На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», октябрь 2006 г. - октябрь 2008 г.)

 

Подобное замечание Устава: «На отпусте поминает иерей святаго, егоже есть день» мы находим также и на отдание праздника Пятидесятницы. Очевидно, что замечание это вызвано тем обстоятельством, что на отдание и Пасхи, и Пятидесятницы служба дневному святому отлагается, так же, как и на самые дни праздников. Если же о самих праздниках не сказано ничего насчет поминовения святого, а об отдании обоих праздников сказано, то ясно, что на самые праздники отпуст должно говорить без поминовения дневных святых. Хотя об отдании праздника Вознесения подобного замечания в Уставе не сделано, но нет сомнения, что праздник этот не составляет исключения относительно отпуста.

Здесь, кстати, мы ставим еще один вопрос, недавно нам предложенный, относительно праздничных отпустов Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы. Следует ли на отпустах, начиная от недели Фоминой и до отдания Пятидесятницы, делать прибавления из отпустов, положенных на каждый день седмицы, например, в пяток: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста»? Ни в Уставе, ни в Служебнике ничего об этом не сказано. Насколько нам известно, некоторые священники, за неимением указания Устава, делают эти прибавления, другие же не делают — на том основании, что во все означенные дни служба совершается без Октоиха, а следовательно, и без тех воспоминаний, которые по Октоиху усвояются каждому дню седмицы. Основание это нам кажется вполне достаточным. Потому что воспоминание на отпусте в понедельник, например, Бесплотных Сил или во вторник — Иоанна

Предтечи и так далее, не имело бы никакого смысла, когда в службе церковной о них нет ни слова. Служба дневного святого в день отдания поется на повечерии, как замечено в Уставе на отдание Вознесения. Но если таким образом принять за правило говорить один праздничный отпуст без прибавления из седмичных отпустов от Пасхи до отдания Пятидесятницы, то не следует ли распространить это правило и на другие праздники и даже предпразднства, когда по Уставу «Октоих не поется»? Не решая этого вопроса окончательно, мы, однако же, чтобы быть последовательными, склоняемся более на сторону положительного решения, нежели отрицательного, и в пользу первого приводим замечание Устава о дневных отпустах; говоря о прибавлении к отпусту слов «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», Устав (в Служебнике) замечает, что этих слов не должно прибавлять к отпусту на вечерне в пяток под субботу, потому что на этой вечерне нет уже никакой службы Кресту.

 

Один священник обратился в редакцию «Тульских епархиальных ведомостей» за разрешением следующего вопроса:

В первый день Пасхи при начале утрени одни священники, держась буквально Устава, выходят из алтаря с крестным ходом в северную дверь храма (где, конечно, есть такая дверь) и оттуда доходят до затворенной западной двери, следовательно, обходят не весь храм кругом, а только четверть храма; другие же, выходя северной дверью храма, идут на запад и, не останавливаясь против западной двери, обходят далее на юг, восток, север и приходят опять к затворенной западной двери; третьи, так как немногие храмы имеют северную дверь, выходят в западную дверь, обходят вокруг храма и приходят снова к той же западной двери, уже затворенной. Чьи действия правильные и согласуются с Уставом? На это редакция дает такое разъяснение. Из Устава не видно, что перед началом утрени на Пасху должно совершать крестный ход вокруг церкви. Сказано, что прежде всего затворят врата церковная, яже к западу. Потом исходит настоятель северными дверями в притвор, и, войдя в притвор, все прочие становятся лицом к западу, а настоятель, став пред церковными дверями, глядя на восток, знаменует «великия врата церкве (затворенная суща) кадилом крестообразно». В чине священнослужения, наблюдаемом в большом Успенском соборе (в Москве), сказано о том же предмете сходно с Уставом: «Архиерей идет из царских дверей (алтаря) в северныя двери (храма) и пришед к западным дверем... говорит: «Слава Святей...» Посем идет в церковь». О хождении вокруг всей церкви не говорится ни в Уставе, ни в чине. В чине, кроме того, не упоминается вовсе о притворе, вероятно, потому, что при северных дверях московского Успенского собора нет притвора. Умолчание Устава о круговом хождении дало утвердиться обычаю ходить на Пасху вокруг церкви, подобно тому, как в Великую субботу на утрени, хотя в Уставе ничего не сказано о хождении вокруг церкви с Плащаницей, но всеобщий обычай такого хождения давно уже обратился в правило, нигде не писанное, но всеми исполняемое. Согласно с этим обычаем и нисколько не противно Уставу действуют те другие священники, о которых говорится в предложенном вопросе. А так как большая часть храмов имеют одну только выходную дверь на западной стороне, то по необходимости исхождение на Пасху совершается в эту западную дверь, которая потом уже затворяется и, после кругового обхождения церкви, ход останавливается перед этой дверью для совершения начала Пасхальной утрени по Уставу. Поэтому и третьи священники также не противоречат Уставу. Отсутствие же северной двери у большей части храмов не должно считать нарушением Устава точно так же, как и отсутствие притвора при северной двери московского Успенского собора.

Что же касается разнообразия в исполнении Устава, то оно никого не должно смущать в настоящем случае, и оно неизбежно, потому что не все церкви одинаково устроены, у большинства нет северной выходной двери; бывают и такие церкви, вокруг которых обхождение невозможно. В последнем случае даже при освящении храма хождение вокруг него, положенное в чине, отменяется.

 

По вопросам касательно особенностей Пасхального богослужения

 

Если в первый день Святой Пасхи священник с диаконом служит Литургию, на каком языке священнику приличествует читать Евангелие за этой Литургией?

Если буквально следовать указанию Типикона, то священнику, равно как и диакону, должно читать Евангелие за Литургией в первый день Святой Пасхи на славянском языке (см. Типикон, гл. 50). Но у нас, по примеру других Поместных Православных Церквей, принято читать Евангелие за Литургией в первый день Святой Пасхи на разных языках, когда эта Литургия отправляется несколькими священнослужителями. В основании этого обычая, находящего для себя оправдание в практике других Поместных Православных Церквей, лежит вполне рациональная цель — желание, чтобы никому из стоящих в храме не осталось непонятным Евангелие, читаемое на Литургии в первый день Святой Пасхи. Сообразно с такой целью в приходах с коренным православно-русским населением приличнее священнику читать Евангелие за Литургией в первый день Святой Пасхи на русском языке, в приходах же с инородческим населением (карелы, чуваши, мордва, черемисы и проч.) — на их языке. Чтение же Евангелия за Литургией в первый день Святой Пасхи на древнеклассических языках или на новейших иностранных языках, когда оно не вызывается никакой необходимостью, а тем более когда оно остается непонятным всем предстоящим в храме, обнаруживало бы в священнослужителе неосмысленное стремление заявить только свою ученость. И, насколько нам известно, в приходах с коренным русским населением священники, вместе с диаконами отправляющие Литургию в первый день Святой Пасхи, обыкновенно читают

Евангелие за этой Литургией на русском языке или — так же, как и диаконы, — на славянском языке.

 

Какое «правило» и какие «входные молитвы» читать священнику в седмицу Пасхи?

По чинопоследованию Пасхального богослужения, седмичные службы, посвященные на каждый день недели особым святым и священным воспоминаниям, не правятся; посему и священнику нет побуждений читать каноны Бесплотным Силам, святому Иоанну Предтече и прочие каноны, назначенные Церковью в соответствии с каждодневным богослужением. По нашему мнению, священнику, готовящемуся к служению во дни Святой Пасхи, довольно прочитать с вечера Пасхальный канон вместо канона Иисусу Сладчайшему, канон к святому Причащению и вечерние молитвы. Было бы мало уместным и перед самой Литургией во дни Святой Пасхи вполне вычитывать обычные «входные молитвы». В числе обычных входных молитв первое место занимают покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи» и проч. Естественно, что эти тропари благоприличнее заменять тропарями пасхальными, какие положены на часах Пасхальных, то есть после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе из мертвых» читать: «Предварившия утро яже о Марии», «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне» и проч., а затем из обычных «входных молитв» неотложно читать: «Пречистому Твоему Образу», «Милосердия сущи источник» и «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего... да безкровное священнодействие совершу». Так, по крайней мере в монастырях, совершаются «входные молитвы» перед Литургией в Пасхальную седмицу («Руководство для сельских пастырей», 1888 г.).

 

На сколько частей и как разделять Евангелие, читаемое на Литургии в первый день Пасхи?

Определенных правил на этот предмет нет, и практика не одинакова. В церквах столичных и при архиерейском служении чаще всего делят это Евангелие на три части: 1) от ст. 1 до 5 включительно, 2) от ст. 6 до 13 включительно и 3) от ст. 14 до конца, что вполне соответствует естественному течению мыслей в этом Евангелии («Церковный вестник»).

 

Когда следует убирать с престола, с наступлением праздника Вознесения Господня, лежащую на нем Плащаницу?

Устав не дает ответа на этот вопрос, а практика бывает различна: одни находят правильнее снимать с престола Плащаницу с вечера при начале праздничной службы, на малой вечерне, так как и положение Плащаницы на престоле совершается перед началом Пасхальной службы и пребывание Плащаницы на престоле, означающее пребывание Господа на земле, представляется несообразным с празднованием Вознесения Господня, когда прославляется Господь уже вознесшийся; другие находят правильнее снимать Плащаницу в самый праздник Вознесения в конце Литургии по отнесении Даров на жертвенник, когда именно этим действием изображается Вознесение Господне, тем более, что снятие ее накануне за малой вечерней наводило бы на мысль, будто Христос вознесся в 39-й, а не в 40-й день. По этому вопросу высказывается такое соображение: если относительно предмета, о котором идет речь, и нет прямых указаний, то всего целесообразнее поступает большинство священников, которые уносят Плащаницу вместе с прекращением Пасхальных песней, то есть на 9-м часе, а делать из снятия Плащаницы особенное символическое священнодействие будет произволом.

 

Как правильнее произносить положенные на Литургии перед последним выносом Святых Даров пророческие слова псалма (107, 6) о Вознесении Господнем: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» или «Вознесыйся на небеса Боже»?

В Служебниках, изданных в осьмушку и меньшего формата, они читаются по первому чтению, которое вполне согласно с чтением их в Псалтири; в Служебниках же в четвертую долю листа они читаются по второму чтению. Казалось бы, правильнее следовать чтению Псалтири; но ведь в богослужении слова Священного Писания очень часто приводятся не буквально, а в измененном виде, как, например, и произносимые перед тем слова псалма (27, 9) «Спаси, Боже, люди Твоя». Которой же редакции следовать? По мнению И.А., нужно следовать первой редакции, каковая имеется и в русской и в славянской Библии, вторая же лишена молитвенного смысла, потому что не имеет сказуемого. Что касается до изменения слов псалма (27, 9), то ведь здесь изменяется не мысль, а вносится лишь пояснительное слово (Боже), подразумеваемое в самом псалме («Церковный вестник», 1889, № 10).

 

Что следует петь на Литургии по возгласе: «Спаси, Боже, люди Твоя» накануне Троицына дня?

Певшийся до этого дня тропарь Вознесения Господня, очевидно, не подходит, потому что накануне праздновалось уже отдание Вознесения, а песнь: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго» тоже не годится, потому что приятие Духа Святого только ожидается на следующий день, и по Уставу эту песнь нужно начинать петь только с праздника Пятидесятницы. Устав не дает никакого указания. На практике же одни, несмотря на указанную несообразность, поют: «Видехом Свет истинный», другие — заупокойный тропарь совершаемой тогда родительской субботы, не назначающийся, однако же, для пения в это время никакими замечаниями Устава, третьи ничего не поют. Как правильнее поступать? По мнению И.А., нет основания отменять песнь «Видехом Свет истинный», хотя она и входит в число стихир не наступившей еще Пятидесятницы. Ведь Пасхальные песнопения: «Во гробе плотски» и «Светися, светися» произносятся же иереем на Литургиях поста и на обеих Литургиях Василия Великого на Страстной неделе неотложно («Церковный вестник», 1889 г.).

 

Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ
А.С.Бочков: КРЕСТНЫЙ ХОД ВОКРУГ РОССИИ
ПЕРВЫЙ В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ
События церковной жизни
Поздравления
Святейший Патриарх Алексий II: «НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА»
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: СЛОВО В ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
А.С. Александров: «ОДИН У НАС УЧИТЕЛЬ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.А. Константинова: АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ
Неделя 21 -я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
Неделя 22-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «АЗ ЕСМЬ С ВАМИ, И НИКТОЖЕ НА ВЫ»
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим: АРХИСТРАТИГ БОЖИЙ МИХАИЛ И ПРОЧИЕ НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ БЕСПЛОТНЫЕ
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Паисий Святогорец: УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЧЕЛОВЕК ОЧИСТИВШИЙСЯ
Е.В. Лебедева: НА «БЛАГОТВОРЕНИЕ СТРАЖДУЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Вечный покой
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
А.Н. Апухтин: СОВРЕМЕННЫМ ВИТИЯМ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.
стр. 73
11.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011