На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь»,октябрь 2006 г. — декабрь 2008 г.

 

Как должно быть совершаемо самое освящение храма

 

Священнослужители (не менее трех) в полном облачении совершают на середине храма малое водоосвящение, держа в руках зажженные свечи; после сего они со святой водой, с иконами, стоявшими посреди храма, возвращаются в алтарь; начальствующий с крестом на блюде следует за ними. Дека снимается с нового престола и приставляется к восточной стороне храма. Священники надевают фартуки и снова выходят на середину храма; они берут стол с приготовленными к освящению вещами, вносят его царскими вратами в алтарь и ставят по правую сторону престола или где позволит место. Тогда же и прочие вещи с середины храма убирают на свои места. Священники становятся вокруг престола, молятся и кланяются друг другу. Диакон подает святую воду; начальствующий кропит ею столпы престола. Диакон подает в кастрюльке воскомастику начальствующему; начальствующий окропляет святой водой воскомастику и возливает ее крестообразно на верхние концы столпов престола, обходя вокруг него. Потом снова кропит столпы для того, чтобы воскомастика скорее застыла. После сего начальствующий возглашает: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой» (Пс. 144). Певчие поют этот псалом весь до конца. В это время священники приносят деку; начальствующий окропляет сначала нижнюю сторону ее, а потом верхнюю, и она полагается на свое место. Диакон на антидорной тарелке подает гвозди и полагает на престол; начальствующий окропляет их и раздает сослужащим священникам, которые вкладывают их в назначенные места на углах престола. Потом подают камни; начальствующий кропит их и раздает прочим священникам, которые вбивают ими вложенные гвозди в столпы престола, после чего кладут сии камни под престол; вбитые гвозди заливаются воскомастикою и, когда она остынет, срезают ее, если окажется, что она выше уровня деки. По укреплении престола начальствующему подают: теплую воду, мыло, красное вино, розовую воду и духи на антидорных тарелках и поставляют на престоле. Когда певчие заканчивают пение 144-го псалма, диакон говорит в алтаре: «Господу помолимся». Певчие отвечают: «Господи, помилуй». Начальствующий тихо, преклонив главу, читает молитву: «Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския спасительным Твоим явлением, Сам и ныне ниспосли благодать Святаго Твоего Духа и благослови воды сия и вино к освящению и совершению жертвенника Твоего сего, яко благословен еси во веки веков, аминь». После молитвы красное вино, розовая вода и духи снимаются с престола, а остаются на нем теплая вода, мыло и полотенце, которые окропляются святой водой. После сего и эти вещи снимаются с престола, кроме сосуда с теплой водой, из которого начальствующий возливает воду на престол крестообразно трижды, говоря: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», и возглашает псалом 22-й: «Господь пасет мя...» Певчие поют этот псалом. В это время священники омывают престол теплой водой, сначала просто растирая его руками, а потом немного и мылом; снова возливается вода, чтобы смыть мыло, и тогда уже вытирают престол полотенцами. Потом приносятся: красное вино, розовая вода и губки; начальствующий, по окроплении святой водой сих вещей, берет вино и воду, выливает их на одно антидорное блюдо или в какой другой сосуд, и из него возливает крестовидно на середине престола: священники вместе с ним руками растирают это смешение по престолу и отирают губками досуха. Потом подают духи и с ними поступают так же, как с вином, только не вытирают губками, а руками втирают в деку престола и так оставляют. Когда певчие заканчивают петь, начальствующий провозглашает: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92). Певчие поют этот псалом, а священники подают напрестольную срачицу для окропления и, по окроплении внутри и вне, надевают на престол: потом приносят вервь; начальствующий окропляет ее, отдает диакону, который и опоясывает ею престол трижды поверху (по выемке деки). Начальствующий же в это время держит конец верви в руке и, по окончании опоясывания, делает узел у правого столпа. После сего приносят одеяние на престол и, окроплении его внутри и вне, облачают престол. Потом второй из служащих священников и прочие священники идут к жертвеннику, окропляют его, срачицу и одеяние святой водой и одевают жертвенник. В это время начальствующий окропляет завесу, покров на престол и все прочие принадлежности престола и жертвенника, если они не освящены, и полагает на свои места. Устроив все это, священники снимают свои фартуки. По окончании пения 92-го псалма начальствующий, взяв кадило, настоятель храма или второй после начальствующего — кропило, а диаконы — первый необожженную свечу и без огня, а другой — святую воду, начинают каждение, при возгласе начальствующего: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил» (Пс. 83). Певчие поют этот псалом, а начальствующий кадит престол, жертвенник, весь алтарь, иконостас и все иконы в храме, второй кропит их. По окончании сего, начальствующему подается необожженная запрестольная свеча, и он, зажегши ее от огня из кадила, поставляет ее на свое место; от этой свечи зажигаются начальствующим свечи и раздаются сослужащим священникам, которые зажигают свечи у икон и у народа. Потом священники берут крест, Евангелие, иконы, диаконы — кадила, свечи и святую воду, а прочие — запрестольные крест и икону, фонарь, хоругви и идут из алтаря за святым антиминсом, при возглашении от начальствующего тропаря: «Иже во всем мире мученик Твоих», повторяя его. Придя к святому антиминсу, начальствующий, покадив, делает с вошедшими в алтарь сослужащими земной поклон пред антиминсом. В алтарь, где находится святой антиминс, входят только начальствующий, следующая за ним пара священников и диакон с книгою, а прочие остаются у царских врат. Диакон в алтаре возглашает малую ектению: «Паки и паки миром...» По ектений — возглас: «Яко свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Певчие отвечают: «Аминь» и поют тропари: «Иже на камени веры создавый Церковь...», «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже...» дважды и более, смотря по надобности. Начальствующий с теми же сослужащими вторично делает земной поклон и, возложив на главу дискос со святым антиминсом, идет с крестным ходом обратно к освящаемому храму. Впереди хода идет священник, за ним несут хоругви, фонарь, запрестольные крест и икону, за ними следуют певчие, потом священники с иконами, Евангелием и напрестольным крестом, за ними — два диакона с кадилами и свечами, потом — начальствующий со святым антиминсом, поддерживаемый двумя священниками и в сопровождении первенствующего диакона. Перед выходом крестного хода из освящаемого храма бывает перезвон, а по выходе — красный звон; по входе священнослужителей в другой храм за антиминсом опять бывает перезвон, а во время обратного хода к освящаемому храму опять звон. Когда приблизятся к освящаемому храму, не входят в него, а идут вокруг него, причем впереди идущий священник кропит стены храма со всех сторон, а равно и предыдущий народ[1]. Потом, войдя в храм, священники остаются у завесы или в притворе храма, а певчие уходят внутрь храма. Священники с крестом, Евангелием и иконами и прочие становятся напротив начальствующего, изображая собою полукружие, за поставленным тут, во время хода, столом, на котором поставляется дискос со святым антиминсом. Начальствующий, взяв кадило, кадит и возглашает: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Певчие отвечают: «Аминь». Потом, приподняв святой дискос, начальствующий возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие поют: «Кто есть Сей Царь славы?» Диакон: «Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй». Начальствующий читает молитву: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже Сый благословен во веки: Иже завесою плоти Его обновлей нам вход в Церковь первородных на небесех вписанных, идеже глас празднующих, и глас радости, Сам Человеколюбче Владыко, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, обновление празднующия честнаго храма (имярек). Утверди его до скончания века непоколебима и прославлена Тобою: и сподоби нас в нем хвалы и славословия не зазорно приносити славе Твоей и Единородному Твоему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, и Святому Твоему Духу, в разуме и во всяком чувстве, и поклоняющимся Тебе, во страсе Твоем, Божественных щедрот достойным показатися: и благоприятным Твоей благости быти мольбам сим, яже о нас и всех людех Твоих, неизреченному Твоему благоутробию приносятся: молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых, аминь». Начальствующий говорит: «Мир всем». Певчие: «И духови твоему». Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните». Певчие: «Тебе, Господи». Приклонив голову, начальствующий читает молитву тайно: «Владыко, Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел во служение Твоея славы: сотвори, со входом нашим, входу святых Твоих Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь». Потом, взяв святой дискос, возглашает: «Господь сил, Той есть Царь славы». Певцы поют то же. Западная дверь или завеса открывается, и начальствующий, осенив святым антиминсом крестообразно вход, идет со всеми служащими в алтарь, а певчие поют в это время тропарь: «Якоже вышния тверди благолепие...» По входе в алтарь, святой антиминс полагается на престол, в него влагают губку, а на него, поцеловав, кладут Евангелие. Диакон: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй» (трижды). Начальствующий читает молитву пред престолом с коленопреклонением: «Господи Боже наш, Иже тварь единым словом создавый, и во еже быти приведый, неизреченными же образы различно сию украсивый, Иже Сыном Твоим нам заповедавый обнов итися нашему естеству, Святым Твоим Духом, Тебе молимся, и Тебе милися деем, Отцу Слова, Господу и Богу нашему: понеже неизреченным Твоим человеколюбием, и безмерною Твоею благостию и тварь и вся древний закон в Твоем Боговидении на Синайстей горе в купине оной дивной, в скинии свидения и в предобрейшем храме Соломона обновление прияли во образ Новаго Завета: милостивым оком призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, живущия в сем дому небоподобном, вселенныя похвале, жертвеннице истинном неизреченныя Твоея славы, и низпосли Пресвятаго Твоего Духа на ны, и на наследие Твое, и, по Божественному Давиду, обнови в сердцах наших дух правый, и духом владычним утверди нас: победы на видимыя и невидимыя враги даруй: нам же единомыслие и мир: сотворшим же здание сие и храма обновление по любви к Богу тщательно, оставление согрешений подаждь: даруй им вся яже ко спасению просимая; воздвигни я к деланию заповедей Твоих: да неосужденно поклонятся Тебе, единому истинному Богу, и Его же послал еси, Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых Твоих, аминь». Диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную» и проч. Начальствующий возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и на святых, по Тебе пострадавших, честных мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу[2], ныне и присно и во веки веков»; певчие поют: «Аминь». Потом, взяв святой крест и святую воду, идут все служащие на середину храма, где становятся как на молебне. Диакон: «Господу помолимся, рцем вси». Начальствующий осеняет крестом и кропит святой водой предстоящий народ на все стороны света. Затем диакон возглашает: «Премудрость». Начальствующий говорит отпуст. Диакон провозглашает многолетие. Потом читают часы, во время коих совершается проскомидия; и бывает Литургия, а по окончании Литургии — молебен храмовому святому, если заблагорассудит начальствующий.

 

 

Можно пи освящать храмы во дни празднования памяти святых, в честь которых храм устроен?

 

На рапорте одного из благочинных Орловской епархии об освящении им храма и престола во имя Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца, в день празднования памяти этого святого, Орловский Преосвященный положил такую резолюцию: «Благочинному сделать замечание, что он не должен был освящать храм в 25-й день сентября, то есть на день памяти Преподобного Сергия Радонежского, имени которого посвящен освященный храм, так как в главе 107-й Большого Требника сказано: «В той день на самый праздник, его же будет во имя храм посвящен, и того храма на свой праздник отнюдь не святити. А святити храм прежде своего праздника, а не в той день».

 

Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»

 

Примечания

 

1. Если нет другого (освященного) храма, то крестный ход начинается от местной иконы Спасителя, пред которою оставался святой антиминс до самого хода, как сказано выше, и совершается по указанному порядку вокруг освящаемого храма.

 

2. Так как при этом, не часто совершающемся богослужении иногда бывают замешательства в действиях и остановки в пении, то советуется начальствующему, до начала богослужения, назначить каждому лицу, явившемуся на службу, известную обязанность при богослужении с объяснением, как ее исполнить, а также объявить певцам, чтобы они, во избежание беспорядков, в случае надобности, повторяли те тропари, стихи и песни, которые должны будут петь во время освящения, или прекращали, смотря по тому, как успешно дело идет у священнослужителей; а чтобы можно было видеть им порядок священнодействия во время пения, следует указать им место в алтаре или близ оного.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В.Маслов: ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ
Памяти Патриарха Алексия II
Поздравления
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Архимандрит Кирилл (Павлов): «НА ВОССТАНИЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ВСЕМ НАРОДАМ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.С.Бочков: НА ЦЕРКОВНОЙ ГОРКЕ
Протоиерей Владимир Правдолюбов: ПРИЧАЩЕНИЕ ДОЛЖНО ПРЕДВАРЯТЬСЯ ИСПОВЕДЬЮ
Патриарх Болгарский Максим: ПРИНЯТ ОБНОВЛЕННЫЙ УСТАВ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОДВИГ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Святитель Николай (Велемирович): ПРИЧИНА ВСЕХ БЕД - БОГООТСТУПНИЧЕСТВО
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ДОСТОЙНЫЙ СЫН СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
А.С.Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.А. Солодовников: РОЖДЕСТВО
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.
стр. 63
02.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011