На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: март-апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Фомина Людмила Филипповна /Проректор Московской педагогической академии
Фомина Людмила Филипповна
Проректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Качество образования

«ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»

Предыдущая Следующая

 

Л.Ф. Фомина,

проректор Московской педагогической академии

 

Сегодня вопрос о качестве образования — один из самых обсуждаемых. На эту тему защищаются диссертации, пишутся статьи. Но что это такое — качество образования?

Есть такие социальные маркеры, которые сразу показывают, что ребенок плохо образован (а под образованием мы, в соответствии с Федеральным законом, понимаем обучение и воспитание). Если дети занимают первые места на олимпиадах, но в общественном транспорте при появлении старушки не вскакивают с мест, а старательно отводят глаза, ясно, что в обществе происходит падение нравственности. По нашим детям мы судим, что качество образования сегодня невысоко.

Вот я прихожу в школу, где учатся мои внучки. Учителя говорят: выбиваемся из сил, стараемся устроить им интересные экскурсии в музеи, на выставки - а отдача плохая, дети не слышат нас. Открываю труды ученых, изучающих школьные проблемы; они утверждают, что дети при переходе в среднюю школу теряют навыки и умения, полученные в начальной школе. Знакомлюсь со старшими классами средней школы: пишут неграмотно, не умеют связно воспроизвести текст... Но главные-то вопросы, которые волнуют больше всего: вырастет ли мой ребенок настоящим человеком? как я буду жить в старости? - остаются без ответа.

Сейчас разрабатывается много систем, которые позволяют судить о качестве образования. И если в них, кроме знаний, еще какое-то место занимает социализация личности, то вопросы воспитания уже отошли далеко на задний план. Те реформы, которые идут сегодня в государственной системе образования, развиваются по двум основным направлениям. Первое - инновационное. Именно здесь мы наломали больше всего дров. В начале 90-х все, что ни приходило с Запада, брали безо всякого апробирования. Никто нам тогда из ученых не объяснил, что надо бы сначала посмотреть, а есть ли у нас для этого внедрения база, точнее — внутренняя готовность, не вступит ли эта «инноватика» в противоречие с ментальностью народа, с его многовековой культурной традицией.

Второе направление — освоение отечественного педагогического опыта. Московской педагогической академии оно представляется наиболее важным и перспективным. Прежде всего мы обратились к опыту святых отцов, которые были величайшими педагогами своего времени. Сегодня они как никогда востребованы современной системой образования. Когда мысами начали внимательно изучать святоотеческую литературу, заметили такую деталь: «пастырь, воспитатель должен...», «пастырь, учитель может...». То есть эти книги с самого начала были ориентированы не только на духовенство, но и на воспитателей, на педагогов. Здесь уместно вспомнить министра народного просвещения XIX века, выдающегося сына Отечества адмирала А.С. Шишкова, который не уставал повторять: «Науки, изощряющие ум без веры и нравственности, не составят благоденствия народного. Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности».

Московская педагогическая академия стремится раскрывать тот нравственный потенциал, который заложен в том или ином школьном предмете. Тогда задачу нравственного воспитания человека мы с успехом будем решать на всех уроках.

Но надо сказать, что больше всего воспитывает ребенка личность педагога. Здесь для современного учителя имеется огромный потенциал. Ведь если учитель прикладывает к делу все свои силы, а результата не получает, можно ли говорить, что он дает качественное образование?

Так какими же знаниями должен обладать учитель? Это не только какие-то новые знания по своему предмету. Самое главное — это знание о человеке. Ведь если мы не знаем самого человека, можем ли правильно его воспитать? Как же педагог должен воспитывать человека, когда не знает, для какой цели человек приходит в мир, каковы его свойства, какие состояния он может переживать. Таким образом, учитель лишается главного знания, которое ему необходимо в работе.

Святые отцы опытом познали лучшие и худшие стороны человека и дали нам свои наставления, говоря современным языком, методические рекомендации: как к нему подойти, как сделать, чтобы он не только сам был счастлив, но сделал счастливым свое окружение, родителей, свою будущую семью.

Если мы возьмем, к примеру, книги святителя Феофана Затворника, который дает представление о природе человека, о закономерностях его жизни, психологических законах жизни души, то увидим, насколько он дает целостное понимание человека. Вот какой уровень знаний необходим учителю для эффективной работы, для того, чтобы качество образования было выше.

Святые отцы писали и о том, что сам учитель должен иметь высокую нравственность. Без этого даже при отличных учебниках цель христианского воспитания не может быть достигнута. Более того, они утверждали: учитель должен быть нравственно выше своих учеников.

Какое еще качество насущно необходимо учителю? Любовь к своим ученикам. Но не такая любовь, которая бы покрывала их недостатки, а которая, видя эти недостатки, сострадательно старалась бы их искоренять. Этому учит книга «Основырусской педагогики» доктора педагогических наук Н.В. Маслова, которая получила гриф министерства образования и стала учебником по направлению «Педагогика» для всех специальностей и студентов высших учебных заведений.

По учению святых отцов, педагог должен быть справедливым, благоразумным, воздержанным, мужественным (а мужество педагога — это нравственная крепость духа). Они обращали внимание даже на внешний вид педагога, который «не должен подать поводов к соблазну», поскольку юный возраст очень зависим от внешних впечатлений. Уточняли: очень важно, чтобы учитель «проявлял истинное радушие, имел дружелюбное лицо, благородный внешний облик и манеру поведения. Даже голос должен быть естественным, не слишком тонким и не слишком тихим. Он должен быть чужд театральности». Святые отцы также считали, что одним из отличительных признаков нравственных качеств человека является одежда, поэтому она «должна быть скромной, чистой, опрятной, приличной и соответствовать высоте звания учителя».

Так что главный ресурс в образовании — это сами воспитатели. Не случайно святые отцы говорили, что самое главное — воспитание самих воспитателей. Святитель Феофан Затворник писал: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направление воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно». И заключал: «Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых».

Понятно, что это идеал, к которому надо стремиться. Понятно, что достичь его нельзя, если не работать над своим собственным сердцем. Но когда мы наконец поймем, что нам сказал святитель Московский Филарет, а он сказал, что истина нравственная всегда есть истина религиозная, то это будет тот самый современный ресурс и современная инноватика в образовании, которая сегодня так нужна нашей школе.

 

 


Кто хочет для других служить зеркалом, тому предварительно надо рассмотреть

себя самого.

Преподобный Ефрем Сирин

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ, ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ИВЕРСКАЯ, ПАРТАИССА, ВРАТАРНИЦА
ПОЛОЦК: НА ЗЕМЛЕ СВЯТОЙ КНЯЖНЫ И ИГУМЕНИИ ЕВФРОСИНИИ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТСЯ НЕОБЪЯТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ТРУДОВ...»
ЧЕБОКСАРЫ: СЕМЕНА НА ДОБРУЮ ПОЧВУ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Авва Дорофей: О СТРАХЕ БОЖИЕМ
Макарий Оптинский: ЗАМУЖЕСТВО (БРАК)
Л.Ф. Фомина: «ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): СТРАХ БОЖИЙ
С.В. Меньшенина: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
ЧИТАЯ ПУШКИНСКУЮ «МЕТЕЛЬ»
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НИКОМУ НЕ ЗАВИДОВАТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РАССУЖДЕНИЕ
В. И. Даль: ЛИЧИНКА И МОТЫЛЕК
ИЗ КНИГИ «ОЛЬХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
К.Ф.Юон: «ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ И ЕЕ ПРОВИНЦИЙ РОДНИТ ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ»


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" март-апрель 2008 г.
стр. 37
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011