На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Максимович) /Святитель, Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Иоанн (Максимович)
Святитель
Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Предыдущая Следующая

 

Святитель Иоанн (Максимович)

 

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь»,2008,декабрь)

 

Несторианская ересь и Третий Вселенский Собор

Когда должны были замолчать те, кто дерзал говорить против святости и непорочности Пресвятой Девы Марии, тогда была сделана попытка разрушить почитание Ее как Божией Матери. В V веке Константинопольский архиепископ Несторий стал проповедовать, что от Марии родился лишь человек Иисус, в Которого вселилось Божество и обитало в Нем, как в храме. Он позволил сначала своему пресвитеру Анастасию, а потом и сам начал открыто поучать в церкви, что Марию нельзя называть Богородицей, так как Она не родила Богочеловека. Он считал унизительным для себя поклоняться младенцу, обвитому пеленами и лежащему в яслях.

Такие проповеди вызвали всеобщее смущение и беспокойство за чистоту веры сначала в Константинополе, а потом и во всех других местах, куда дошли слухи о новом учении. Святой Прокл, ученик Иоанна Златоуста, бывший тогда епископом Кизическим, а впоследствии архиепископом Цареградским, в присутствии Нестория произнес в церкви проповедь, в которой исповедовал Сына Божия, родившегося плотию от Девы, Которая воистину есть Богородица, ибо уже во чреве Ее, во время зачатия, Божество соединилось с зачатым от Святого Духа Младенцем, Который хотя человеческою Своею природою родился от Девы Марии, но родился уже истинным Богом и истинным человеком.

Несторий упорствовал и не соглашался изменить свое учение, говоря, что нужно отличать Иисуса и Сына Божия, что Марию нужно называть не Богородицею, а Христородицею, так как Иисус, родившийся от Марии, был лишь человек — Христос (что значит: Мессия, помазанник), подобный прежним помазанникам Божиим — пророкам, только превосходивший их полнотою общения с Богом. Учение Нестория, таким образом, являлось отрицанием всего домостроительства Божия, ибо если от Марии родился лишь человек, то не Бог пострадал за нас, а человек.

Святой Кирилл, архиепископ Александрийский, узнав об учении Нестория и церковных нестроениях, вызванных им в Константинополе, написал письмо Несторию, в котором убеждал его держаться того учения, которое Церковь исповедовала от своего основания, и не вводить в него ничего нового. Кроме того, святитель Кирилл писал клиру и народу константинопольскому, чтобы были тверды в православной вере и не боялись гонений со стороны Нестория на тех, кто не был согласен с ним. Святитель Кирилл сообщил обо всем и в Рим, святому папе Келестину, который со всей своей паствой был тогда тверд в Православии.

Святой Келестин, со своей стороны, писал Несторию и призывал его проповедовать православную, а не свою собственную веру. Несторий оставался глух ко всем убеждениям и отвечал, что то, что он проповедует, и есть православная вера, а его противники — еретики. Святой Кирилл еще писал Несторию и составил 12 анафематизмов, т.е. изложил в 12 членах главные отличия православного учения от проповедуемого Несторием, признавая отлученным от Церкви всякого, который бы отвергал хотя один из составленных им членов.

Несторий отверг целиком все, изложенное святителем Кириллом, и написал свое изложение проповедуемого им учения, также в 12 членах, предавая анафеме, т.е. отлучению от Церкви, каждого, кто их не примет. Опасность за чистоту веры все возрастала. Святой Кирилл написал письма царю Феодосию Малому, тогда царствовавшему, его жене Евдокии и сестре царя — Пульхерии, прося их также позаботиться о церковных делах и обуздать ересь.

Решено было созвать Вселенский Собор, на котором иерархи, собранные с разных концов вселенной, решили бы: православна ли вера, проповедуемая Несторием. Местом этого Третьего Вселенского Собора был избран ими город Ефес, в котором некогда имела пребывание Пресвятая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом. Святитель Кирилл собрал своих соепископов в Египте и вместе с ними на кораблях отправился в Ефес. Из Антиохии сухим путем поехал Иоанн, архиепископ Антиохийский, с восточными епископами. Римский епископ святой Келестин не мог сам ехать и просил святителя Кирилла защищать православную веру, а кроме того, еще от себя послал двух епископов и пресвитера Римской Церкви Филиппа, которым тоже дал указания, что нужно говорить. В Ефес прибыли также Несторий и епископы константинопольского округа, епископы палестинские, малоазийские и кипрские.

В десятые июльские календы, по римскому исчислению, т.е. 22 июня 431 года, в Ефесской церкви Девы Марии собрались епископы во главе с Александрийским епископом Кириллом и Ефесским епископом Мемноном и заняли места. В середине было положено Евангелие как знак невидимого возглавления Вселенского Собора Самим Христом. Сначала прочитали Символ веры, составленный Первым и Вторым Вселенскими Соборами, а затем приступили к чтению документов и прочитали предшествовавшие Собору послания Кирилла и Келестина Несторию и ответы Нестория. Собор признал учение Нестория нечестивым и осудил его, признав Нестория лишенным кафедры и священства. Таким образом, постановление Собора с ясностью выразило свою веру, что Христос, рожденный от Девы, есть истинный Бог вочеловечившийся, а поелику Мария родила совершенного человека, бывшего в то же время совершенным Богом, Она справедливо должна почитаться Богородицею.

По окончании заседания постановление Собора было немедленно сообщено ожидавшему его народу. Весь Ефес возликовал, узнав, что защищено почитание Святой Девы, особенно чтимой в этом городе, жительницей которого Она была во время земной жизни и покровительницей после перехода в вечную. Всюду слышалось радостное прославление Приснодевы и восхваление отцов, защитивших Ее имя от еретиков.

Собор имел еще 5 заседаний, на которых подтвердил осуждение Пелагиевой ереси, учившей, что человек может спастись своими силами, без необходимости иметь Божию благодать. Собор также признал, что учение Православной Вселенской Церкви достаточно полно и ясно изложено в Символе веры, утвержденном на Втором Вселенском Соборе, почему и сам не составил нового Символа веры и воспретил впредь составлять иные символы веры или делать изменения в существующем.

Последнее было нарушено через несколько веков западными христианами, когда в отделившейся Римской Церкви была сделана в Символе добавка, что Дух Святой исходит «и от Сына», каковую добавку одобряют с XI века римские папы, хотя до этого времени их предшественники, начиная со святого Келестина, твердо держались решения Третьего Вселенского Собора и исполняли его.

Так водворился в Церкви мир, нарушенный Несторием. Была защищена истинная вера и обличено лжеучение. На Третьем Вселенском Соборе твердо и ясно было исповедано учение Церкви о Божией Матери. Прежде святыми отцами были обличены клеветавшие на непорочную жизнь Девы Марии, а теперь об умаляющих Ее честь всем возвещалось: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом и посему Святую Деву Богородицею, так как Она во плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотию: да будет анафема» (т.е. отлучен от Церкви — 1-й анафематизм святителя Кирилла Александрийского).

 

Попытки иконоборцев уменьшить спаву Царицы Небесной и их посрампение

После Третьего Вселенского Собора еще ревностнее стали прибегать христиане, как в Царьграде, так и в других местах, к предстательству Божией Матери, и их надежды на Ее заступление не оказывались напрасными. Она являла Свою помощь многочисленным больным, беспомощным и бедствующим. Она многократно являлась защитницей Царьграда от врагов внешних, однажды даже показав видимым образом блаженному Андрею, Христа ради юродивому, Свой дивный Покров над народом, молившимся ночью во Влахернской церкви.

 

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В.Маслов: ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ
Памяти Патриарха Алексия II
Поздравления
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Архимандрит Кирилл (Павлов): «НА ВОССТАНИЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ВСЕМ НАРОДАМ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.С.Бочков: НА ЦЕРКОВНОЙ ГОРКЕ
Протоиерей Владимир Правдолюбов: ПРИЧАЩЕНИЕ ДОЛЖНО ПРЕДВАРЯТЬСЯ ИСПОВЕДЬЮ
Патриарх Болгарский Максим: ПРИНЯТ ОБНОВЛЕННЫЙ УСТАВ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОДВИГ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ
Святитель Николай (Велемирович): ПРИЧИНА ВСЕХ БЕД - БОГООТСТУПНИЧЕСТВО
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
ДОСТОЙНЫЙ СЫН СВЯТОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
А.С.Бочков: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
А.А. Солодовников: РОЖДЕСТВО
Знаете ли вы?


Публикация:
Журнал «Пастырь»: январь-февраль 2008 г.
стр. 14
02.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011