На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лебедева Е.В.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Церковь и общество

«ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»

Предыдущая Следующая

 

(Окончание. Начало см.: «Пастырь»,2008,декабрь)

 

«Осени себя крестным знамением, православный народ»

 

Святитель Филарет (Дроздов), управляя епархией как рачительный архипастырь, не оставлял без внимания и другие, менее значимые храмы, следил за их состоянием, любил освящать и служить в них.

Первыми московскими храмами, о которых особенно заботился святитель, были пострадавшие в 1812 году. Один из них, храм Покрова в Филях, стал центром почитания памяти Отечественной войны, пока строился Храм Христа Спасителя. Обычно же восстановление храмов требовало много времени, и их освящение затягивалось. Только в 1825 году святитель Филарет освятил возрожденный храм Покровского монастыря за Таганскими воротами. Через 20 лет уже в сане митрополита он приехал сюда освящать новый собор в честь Воскресения Словущего, созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского, на строительстве которого взамен обветшавшего довоенного храма настоял сам святитель. Теперь этот монастырь известен тем, что в нем покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, а тогда в обители едва теплилась жизнь. Церковь «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, спасенную архитектором Осипом Бове, митрополит освятил лишь в 1836 году — следы войны долго давали о себе знать. Заботился он и о возрождении «московской свечи» — храма Воскресения Христова в Кадашах.

А Иоанно-Предтеченский монастырь пострадал так, что его упразднили на целых полвека. Соборная церковь стала приходской, в кельях расположились служащие Синодальной типографии, а убежище знаменитой инокини Досифеи было сломано. Оставшиеся четыре монахини по ночам видели молящуюся в храме схимницу — шла молва, что это блаженная Марфа Ивановская, древняя насельница обители, молится о ее восстановлении. Митрополит был удручен подобным отношением к московской святыне, но лишь император Александр II по его ходатайству разрешил вновь открыть этот монастырь. Святитель так и не дожил до освящения обители, для которой сам составил правила общежития.

Большое внимание митрополит Филарет уделял домовым храмам при больницах, богоугодных

домах и особенно учебных заведениях. Новая эпоха принесла новые трудности: мистические настроения сменились духовным расколом русской интеллигенции — все сильнее, острее ощущалась ее оторванность от Церкви. Святитель Филарет еще в 1819 году начал главный труд своей жизни — перевод Священного Писания на русский язык с церковнославянского для утоления «глада слышания слова Божия» и «для споспешествования истинному просвещению духовенства и православного народа». А на второй год пребывания в Москве он составил по поручению Святейшего Синода свой знаменитый Катехизис. Духовное просвещение было главной идеей святителя Филарета, которую он исповедовал всю жизнь, желая привлечь интеллигенцию в храм, а духовенство — в Академию.

12 (24) сентября 1837 года владыка освятил новый домовый храм Московского университета на Моховой, ставший символом союза веры и науки, о котором так заботился святитель. Напомнив, что истинное просвещение возможно только во Христе, митрополит призвал собравшихся в храме: «Приступите к Нему — благоговеющим умом, верующим сердцем, молящимся духом, послушной волей, приблизьтесь, приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». В память о том строфы «Приступите к Нему и просветитеся» были помещены над царскими вратами и на фронтоне храма. Лишь в 1913 году надпись заменили новой: «Свет Христов просвещает всех».

А в 1854 году митрополит освятил домовую церковь во имя святителя Стефана, епископа Велико-пермского, при старейшей 1-й мужской гимназии на Волхонке — храм был устроен с Высочайшего изволения. Незадолго до кончины святитель и сам явился создателем первого в Москве учебного заведения для девиц из духовного сословия, где им помогали готовиться в достойные жены священников. Оно находилось близ Красных ворот у храма во имя преподобного Харитона Исповедника.

В октябре 1830 года митрополит Филарет освятил поновленный Троицкий храм при Шереметевской больнице. После освящения он произнес слово о богаче и Лазаре, отзываясь о графе Шереметеве как о человеке богатом, «который не потерял своего имени в делах ничтожных». Освятив домовый Петропавловский храм Мариинской больницы для бедных на Божедомке, митрополит высказал в проповеди свою сокровенную мысль о союзе Церкви и медицины для пользы больного. А в 1834 году на зимний праздник Святителя Николая Чудотворца митрополит Филарет служил в храме во имя равноапостольной Марии Магдалины, мироносицы, Вдовьего дома на Кудринской площади перед обетом «сердобольных вдов» — первых сестер милосердия, которых добровольно выбирали из обитательниц Вдовьего дома для ухода за тяжелобольными. Святитель напутствовал их пастырским словом: «Попекись утешить и облегчить болящего, чтобы некогда и тебе послано было Провидением потребное утешение и облегчение».

Были у него и свои любимые храмы, особенно храм Святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Митрополит Филарет очень заботился о его сохранении в «древнем устроении» и произнес в нем одну из своих дивных проповедей «О пребывании Благодати Божией в Церкви до скончания века». А незадолго до своей кончины святитель Филарет назначил в храм Святителя Николая в Толмачах молодого диакона Феодора Соловьева, прослужившего здесь 28 лет. Потом отец Феодор принял монашество и в ноябре 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе в Храме Христа Спасителя уже знаменитый старец Зосимовой пустыни Алексий, сугубо помолившись, своей рукой вынул записочку с именем митрополита Московского Тихона на избрание Патриархом Всероссийским после почти 200-летнего Синодального периода в истории Русской Православной Церкви. И разве не чудо такая преемственность? Воистину, Промысл Божий!

Любил святитель Филарет и храм во имя преподобного Марона Пустынника на Якиманке. И очень чтил храм Рождества Богородицы в Симонове, где покоились герои Куликовской битвы — иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. По его благословению к церкви были пристроены новая колокольня и трапезная, после чего могилы святых монахов-воинов оказались внутри храма, а прежде они почивали в особой палатке. Личную благодарность святитель Филарет принес священнику и художникам за великолепную реставрацию церкви Троицы Живо-начальной в Листах, на Сретенке — первого адмиралтейского храма России.

Опекая домовые храмы различных заведений, митрополит Филарет был против личных домовых церквей и домашнего богослужения, где священник зависел от хозяев, а служба превращалась в светский бал. Может быть, по этой причине он запретил А.С. Пушкину венчаться в домовой церкви князя ОМ. Голицына на Волхонке и настоял, чтобы бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты — Большом Вознесении. Сергей Михайлович Голицын, владелец Кузьминок, которого называли последним московским вельможей, был другом святителя Филарета и остался в памяти Москвы как великий благотворитель. После Отечественной войны 1812 года он на свой счет восстановил Воспитательный дом, был управляющим Павловской и Голицынской больницами, попечителем Московского университета, президентом комиссии для сооружения Храма Христа Спасителя. Святитель почти каждое лето гостил у него в Кузьминках, совещался о государственных делах и дважды дозволил ему обновить домовый Влахернский храм. В августе 1859 года митрополит отслужил в этом храме заупокойную Литургию по усопшему Голицыну и отозвался о нем как о «своем истинном друге, пособнике в делах добра и христианского милосердия». Теперь в музее Кузьминок можно видеть портрет митрополита Филарета.

В 1847 году отмечали 700-летне Москвы, и центром торжеств стал Чудов монастырь, где состоялся праздничный молебен. Утром 1 января святитель Филарет вознес молитву, составленную им к московскому юбилею, а в проповеди говорил о мессианском значении Москвы и о Богохранимости ее в истории.

Чудов монастырь был любимым местом служения митрополита Филарета, но его последним прибежищем стал храм в честь Троицы Живоначальной в Троицкой слободе — подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры близ Садово-Самотечной. Попечением митрополита Филарета в нем появился придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сам святитель жил рядом, в митрополичьих палатах, устроенных митрополитом Платоном. Раньше московские архиереи жили в Чудовом монастыре, в каменных палатах, прозванных Архиерейским домом. После смерти митрополита Платона Архиерейский дом был взят в казну. Когда в 1818 году Александр I приехал в Кремль, великий князь Николай Павлович с семьей остановился в бывших архиерейских владениях: здесь у него родился сын, будущий император Александр II Освободитель. И крещен он был в Чудовой обители. Бабушка, вдовствующая императрица Мария Феодоровна, при совершении Таинства приложила младенца к руке святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца, испрашивая благословение — а ведь тогда он не был наследником престола, поскольку императором должен был стать его дядя Константин Павлович. Так что воцарение Александра II было по-своему чудом. В августе 1856 года он приехал в Москву на коронацию, и митрополит Филарет, совершив обряд священного миропомазания и возложив на государя царские регалии, обратился к нему с пророческим словом: «Молитвою любви и надежды напутствует Тебя Россия. С молитвою любви и надежды приемлет Тебя Церковь».

На время коронационных торжеств Император остановился у своего друга Д.Н. Шереметева в Останкинском дворце. По преданию, именно там, в чертогах Прасковьи Жемчуговой, он подписал первый вариант Манифеста об отмене крепостного права в России. Однако все редакции Манифеста не нравились императору, и в итоге он обратился к святителю Филарету с поручением составить текст Манифеста 1861 года, что он исполнил. «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного», — звучало в те мартовские дни во всех русских храмах. Тогда же в Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет по сбору всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского на Миуссах в честь освобождения русских крестьян. Его постигла трагическая судьба: он строился 50 лет, возведенный храм не успели освятить, и большевики устроили из его кирпича дом пионеров.

В августе 1867 года Россия отмечала 50-летний юбилей служения святителя Филарета в архиерейском сане. Главное празднование совершалось в Троице-Сергиевой Лавре. Обер-прокурор Синода граф Д.А. Толстой зачитал высочайший рескрипт и вручил архипастырю царские подарки: митру, драгоценную панагию на бриллиантовой цепочке, а также портреты Александра I, Николая I и Александра II, соединенные вместе и осыпанные бриллиантами — в память его служения при трех государях. Ф.И. Тютчев вспоминал, что Святитель тогда произвел на него сильнейшее впечатление: «Маленький, хрупкий, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал надо всем, что происходило вокруг него. Пред своим апофеозом он оставался совершенством простоты и естественности... Воистину то был праздник духа!» О том, что его дни сочтены, митрополит Филарет знал.

В ночь на 17 сентября он увидел во сне своего отца-священника, который молвил ему странную фразу: «Береги 19-е число». Святитель почувствовал в этом сне пророчество и решил причащаться 19-го числа каждого месяца. Он никому не отказывал в приеме на Троицком подворье, но в конце октября предупредил, чтобы все желающие пришли до 19 ноября.

В воскресение, 19 ноября, он совершил Литургию в домовой Троицкой церкви. По воспоминаниям, он обычно плакал на богослужении, но в тот день его слезы текли обильнее. Потом принял у себя московского губернатора. Затем сел за письменный стол. Когда пришли напомнить об обеде, Святителя нашли коленопреклоненным, опершимся в пол руками. 12 ударов колокола Ивана Великого возвестили Москве о кончине митрополита Филарета.

25 ноября его отпевали в Чудовом монастыре. Москва прощалась со своим архипастырем под колокольный звон, москвичи окружили Кремль огромной толпой. Похоронили Святителя в Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Духовской церкви. В его память освятили придел Филарета Милостивого (небесного покровителя митрополита) в Рождественском монастыре. Первый же престол во имя самого святителя Московского Филарета был освящен в домовой Татианинской церкви Московского университета вскоре после его канонизации, последовавшей в 1994 году. Спустя ровно 10 лет обретенные мощи святителя Филарета перенесли в Храм Христа Спасителя, закладку которого владыка и благословил. Так русская история завершила один из своих величайших кругов.

 

Е.В. Лебедева

Фото А.С. Бочкова

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В.Маслов: ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ
Памяти Патриарха Алексия II
Поздравления
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Архимандрит Кирилл (Павлов): «НА ВОССТАНИЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ВСЕМ НАРОДАМ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.С.Бочков: НА ЦЕРКОВНОЙ ГОРКЕ
Протоиерей Владимир Правдолюбов: ПРИЧАЩЕНИЕ ДОЛЖНО ПРЕДВАРЯТЬСЯ ИСПОВЕДЬЮ
Патриарх Болгарский Максим: ПРИНЯТ ОБНОВЛЕННЫЙ УСТАВ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОДВИГ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Святитель Николай (Велемирович): ПРИЧИНА ВСЕХ БЕД - БОГООТСТУПНИЧЕСТВО
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ДОСТОЙНЫЙ СЫН СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
А.С.Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.А. Солодовников: РОЖДЕСТВО
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.
стр. 57
02.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011