На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Любомудрова М.М.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ

Предыдущая Следующая

 

«Знайте все: Русь идет своим исповедническим,
мученическим, жертвенным путем, предначертанным ей
всемогущим Промыслом Божиим».

Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн

 

2 ноября 1995 года закончился земной путь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), с именем которого связан целый период в истории Русской Православной Церкви.

На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники земли Русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, бесстрашно обличали грехи и пороки, звали мужественно стать за веру православную. В тяжелые годы татарского плена это были Московские митрополиты — святители Петр и Алексий; в XVII веке, во время польско-католической интервенции, — святой Патриарх Гермоген. В начале XX века, когда после революции начались жестокие гонения на веру, Россия обрела своего заступника в лице Предстоятеля Церкви — святителя Тихона.

И вот, на исходе XX века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашел своего духовного заступника в лице митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Подобно своим великим предшественникам, он воистину стал молитвенником и печальником земли Русской. Его проповеди, беседы, статьи, книги, выступления и обращения к народу в периодической печати пронизывает искренняя, из глубины души идущая боль и тревога о дорогой, родной его сердцу России.

В одной из статей, которая так и называется «Плач по Руси Великой», владыка пишет: «Болезнует сердце и скорбит душа, Господи, глядя, как калечат и мучают Святую Русь — избранницу Твою, подножие Престола Твоего, земное небо, кладезь веры, верности и чистой любви... Томится дух и плачет безутешно, облекая горький плач свой в слова древней молитвы: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое в России! Да приидет царствие Твое в России! Да будет воля Твоя в России!» Так дерзновенно взывал некогда ко Господу великий русский праведник и чудотворец, отец Иоанн Кронштадтский. Так бы и нам всем вопиять ныне, памятуя древнюю славу Руси, скорбя над ее нынешним убожеством и срамом»[1].

Печалование и болезнование о России не покидало митрополита Иоанна всю его жизнь. В этом отношении характерен такой эпизод. Когда один из священников при встрече с митрополитом спросил о его здоровье (владыка часто болел и сильно страдал от телесных недугов), то услышал в ответ: «Да что мое здоровье, надо думать вот, как спасти нам матушку Русь!» И эта, казалось бы, «громкая фраза» прозвучала в устах владыки так просто и искренне, с такой неподдельной скорбью, что надолго оставила след в душе его собеседника.

Глубокая, потаенная молитва ко Господу и печалование за свою паству, которой постепенно становилась вся Россия, были главным, сокровенным, архипастырским его служением.

«Я плакал пред Богом навзрыд, просил Его защитить невинных и возбудить мужество у людей, — писал он в своем дневнике. — Господи, — умолял я благость Божию, — не дай ради Твоих страданий посмеяться врагу над нами. Разруши его козни. Утешь немощных. Покажи, что Ты и теперь действуешь и защищаешь взывающих к Тебе»[2].

Став в декабре 1965 года епископом Сызранским, он как архипастырь Церкви взошел на русскую Голгофу, подняв на свои плечи крест апостольского служения — исповедничества истинной веры Христовой, святоотеческих преданий Церкви и заветов Святой Руси. Вся его жизнь становится духовным подвигом, ежедневным «полаганием души своей за други своя...» Воспитанный митрополитом Мануилом (Лемешевским), епископ Иоанн был духовно подготовлен к этому крестному пути. Кроткий и смиренный архипастырь был неутомим в служении Богу. Владыка ежедневно совершал Божественную литургию, на Пасху и Рождество Христово постоянно объезжал приходы и храмы своей епархии. Через год после кончины митрополита Ма-нуила, в 1969 году владыка Иоанн назначается епископом Куйбышевским и Сызранским, а позднее, в 1972 году, становится и временно управляющим Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 года епископ Иоанн Патриаршим указом был возведен в сан архиепископа. В эти годы владыке пришлось столкнуться с разного вида гонениями на Церковь со стороны местных властей, всеми силами добивавшихся закрытия храмов в его епархии. Особенно тяжелым было положение Церкви в провинции. В своем дневнике «Воспоминания очевидца» епископ Иоанн писал: «Словно сильная буря охватило мое бедное сердце предчувствие ожидаемых скорбей, грядущих на Церковь Христову. Безбожие торжествует и в борьбе с Церковью применяет всевозможные способы к ее ликвидации».

Так например, типичен для того времени произвол местных властей в разрушении Петропавловской церкви в городе Бузулуке Оренбургской области, где начинал свое пастырское служение владыка Иоанн: двенадцать ночей отстаивали верующие свою святыню, но не устояли. В одну из ночей несколько десятков комсомольцев и мужиков, словно дикие вепри, окружили храм и начали его рушить... Пинками и палками освобождали комсомольцы церковь от верующих. Специальная машина забирала людей и отвозила в отделение милиции. Прошло несколько часов, и от храма остались одни руины. Произошло это в 1961 году.

В 1960-1970 годы, когда официальная идеология «научного атеизма» декларировала превосходство и победу «науки» над «религиозными суевериями», владыка в своих многочисленных проповедях обращался к своим прихожанам, желая укрепить в них живую, спасительную веру во Христа. «Вот и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, не должны забывать, что истина восторжествует в любых обстоятельствах. Хотя будут ее унижать, будут над ней смеяться, но истина все равно восторжествует и торжествует всегда. Многие святые достигали духовных высот среди смеха и неприязни, среди ненависти человеческой. Итак, братья и сестры, — возглашал архипастырь, — возлюбим истину Христову! Придем ко Кресту Господню, поклонимся ему, облобызаем Пречистые ноги Спасителя. Пусть Его Пречистая Кровь омоет и наше тело, и нашу душу, дабы нам укрепиться на спасительном пути и достигнуть вечного спасения и жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь»[3].

Как правящий архиерей он прежде всего стремился указать своей пастве путь ко спасению в благодатной жизни Церкви, в ее Таинствах. В одной из своих проповедей на праздник Покрова Пресвятой Богородицы он говорил: «Какие же камни должны лечь во главу храма нашего спасения? Прежде всего — это молитва к Богу и Таинства, которые имеет в недрах своих Святая Церковь: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Покаяния, Таинство святой Евхаристии. Присовокупим к этому добрые дела — и получим все необходимое для спасения. Блажени милостивый, яко тии помиловани будут; блажени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся.

Вот, возлюбленные братья и сестры, что необходимо нам в деле нашего спасения!»[4]

В эти же годы владыка Иоанн, под руководством митрополита Мануила (Ле-мешевского), трудился над составлением каталога жизнеописаний русских православных архиереев. Он продолжал работу над ним и после кончины аввы-митрополита. Используя личный архив митрополита Мануила, владыка Иоанн написал труд по истории церковных расколов 1920-х - 1930-х годов, где он выступает как исповедник единства Церкви, сторонник царского пути, предостерегающий от расколов как справа, так и слева, неоднократно возникавших прежде и вновь появившихся в наши дни. Не случайно эта работа была вторично издана владыкой в 1995 году под глубоко символическим названием «Стояние в вере». В конце книги, подводя итоги, митрополит Иоанн писал: «Время — справедливый судья: все самостийные группировки, возникшие в ходе церковных смут, просуществовали весьма недолго, тогда как Церковь, руководимая митрополитом (а затем — Патриархом) Сергием, прошла невредимой через все гонения и доныне служит в России главным оплотом против сил зла, надежным пристанищем для ищущих спасения души... И все же последствия церковных нестроений полувековой давности продолжают смущать умы верующих и тревожить жизнь Русской Православной Церкви. Дай же нам, Господи, терпения и мудрости, необходимых для того, чтобы в духе братской любви, в духе неосуждения, кротости и соборного единения разрешить, наконец, все недоумения и соблазны, стоящие на пути возрождения Святой Руси. Яко без Тебе, Жизнодавче, не можем творить ничесоже... Аминь»[5].

В 1988 году за чтение лекций по новейшей истории Русской Православной Церкви в Ленинградской Духовной Академии владыке Иоанну была присвоена степень доктора церковной истории.

В течение всей жизни владыка постоянно читал и изучал творения святых отцов Церкви. Он глубоко усвоил их аскетический опыт, стараясь всегда следовать за ними в своей духовной жизни. Любимым чтением митрополита были творения русских святителей Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Филарета (Дроздова) и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Как истинный архипастырь Церкви владыка в своих многочисленных обращениях завещал нам хранить чистоту истинной, спасительной веры Христовой, унаследованной нами от предков. Главным назначением и призванием России в XX веке, в эпоху великих гонений, страданий и смут, владыка считал прежде всего исповедническое стояние русского народа в вере православной. «Сохранение полноты и целостности апостольского, святоотеческого Православия — первейший долг Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере, смалодушничаем, поддадимся соблазнам — утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!» — писал владыка в одном из своих посланий.

Большое внимание архипастырь уделял духовному просвещению народа. Он издавал книги святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» и «Ключи разумения», написал большую работу о святителе Филарете (Дроздове) и издал его труды. Благодаря владыке Иоанну вновь увидели свет творения преподобного Ефрема Сирина. В течение всей жизни владыка Иоанн неустанно стремился к тому, чтобы через великие творения святых отцов Церкви и подвижников благочестия, духовно окормляя русский народ, вести его ко Христу, спасая от лжи и обмана.

Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 июня 1990 года, владыка Иоанн был возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. С августа 1990 года начался период его архипастырского служения на этой кафедре, который продолжался до ноября 1995 года. Этот период стал особым во всей его подвижнической жизни.

В эти годы под видом «обретенных свобод» в нашем обществе началось соблазнение людей «золотым тельцом», культом наживы; страну захлестнула волна сектантства, оккультизма и откровенного колдовства. Появились многочисленные западные проповедники различных лжеучений, сеющие ереси и расколы. Стало очевидно, что фактически началась религиозная колонизация России Западом с целью духовного порабощения ее народа.

Понимая всю опасность и коварство нового нашествия, владыка Иоанн как архиерей от имени всей Церкви призывал русский народ стать на защиту Православия и Святой Руси. В своем послании «Против ересей и сект» он писал: «Пользуясь нынешним трудным положением страны, к нам — на Святую Русь — хлынули толпы новоявленных проповедников, лживо именующих себя христианами. Эти лжеучителя и лжепророки, собравшиеся обольстить измученный и доверчивый народ, на деле есть дерзкие и наглые самозванцы, стремящиеся отравить чистые, животворные истоки православного вероучения мутным и ядовитым потоком собственных измышлений.

Восстанем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся (Апок. 3, 15-16, 19).

Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию — возрождению Дома Пресвятой Богородицы, Святой Руси!»[6]

Именно он в это время прозорливо увидел и указал нам на большую опасность, которая постоянно угрожала Православию и России со стороны агрессивного Запада. Особенно сегодня возросла эта опасность, считал владыка, когда весь так называемый «цивилизованный мир», одержимый культом и властью денег, стремится завладеть душой нашего народа, вытесняя из его духовной жизни веру в Бога, желая поработить греху сребролюбия. «Загляните в учебники по истории, — говорил митрополит Иоанн. — На протяжении столетий Запад пытался поработить русский народ, ничем не брезговал. Ослабла Русь в боях с татарским нашествием — крестоносцы тут как тут. И ведь не только земли домогались — стремились самую душу народа убить. Люто ненавидели Православие, с храмами и священниками обходились стократ хуже татар. А смута XVII века? Кто виноват? Кто рвал на части Русскую Державу, осквернял церкви Божий, глумился над вековыми святынями народными? Шведы да поляки, достойные представители «просвещенной» Европы. Да что далеко ходить — откуда начинались обе мировые войны? С Запада. А какую преследовали цель?

Как ни крути, оба раза главный удар пришелся на Россию, значит, шибко она кому-то мешает. Порабощение Руси — мечом ли, лукавством — вот конечная цель «цивилизованного» мира, точнее: тайных сил, уже господствующих там и рвущихся к господству здесь. Впрочем, сейчас, похоже, и меча не надо. После развала Союза те силы, что пытались сокрушить Россию военной мощью, получили возможность делать это свободно и открыто, на «законном» основании. Ведь что страшно — стремятся изменить умы и нравы русских людей. Здесь прямое богоборчество, ибо повсюду насаждается культ «золотого тельца». А Священное Писание учит: сребролюбие — начало всех бед, мать всех грехов и страстей».

На вопросы многих людей, как спасти народ и страну от этого страшного зла, владыка неизменно отвечал: «У нас есть единственный путь спасения — путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить Святую Русь. Отступимся — Россия погибнет». Многие народы, отступив от веры в Бога, духовно погибли, утеряв постепенно свою самобытность и культуру, они полностью растворились в апостасийной «цивилизации потребления», которая сегодня навязывается Западом всему миру как идеал.

Видя, какая страшная сила зла, растления и соблазна нависла над страной, митрополит Иоанн писал: «Помни, русский человек, — Отечество твое ценой неимоверных жертв и страданий, ценой самоотверженного подвига отцов и дедов твоих отстояло духовную самобытность. Под натиском богоборческих сил и соблазнов «общества потребления» пали некогда христианские государства Европы, разменяв «злато на черепки» — возвышенную духовность Божественной Истины на блеск супермаркетов. Россия же — устояла. Сегодня она — обескровленная, преданная, обманутая, но все еще страшная врагам своей нерастраченной духовной мощью — осталась едва ли не последним препятствием на пути триумфального шествия мирового зла, до времени скрывающего свою истинную личину под маской «демократии», «гуманизма», «прогресса». Незыблемой основой этой русской мощи, залогом будущего воскресения Святой Руси была и есть Церковь Православная, торжествующая ныне свою духовную победу над богоборцами и христоненавистниками. Церковь никого не принуждает, но всех зовет разделить с ней это ее торжество. Вонмите гласу Церкви, приидите под благодатный покров Русского Православия — и не будет в мире силы, способной одолеть наше соборное единство!»

Главной своей задачей и долгом архипастыря владыка Иоанн считал, что необходимо всеми силами способствовать возвращению людей к спасительному пути веры и благодатной жизни в лоне Матери-Церкви. Он постоянно говорил об этом в своих многочисленных проповедях, беседах и встречах с прихожанами. Его трудами и усердием число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет более, чем в три раза. Начались богослужения в Казанском, Троице-Измайловском, Андреевском, Петропавловском соборах, Петропавловском соборе в Петергофе, Царскосельском Феодоровском соборе, в храмах Благовещения на Гутуевском острове, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, святых праведных Симеона и Анны, великомученика и целителя Пантелеймона, Благовещенском, Спасо-Конюшенском, святого Иоанна Предтечи на Каменном острове, Свято-Ильинском и других.

Были выстроены и открыты новые церкви при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах: Святителя Николая Чудотворца на Северном кладбище, великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке, святителя Петра, митрополита Московского, в Ульянке и другие. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневецкий Рождество-Богородицкий, Зеленецкий Свято-Троицкий, Тихвинский Успенский, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Он также благословил начать богослужения в Свято-Троицком соборе Александро-Свирского монастыря, желая скорейшего возобновления духовной жизни в этой древней обители.

За пятилетний период своего архиерейского служения на Санкт-Петербургской кафедре им было рукоположено во священники и диаконы более двухсот клириков.

Владыка постоянно выступал и вел беседы, отвечая на самые актуальные вопросы жизни. Большое внимание и заботу он уделял духовно-нравственному просвещению. По его благословению в епархии появились центры православного просвещения и катехизации, епархиальное Духовное училище, Православное педагогическое общество, курсы основ православного вероучения для учителей и медработников. В это же время в епархии стали выходить периодические издания: «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», «Собеседник православных христиан», «Православный Санкт-Петербург», «Соборная весть» и другие.

Владыка благословил создание православных братств и сестричеств для защиты православной веры от различных ересей, для духовного просвещения и помощи людям, попавшим в беду.

Смиренный и кроткий, он в течение всей жизни был истинным подвижником благочестия, бережным хранителем святоотеческих традиций духовной жизни. На протяжении последних пяти лет к нему шли за благословением, духовной помощью и советом общественные деятели, писатели, философы, ученые, редакторы газет и журналов, создатели благотворительных фондов и простые люди, ищущие дорогу к Богу. Глубокое личное благочестие, смирение и доброта архипастыря покоряли каждого приходящего к нему. Для тех, кто впадал в печаль и уныние от происходящих вокруг бед и скорбей, митрополит находил слова утешения и вселял надежду на милосердие Божие. «Все беды и скорби, столь обильно излившиеся на наше многострадальное Отечество, — часто повторял он, — являются лишь следствием забвения нами заповедей Господних». Он ободрял отчаявшихся своей твердой верой в будущее России: «Так — верую всей душой — воскреснет и Святая Русь, воскреснет и народ наш вопреки всем усилиям недругов России, ее хулителей и клеветников. Надо лишь веровать, каяться, терпеть, бороться и молиться горячо — и Господь не оставит нас Своею милостью!»

В самом конце своего земного подвижнического служения Церкви Христовой владыка как истинный архиерей Божий выступил в защиту Православия от соблазнов экуменизма. «Любое непредвзятое историческое исследование, — говорил митрополит Иоанн, выступая с докладом в С.-Петербургской Духовной Академии в октябре 1995 года, — покажет, что Православие вовсе не есть «одно из» многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское, апостольское исповедание, от которого впоследствии — идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума — отпали все остальные христианские «конфессии». И желание «уравнять в правах» Русскую Православную Церковь с какой-нибудь протестантской сектой есть не что иное, как попытка втянуть Россию в тот гибельный процесс духовной деградации, который превратил сегодня Запад в бездушное и обезверившееся «общество потребления».

Владыка Иоанн архипастырски любил Церковь и призывал всех пасомых стать верными чадами ее, чтобы спастись в церковной ограде. Он был историком, богословом и ревнителем соборного единства, глубоко понимавшим, что вне Церкви нет опасения для страждущей России. Об этом идет речь и в докладе, подготовленном для выступления перед студенческой молодежью, с которой, по состоянию здоровья, митрополит Иоанн так и не смог встретиться. Доклад остался непрочитанным. Это духовное завещание владыки, обращенное ко всем нам. Он назвал его «О роли Церкви в духовно-нравственном воспитании народа» и закончил призывом, который, хочется верить, не оставит равнодушным ни одного человека, обеспокоенного судьбой своей Родины, своего народа. «Всем сердцем я молюсь о том, — пишет владыка Иоанн, — чтобы вы, как и всякий русский человек, опомнились, вернулись на круги своя — ко Господу, вновь обрели истинное понимание добра и зла, постигли смысл собственной жизни, которую положили бы к ногам Христа Спасителя ради спасения своей души и нашей многострадальной Отчизны. Помоги вам Господь! Аминь».

Как истинный архиерей Церкви Божией владыка был исповедником Православия в течение всей своей жизни, такой же исповеднической стала и его кончина.

Мы верим, что в лице митрополита Иоанна наш народ обрел не только на земле, но и на небе своего заступника, покровителя и молитвенника у Престола Божия.

 

Подготовила А.Л. Константинова

 

Примечания:

1. Митрополит Иоанн. Одоление смуты. С-Пб., 1995. С. 75-76

2. Епископ Иоанн. Воспоминания очевидца. «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск 15.С. 57

3. Митрополит Иоанн. Голос вечности. С-Пб., 1994. С. 45-46

4. Митрополит Иоанн. Голос вечности. С-Пб.

1994. С. 156

5. Митрополит Иоанн. Стояние в вере. С-Пб.,

1995. С. 215

6. Митрополит Иоанн. Голос вечности. С-Пб., 1994. С. 256

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ
А.С.Бочков: КРЕСТНЫЙ ХОД ВОКРУГ РОССИИ
ПЕРВЫЙ В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ
События церковной жизни
Поздравления
Святейший Патриарх Алексий II: «НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА»
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: СЛОВО В ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
А.С. Александров: «ОДИН У НАС УЧИТЕЛЬ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.А. Константинова: АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ
Неделя 21 -я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
Неделя 22-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «АЗ ЕСМЬ С ВАМИ, И НИКТОЖЕ НА ВЫ»
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим: АРХИСТРАТИГ БОЖИЙ МИХАИЛ И ПРОЧИЕ НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ БЕСПЛОТНЫЕ
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Паисий Святогорец: УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЧЕЛОВЕК ОЧИСТИВШИЙСЯ
Е.В. Лебедева: НА «БЛАГОТВОРЕНИЕ СТРАЖДУЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Вечный покой
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
А.Н. Апухтин: СОВРЕМЕННЫМ ВИТИЯМ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.
стр. 30
11.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011