться с родителями о своих делах. Вот как об этом говорится в «Симфонии...»: «Никакого дела вновь без их совету и соизволения не начинать, но о всем у них советоваться и соизволения просить должен ты, да не твоим дерзновением оскорбятся, и без успеха будет начатое твое дело».

Детям необходимо выражать свою благодарность родителям. Постарайтесь перечислить, как может быть выражена благодарность.

Ученики: Возможные ответы.

А теперь посмотрим, как об этом говорится в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (предлагается прочитать одному из учеников):

«Дети должны быть благодарны родителям. Дети родителям всякую должны благодарность показывать, от которых жизнь, наставление и все, что ни имеют, получили. - Благодарность сия в следующем состоит:

1) во всяких нуждах им помогать;

2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт. 9, 23) которые пристойным образом отца своего наготу прикрыли, что Приточник приказует: «слушай, сыне отца, родившего тя, и не презирай, егда состарится мати твоя». Хам, сын тогожде Ноя, показывай наготу отца своего, наказан был». Но вот приходит время, когда родители становятся немощными, такими, как на картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», и только дети, выросшие и окрепшие, могут помочь им справиться с трудностями, и это - святой долг детей. Конечно, на картине мы видим ситуацию чрезвычайную, и поведение сыновей здесь, безусловно, достойно уважения. А в нашей повседневной жизни состарившиеся родители всегда ли находят поддержку и понимание, снисхождение детей к своим слабостям?

Вот как учит нас «Симфония...»: «Дети не должны немощами родителей соблазняться и их осуждать. Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай. Но ежели что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить, и иному объявить о том...»

Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда поступки детей являют такие образцы поведения.

Ученики: Возможные ответы. Подведем итоги. Скажите, как в отечественной культурной традиции, прекрасно известной также классикам русской литературы, рассматривается вопрос об обязанностях детей по отношению к родителям? Перечислите их, пожалуйста.

Домашнее задание: подобрать примеры из текстов русской литературы, иллюстрирующие почтительное отношение детей к родителям.

 

Ю.В. Нефедова,

кандидат педагогических наук

 

 


Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей.

Святитель Феофан Затворник

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ, ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ИВЕРСКАЯ, ПАРТАИССА, ВРАТАРНИЦА
ПОЛОЦК: НА ЗЕМЛЕ СВЯТОЙ КНЯЖНЫ И ИГУМЕНИИ ЕВФРОСИНИИ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТСЯ НЕОБЪЯТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ТРУДОВ...»
ЧЕБОКСАРЫ: СЕМЕНА НА ДОБРУЮ ПОЧВУ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Авва Дорофей: О СТРАХЕ БОЖИЕМ
Макарий Оптинский: ЗАМУЖЕСТВО (БРАК)
Л.Ф. Фомина: «ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): СТРАХ БОЖИЙ
С.В. Меньшенина: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
ЧИТАЯ ПУШКИНСКУЮ «МЕТЕЛЬ»
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НИКОМУ НЕ ЗАВИДОВАТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РАССУЖДЕНИЕ
В. И. Даль: ЛИЧИНКА И МОТЫЛЕК
ИЗ КНИГИ «ОЛЬХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
К.Ф.Юон: «ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ И ЕЕ ПРОВИНЦИЙ РОДНИТ ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ»


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.
стр. 50
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011