На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: март-апрель 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Слово к читателю

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ, ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

 Следующая

 

Православная педагогика отводит семье особое место. В первые века у христиан не было школ, через которые могло бы распространяться христианское вероучение. Поэтому главным распространителем его, помимо живого слова проповедников, служила семья. Христианская семья, по свидетельству одного из педагогов XIX века, долгое время оставалась «единственной школой» христианского воспитания. Домашняя жизнь приобрела «печать церковности»: совместное духовное пение и совместное чтение Священного Писания стали постоянным упражнением членов семьи.

Говоря о том, какой была христианская семья в первые века, Тертуллиан восклицает: «Какой тесный и сердечный союз между двумя верующими, у которых одна надежда, одно стремление, одинаковый образ жизни, одно служение Господу! Как брат и сестра, они живут в полном мире и согласии, они вместе молятся и постятся, взаимно друг друга наставляют и увещевают, друг друга во всем поддерживают; они вместе в храме, вместе у Причастия; они делят друг с другом радости и горести, никто из них ничего не скрывает от другого». Христианская женщина первых веков была украшена всеми возможными добродетелями, так что даже языческий оратор Ливаний невольно воскликнул: «Что за жены у христиан!».

Христианские дети были объектом постоянного попечения Церкви, семьи и общества. В семье они воспитывались в вере и благочестии, поскольку, по утверждению святителя Московского Филарета, «слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией».

В России семья традиционно является одним из важнейших институтов воспитания. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи - семьи православной. Именно в Православии сформировался ее новый образ и новое понимание. Церковь воспитала в русском народе восприятие семьи как малой церкви - с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей.

В древний период истории России государство нормативно закрепляло необходимость православного поведения в семье, соответствующего отношения к семейной жизни. Принципы формирования русской православной семьи, православного воспитания детей зафиксированы еще в XVI веке в «Домострое» - своде житейских правил и наставлений, отразившем принципы патриархального быта. Много внимания этому вопросу уделено в трудах святителя Тихона Задонского (см.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»), других святых отцов: Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, оптинских и глинских старцев и др.

О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель Московский Филарет пишет: «Семейство древнее государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева».

Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, необходимо, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Чтобы жизнь государственная «сильно и правильно» развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия, необходимо, чтобы семейная жизнь была крепка «благословенной супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием», чтобы вследствие этого из «чистых стихий» семейной жизни естественно возникали «столь же чистые начала жизни государственной», чтобы с почтением к родителям родилось и росло благоговение к властям, чтобы любовь ребенка к матери была подготовкой его любви к Отечеству, чтобы «простодушное домашнее послушание подготовляло и руководствовало к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам и власти».

Таким образом, семья представляет собой самую естественную основу для воспитания детей.

Главный совет по укреплению и сохранению семьи, который дают в своих творениях святые отцы, - снисходить к недостаткам («немощам») друг друга, «терпеть любовью», соблюдать согласие и мир. Прочность брачных союзов, по словам глинского старца иеромонаха Порфирия (Левашова), зависит от чистоты сердца и доброты нравов.

 

РОДИТЕЛИ

Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, - научить детей жить по-христиански: «Юное сердце, как ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается... Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию».

Святитель пишет также о необходимости «внутреннего воспитания» детей, свидетельствует о том, что родители должны быть образцом для детей, что за плохое воспитание они не только будут наказаны неблагодарностью детей, - они дадут за это ответ перед Богом. «Родители, рождая детей телесно, должны растить их и духовно. Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали. Родители, чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить. Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами».

«Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - А заслуга пред Богом - воспитать ребенка и соделать его... добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей у первых христиан родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную, «откуда христиане должны ожидать наград и наказаний».

Особенное внимание родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей наружности, сколько о своих внутренних качествах.

Чтобы привить своим детям добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах.

 

МАТЬ

В процессе воспитания чрезвычайно важен пример матери, так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле воспитания вообще очень велика. Поэтому исторически в Православии особое внимание обращалось на воспитание девиц, будущих матерей, и их подготовку к жизни (подробнее об этом см.: Иеромонах Порфирий (Левашов). «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

«Женщины бывают первыми деятелями там, где только загорается луч жизни, - писал иеромонах Порфирий. - Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом. Оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели.

В обществе больше проявляется то, что уже подготовлено в детстве, в семье. Если дети с материнским молоком будут напитаны христианскими правилами..., то они принесут семейству и обществу благословенные плоды мира. Но если эти отрасли покоятся на дикой лозе -чего можно ожидать от них полезного? Из них выйдут тунеядцы или зловредные члены общества... Сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей».

История первохристианской Церкви украсилась примерами целого ряда матерей, воспитавших достойных детей. Так, благочестивая Нонна, просветив светом христианского учения язычника-мужа, воспитала в духе веры Христовой своего сына, впоследствии великого учителя Церкви, святителя Григория Богослова. Анфуса, будучи вдовою, всю свою жизнь посвятила воспитанию сына Иоанна, будущего «отца Церкви», прозванного Златоустом за его необыкновенные дарования. Моника, мать блаженного Августина, при воспитании сына преодолела все препятствия со стороны своего мужа и положила такое глубокое основание его христианскому образованию, которое не могло быть уничтожено среди самых страшных бурь жизни будущего святителя. То же можно сказать о многих других христианских матерях.

 

ОТЕЦ

Святитель Московский Филарет так определяет значение и обязанности отцов в семье: «Если отцы семейств свой дом добре правят, если в своем домашнем «владычестве» они правильно и рассудительно распоряжаются употребляемой властью, опытным словом, добрым примером, если содержат своих домашних в порядке и послушании, «вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к Отечеству», если «бдительным смотрением» охраняют их нравы, то, кроме того, что они через это исполняют долг, возлагаемый природой и Богом (а, следовательно, готовят сами себе плод семейных утешений), кроме всего этого, таким «действованием они совершают служение и в пользу государства, благие последствия которого могут простираться даже до потомства».

Апостол Павел дает такое наставление: «Отцы - не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

Святитель Тихон Задонский так обращается к отцам семейств: «Отец, как детей своих воспитываешь? Чему их учишь? Не вливаешь ли яд соблазнов в юные сердца их вместо здравого учения? Учишь ли страху Божию? Воспитываешь ли в звании христианском? Показываешь ли им образ добрых дел?»

Говоря о роли отца в воспитании детей, святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания.

Палачи есть потому, что нет нравственности».

В заключение приведем слова глин-ского иеромонаха Порфирия: «Отцы и матери!... Дети ваши своим счастьем могут быть обязаны... не богатству, а своим добродетелям и благонравию... Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом - воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Бо-жия и по примерам благочестивых предков».

 

ГОСУДАРСТВО

История педагогики свидетельствует о том, что государство в христианских странах принимало деятельное участие в воспитании. Прежде всего принимались соответствующие законы и постановления, направленные на нравственное совершенствование народа. В этих законах и постановлениях проявлялась забота о целомудрии юношей и девушек: по воле правителей в воскресные и праздничные

дни закрывались публичные зрелища. Государство заботилось также о чистоте веры, препятствуя распространению заблуждений, ересей, сект. Для христианского воспитания детей государство открывало школы и училища, выделяя для этого государственные средства. Таким образом, законы, постановления и действия государства были направлены на обеспечение христианского воспитания граждан.

Государство в России всегда выполняло функцию субъекта воспитания. Оно определяло политику в области воспитания и образования, формировало воспитательные институты, начиная с XIX века нормативно закрепляло содержание и организацию образования и воспитания во всех учебных заведениях. Практически все крупные государственные деятели России (как и ее духовные вожди) уделяли значительное внимание этому вопросу.

Православие стало основой русского воспитания и образования, сделало Россию одной из самых образованных стран в мире. Обучение религии на протяжении многих веков входило в обязательный состав учебного курса образовательных учреждений. Традиционное православное направление в образовании и воспитании никогда не переставало развиваться в России, передаваясь через менталитет русского учителя, через содержание образования, в частности, через произведения русской классической литературы, православные по своему духу.

 

ПЕДАГОГ

Первоначально в христианском обществе образованием и воспитанием детей занимались исключительно лица, посвятившие себя служению Богу и Церкви. Их роль была столь велика, что зачастую они для своих учеников занимали место родителей, а доверие к ним было столь безграничным, что родители полностью доверяли им воспитание своих детей.

Затем, когда учительство стало профессией, учителями могли стать только зрелые люди строгой жизни, люди великодушные, благочестивые, трудолюбивые, смиренные, желающие спасения детским душам.

Христианские наставники своим примером побуждали детей с ранних лет не только изучать слово Божие, но и исполнять нравственные законы, изложенные в Евангелии. Таким образом, то, что дети слышали из уст своих воспитателей, они видели в самой их жизни, то, что им преподавалось устно, пояснялось самим опытом, примером наставников. Устное наставление озаряло ум, а жизнь воспитателей действовала на сердца детей.

Согласно учению святых отцов, педагог как субъект воспитания должен:

- иметь истинные понятия о человеке, знать его природу;

- иметь сострадательную любовь, самоотверженность ;

- быть наблюдательным;

- быть благочестивым («Без истинного благочестия нет ни истинной любви к близким, ни постоянной верности властям и отечеству, ни истинного стремления к общей пользе»);

- иметь «постоянную бдительность над собой», контролировать все свои мысли, слова, поступки.

Воспитатель, руководствуясь словами святителя Григория Богослова, никогда не должен терять надежды воспитать ученика даже с самыми порочными наклонностями.

В своей деятельности ему необходимо следовать неизменным нравственным нормам, знать закономерности взросления ребенка, особенности образовательного процесса, возрастные особенности детей.

 

ЦЕРКОВЬ

На протяжении веков ревностно заботилась о воспитании детей и взрослого населения Церковь. Церковь наблюдает за точным исполнением родителями и детьми взаимных обязанностей «в духе учения Христова».

Согласно православному учению, спасение совершается только в Церкви Христовой. Церковь - духовная лечебница, в которой имеются все средства для исцеления недостатков человека.

В первые века христианства Церковь открывала христианские училища и школы, которые состояли под надзором епископов. Затем постепенно эта ее функция перешла в ведение государства.

Православная Церковь на протяжении русской истории определяла все стороны жизни русского народа, из века в век формировала русских людей духовно и нравственно, учила их различению добра и зла. Об этом свидетельствуют не только выдающиеся церковные деятели, но и такие известные русские писатели и ученые, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и др.

Для успешности процесса воспитания необходимо взаимодействие Церкви и государства.

В Древней Руси Церковь и государство на протяжении веков ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению православных установлений.

 

СВЯЩЕННИК

Выявление роли священника как субъекта воспитания дает очень многое для понимания особенностей православной педагогики в целом. Именно духовность священника является важным источником, ведущим народ к нравственному совершенствованию. Там же говорилось о педагогических аспектах его служения. К сказанному здесь необходимо добавить следующее.

Согласно учению святых отцов, пастырь «обязан быть воспитателем, исправлять поведение человека».

«Пастырское делание, - пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов), - обнимается исполнением трех главных обязанностей: проповеди слова Божия, священнослужения и нравственного воспитания прихожан - пастырской попечительности о душах людей, вверенных его заботам».

На Руси священники традиционно являлись «святыми вождями нравственности».

Священнику должны быть хорошо известны начала истинно христианского воспитания. Высокое звание обязывает его:

- как в церковных своих поучениях, так и в частной беседе учить родителей их обязанностям, обращать их внимание на ошибки и всегда уметь подать им добрые советы в деле воспитания;

- как учителя благочестия и как воспитателя детей, действовать на них сильно и благотворно.

В чем главная особенность пастырского воспитания? «Истинный пастырь благодатию Божией меняет сердца», - пишет, в соответствии со святоотеческим учением, схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Главная черта пастырского духа, - продолжает он, - сострадание немощам людей, скорбь об их недостатках, согрешениях и пламенное желание приблизить их к Богу. Искренность и сострадание к ближним настолько сближает священника с паствой, что он прекрасно понимает ее духовные запросы. Истинный пастырь носит в душе своей все то, чем нравственно живут его пасомые, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми. Истинный пастырь стремится, чтобы люди «имели жизнь и имели с избытком».

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

доктор педагогических наук

 


 

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания.

Святитель Иоанн Златоуст

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.


 Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ, ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ИВЕРСКАЯ, ПАРТАИССА, ВРАТАРНИЦА
ПОЛОЦК: НА ЗЕМЛЕ СВЯТОЙ КНЯЖНЫ И ИГУМЕНИИ ЕВФРОСИНИИ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТСЯ НЕОБЪЯТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ МИССИОНЕРСКИХ ТРУДОВ...»
ЧЕБОКСАРЫ: СЕМЕНА НА ДОБРУЮ ПОЧВУ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ
Авва Дорофей: О СТРАХЕ БОЖИЕМ
Макарий Оптинский: ЗАМУЖЕСТВО (БРАК)
Л.Ф. Фомина: «ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОСЛОВИЕ ЛИЦ ЧИСТЕЙШИХ, БОГОИЗБРАННЫХ И СВЯТЫХ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): СТРАХ БОЖИЙ
С.В. Меньшенина: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВА
ЧИТАЯ ПУШКИНСКУЮ «МЕТЕЛЬ»
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НИКОМУ НЕ ЗАВИДОВАТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): РАССУЖДЕНИЕ
В. И. Даль: ЛИЧИНКА И МОТЫЛЕК
ИЗ КНИГИ «ОЛЬХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
К.Ф.Юон: «ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ И ЕЕ ПРОВИНЦИЙ РОДНИТ ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ»


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" январь-февраль 2008 г.
стр. 2
04.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011