На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: март-апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Меньшенина Светлана Витальевна /Кандидат педагогических наук, Доцент, Преподаватель Московской педагогической академии
Меньшенина Светлана Витальевна
Кандидат педагогических наук
Доцент
Преподаватель Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Глаголы жизни вечной

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА

Предыдущая Следующая

 

С. В. Меньшенина,

кандидат педагогических наук,

преподаватель Московской педагогической академии

 

В святоотеческом наследии есть немало наставлений, касающихся отношения к слову, к речи. Поражает, как они просты и одновременно глубоки и мудры. Правила речи, сформулированные святыми отцами, вытекают из основных христианских заповедей: кротости, смирения, любви и уважения к ближнему.

Прежде всего необходимо отметить такое правило речи, как осознание цели своего говорения. К чему всегда призывали воспитатели русской педагогической школы, спрашивая учеников: для чего ты это сказал, для чего ты это делаешь? Если ты хочешь сказать слово с целью уязвить ближнего, то это недопустимо, ибо есть нарушение нравственных законов. Казалось бы, простое правило, но невыполнение его ведет к серьезным последствиям.

Еще одно правило - умение вначале обдумать каждое свое слово. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что безрассудное слово гораздо страшнее пустой траты денег, потому что Господь никогда не осудит нас за растраченные без пользы деньги, но осудит за вредное слово, то есть сказанное без рассудка, без рассуждения, необдуманно. Такое слово - страшное зло. Оно разобщает людей, сеет беду, разоряет государства.

Нам необходимо осознать, что произнесенное слово обладает огромной силой. И учиться выражать словами только то, что глубоко нами осмыслено.

«Мудрый обдумывает слова и, как правило, удерживает их; если имеешь злую мысль, то наложи руку на уста свои». Так говорится в одной из притчей Соломоновых.

Святитель Московский Филарет призывал «всегда думать, какое слово ты рождаешь в мир». Именно «рождаешь», ведь слово останется в нем навсегда. Как важно донести эту мысль до наших учеников!

Другое правило речи - это немногословие, сдержанность. Святитель Иоанн Златоуст учит: «На язык наш, как и на все наши внешние чувства, нужно уметь налагать узду. Неправильно, что все, что у тебя на уме, то и на языке. Более того, что на уме у тебя неправильного, то надо удерживать и искоренять». А мы не умеем владеть собой, даем волю своим страстям, что проявляется прежде всего в нашем речевом поведении. Это имеет отношение и к публичным людям: политикам, во многом определяющим нашу жизнь; журналистам, главная задача которых - помогать разобраться в происходящем и поэтому быть осторожными в личных оценках; людям культуры, которые через творчество оказывают особенно сильное влияние на молодое поколение.

«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда». Речь должна быть краткой, немногословной. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен», - говорится в Книге притчей Соломоновых. В Книге пророка Исайи сказано: «При многословии - близкая погибель».

Есть еще одно важное правило речи, которому нужно учить наших детей, -умение молчать, когда тебя не спрашивают, а отвечать только, когда спросят. Это простое правило, которому при воспитании детей всегда уделяли большое внимание. Что прекрасно иллюстрирует святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих трудов. Он рассказывает, как один послушник жаловался старцу на то, что часто беседует со всеми и дает советы, а потом кается в этом: «Вот, отче, никак не могу удержаться, кто ни придет, все с ним разговариваю». На это старец отвечает: «А разве за тобой гонятся, чтобы услышать твое мнение?»

Одним из важнейших правил, опирающихся на заповедь Закона Божия, всегда было - не суди. «Не суди», - говорится в Писании. «... Важно смотреть за собой и удерживать свой язык от осуждения», - подчеркивал схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Осуждалось слово праздное, тем более хула или клевета. Всегда помнили, что большой грех - произнесение всуе имени Божия. По словам отца Иоанна (Маслова), «любящий празднословить напрасно губит время, этот драгоценный талант, данный человеку для приобретения блаженной вечности. Празднословие изгоняет из нашей души добрые мысли и благие намерения, удаляет нас от Духа чистоты и святости, а вместо добрых мыслей и чувств входят в нашу душу злые помыслы и нечистые пожелания, которые скоро пленяют все существо человека».

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Страшного суда». (Мф. 12,36). Апостол Павел подчеркивал непосредственную связь нашей речи с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3,2).

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о важности научения детей правильности речи, указывал на важность личного примера. По слову святителя, если дети услышат оскорбительные интонации в речи родителей, они выучатся тому же.

Умение слушать собеседника - тоже правило речи. Ведь слово - средство общения, которое происходит от слова «общее». Поэтому необходимо слышать собеседника и понимать, о чем он говорит. При этом не столько говорить самому, сколько уметь вникнуть в смысл слов разговора, принять его тему, сделать ее своей, а значит, суметь проявить со-чувствие, со-участие в разговоре.

Очень важно умение слушать в педагогическом общении. Разговаривая с детьми, следует действительно внимательно и заинтересованно выслушивать их обо всех сторонах их детской жизни и вовремя отвечать на вопросы, тем самым давая понять, что общение с ним и все, что с ним происходит, важно для нас.

Александр Семенович Шишков, адмирал и госсекретарь, министр просвещения и президент Российской Академии наук, оставил нам с вами составленный им «Славянский корнеслов», где объяснил истинное значение многих исконно русских слов.

Оказывается, наш мудрый язык подсказывает, что главное в слове только не передача знаний. В слове заключено извечное христианское стремление вернуть человеку образ и подобие Божие. А потому безобразие - есть потеря образа Божия. То же и с понятием наказание, без которого немыслим процесс воспитания. Это означает не истязание, а дачу наказа, то есть наставления. Слово судьба означает Суд Божий, который мы для себя по мере своей жизни готовим: словами, мыслями, поступками. Слово победа - то, что приходит по беде, то есть по ее окончании. Интересно значение слова честь. Нам привычны словосочетания «честь имею», «честное слово», «честный человек». Но в нем заложен гораздо более глубокий смысл, нежели благородные свойства души, высокий уровень нравственности, набор дворянских, рыцарских качеств. Мы говорим: - «всечестные отцы». Как в поговорке «Честь ум рождает, а бесчестье и последнее отнимает».

Не случайно русскую литературу, эту важнейшую область деятельности, связанную с человеческой душой, наши просвещенные предки называли словесностью, а не литературой, где «литера» в переводе с греческого - всего лишь буква.

А как поразителен тот факт, что многие привычные для нас выражения очень трудно, а порой и вовсе невозможно перевести на другие языки. Например, в английском языке благая весть (Евангелие) переводится буквально как хорошие новости, благовест - как звон одного церковного колокола, покровительница как патронесса, а слово преображение - как трансфигурация. При переводе труда схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям Тихона Задонского» на другие языки обнаружилось, что в них нет слов «милосердие», «добродетель», «духовность», «благодать», «кротость», «благодеяние». Нет слова, а значит, нет у народа и внутреннего состояния, которое выражено этим словом!

А как высок подлинный смысл коротенького слова пол. Оно возводит нас к Священному Писанию, к истории сотворения человека. Мужчина и женщина замыслены как единое целое, пол - как половина одного целого. Две половины по замыслу Божию о человеке становятся единым целым. Слово цель заключает в себе извечное стремление к целостности, исцеление.

Смысл слова правитель отличен от всевозможных «лидеров», «генеральных секретарей», «президентов». Правитель - это тот, кто призван вести вверенный ему Богом народ по правому, спасительному пути.

Часто людей непрактичных, в чем-то ущербных называют убогими, не понимая значения этого слова. А это те, кто на особом счету у Самого Бога. Не случайно поговорка предупреждает: «Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы». Говорим мы спасибо - значит, просим «спаси Бог», говорим прощай - значит, просим прощения, приветствуем друг друга словом здравствуйте - значит, желаем здоровья.

Как глубоки слова, сказанные А.С. Шишковым: «Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера - единодушным».

Заимствования в нашем языке - явление не новое. Весь XVIII век прошел под знаком преклонения перед немецким языком, в XIX веке русская интеллигенция находилась во власти французского, а в XX и XXI веках мы говорим о засилье английского языка.

Чем обогатился наш язык в последнее десятилетие? И обогатился ли? Шопинг, кастинг, холдинг, лизинг... Всюду реклама предлагают нам покупать экофлеты (экологически чистое жилье), жить в таун-хаусах (городских особняках). Благодетели или попечители стали теперь спонсорами. Уходит из языка русское, понятное, такое крепкое, теплое, надежное слово дом. В школе введены дресс-коды (попросту школьная одежда). Мы испытываем не восторг, кураж, задор, а драйв. Согласие заменено консенсусом, терпимость - толерантностью. У нас теперь не образ, а имидж, и создают его имиджмейкеры, пиармены и стилисты. Невольно вспоминаются слова невесты в рассказе Чехова «Свадьба»: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном».

На занятиях по культуре речи я часто предлагаю дать определение некоторым широко употребимым терминам. Оказывается, многие используют в своей речи иностранные слова, не понимая их значения. Так, слово превентивный (опережающий действия противной стороны) определяется иными как упрощенный, реноме (репутация) - как вывод, заключение, табу (строгий запрет) определяется как закон, знак, опасность, инсинуация (вымысел, клевета) - как случайность или позиция, беспрецедентный (не имевший случаев подобного рода) понимается как непреложный, бесспорный, однозначный и так далее. 87 процентов педагогов с высшим образованием не знают значения слов факсимиле, парадигма, олигарх, обструкция. Так ли уж безобидно это явление?

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Истинная мысль - источник всех благ, мысль ложная есть источник ошибочной деятельности и тех незрелых плодов, которые от нее рождаются...» Это значит, что от неясности слова происходит и неясность мысли, а от неясности мысли и вся деятельность наша становится непоследовательной и неправильной.

Мы заимствуем не только слова - в языке закрепляются целые кальки: ты в порядке, я сделал это, это ваши проблемы. Последнее не просто коверкает наш язык, но и закрепляет в сознании чуждый, не свойственный нам тип отношений друг к другу. Ведь для русского человека всегда проблема другого была и его проблемой, которую он помогал решать. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учит: «Главное, чтобы было в душе желание услужить ближнему. Если этого нет - душа больна».

В заключение разговора о слове, языке, речи хотелось бы привести слова А.С. Шишкова: «Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомыслен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может».

Нам нужно защищать, охранять наш язык как самое большое богатство, как великое наше национальное достояние и дар Божий.

И надо помнить предсказание великого М.В. Ломоносова о том, что «российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердиться, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ, ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ИВЕРСКАЯ, ПАРТАИССА, ВРАТАРНИЦА
ПОЛОЦК: НА ЗЕМЛЕ СВЯТОЙ КНЯЖНЫ И ИГУМЕНИИ ЕВФРОСИНИИ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТСЯ НЕОБЪЯТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ТРУДОВ...»
ЧЕБОКСАРЫ: СЕМЕНА НА ДОБРУЮ ПОЧВУ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Авва Дорофей: О СТРАХЕ БОЖИЕМ
Макарий Оптинский: ЗАМУЖЕСТВО (БРАК)
Л.Ф. Фомина: «ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): СТРАХ БОЖИЙ
С.В. Меньшенина: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
ЧИТАЯ ПУШКИНСКУЮ «МЕТЕЛЬ»
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НИКОМУ НЕ ЗАВИДОВАТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РАССУЖДЕНИЕ
В. И. Даль: ЛИЧИНКА И МОТЫЛЕК
ИЗ КНИГИ «ОЛЬХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
К.Ф.Юон: «ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ И ЕЕ ПРОВИНЦИЙ РОДНИТ ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ»


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.
стр. 41
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011