На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Александров А.С.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

«ОДИН У НАС УЧИТЕЛЬ»

Предыдущая Следующая

 

В этом году исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Нила Сорского — первого русского «святого интеллигента». Из многообразного наследия великого подвижника благочестия постараемся кратко представить лишь пастырское направление его деятельности и литературного наследия.

Преподобный Нил Сорский — последователь монашеской традиции святых Дионисия Суздальского и Сергия Радонежского, Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского, Кирилла и Ферапонта Белозерских и многих других выдающихся насельников Северной Фиваиды. Иноческие подвиги этих светильников веры, устремлявших умы и сердца наших предков к Богу, вывели русский народ из духовного, культурного и государственного кризиса периода татаро-монгольского ига. Благодаря просветительской деятельности многочисленных вновь основанных монастырей, в русском обществе была сформирована высокая православная книжная культура в виде больших библиотек основного читающего и пишущего сословия Руси того времени — иноческого. Символом православной учености, энциклопедических богословских знаний, почитания и привнесения в повседневную жизнь книжной мудрости стал для современников и потомков сорский пастырь.

Древнее житие преподобного Нила Сорского неизвестно, по-видимому, оно погибло в пожаре при набеге татар на монастыри вологодских земель в 1583 году. Сорский пастырь в миру носил фамилию Майков. Родился он около 1433 года в правление князя Василия Темного. По происхождению будущий преподобный был связан с высшими слоями московской служилой знати. Нил с детства был обучен грамоте, пребывал в атмосфере книжной культуры, до пострижения в монахи жил в Москве и обретался в великокняжеской административно-судейской системе. Монашеский постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Грамоты 1460-1470 годов называют Нила среди старцев этого монастыря.

Его духовным руководителем стал знаменитый наставник иноков Паисий Ярославов, автор сказания о Спасо-Каменном монастыре, особо почитаемый братией за аскетические подвиги. Митрополит Геронтий видел в нем своего преемника, но старец предпочел подвижническую жизнь и безмолвие. В монастыре Нил Сорский переписывал книги и занимался самообразованием в обширной библиотеке обители. В 1458-1470 годах в Кирилло-Белозерском монастыре был создан годовой цикл Четиих-Миней. В их составлении принимал участие и преподобный Нил.

Завоевание Константинополя турками в 1453 году сделало афонские монастыри главными хранителями византийской православной традиции.

Между 1465 и 1478 годами преподобный Нил Сорский совершил путешествие на Афон вместе со своим учеником Иннокентием из княжеского рода Охлебининых. По одной из существующих версий, их пребывание на Святой Горе длилось более десяти лет. Русские иноки в святогорских монастырских библиотеках изучали в подлинниках творения святых Ефрема Сирина, Нила Синайского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Варсонофия Великого, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других выдающихся византийских богословов. На Афоне преподобный Нил Сорский познакомился с молитвенной практикой исихастов и первым на Руси стал применять их терминологию в своих сочинениях. Преподобный вернулся из Греции снова в Кирилло-Белозерский монастырь, где построил себе келью за оградой «вне близ монастыря». Близость многолюдного общежития мешала уединенной иноческой жизни. Через некоторое время эта келья была оставлена. Преподобный Нил Сорский построил новую избушку и часовню в 20 километрах от монастыря на берегу речки Соры в глуши хвойного леса. Вскоре вокруг избушки Нила были сооружены кельи учеников — образовался скит. Келья-избушка была рассчитана на проживание одного инока. Лес на территории скита рубить было запрещено. Из одной кельи было видно не более одной другой избушки, расстояние между ними не позволяло слышать даже громкую молитву или пение псалмов. В кельях не полагалось иметь ничего кроме икон, книг и самого необходимого. Слуг не держали, домашние животные отсутствовали. Питаться иноки должны были от «праведных трудов своего рукоделия». Пользоваться прибылью от чужого труда было запрещено. Милостыню можно было принимать умеренную и только в крайних случаях. Помогать другим людям в беде и нужде монахи скита преподобного Нила Сорского должны были не материальными благами, а «рассуждением духовным».

Насельники скита не занимались физической работой, предпочитая изучение наследия отцов Церкви, а также переписывание и перевод греческих рукописей. В связи с такой практикой было установлено правило, в соответствии с которым в скит принимали только грамотных иноков. Это позволяло им жить, постоянно с помощью книг самостоятельно сверяясь с заповедями Господними и с писаниями святых отцов. Отсутствие хороших наставников, считал преподобный Нил, также требует от желающих достигнуть «Небесного Царства» постоянного изучения «Божественных Писаний». Требование грамотности монахов восходило к правилам преподобного Пахомия Великого — основателя в IV веке общежительных монастырей, согласно которым все насельники монастыря должны были уметь читать и писать. Спустя тысячу лет духовные подвиги греческие монахи-исихасты связывали с чтением книг, и эту традицию продолжил преподобный Нил Сорский. Широкое распространение грамотности среди монахов привело к возрождению высокой книжной культуры на Руси.

В скитской жизни на берегу Соры смирение и кротость составляли основу взаимоотношений насельников. В общении преподобного Нила с учениками царила любовь, любое принуждение было исключено: сорские отшельники были не учениками, но братьями, так как «один у нас Учитель — Христос». Скитское общежитие было заполнено непрерывной интеллектуальной работой, изучением и осмыслением византийского святоотеческого наследия. Отвергая сухой рационализм, насельники скита высоко ценили интеллектуальную рассудительность: «без мудрствования и доброе на злобу бывает»... Для углубления знаний иноков «заповедей Божиих и предания отцов» преподобный Нил Сорский написал специальное «Предание ученикам» и знаменитый «Устав монастырский» — универсальное руководство по православной аскетике.

В скиту близ Кирилло-Белозерского монастыря Сорский пастырь провел оставшуюся часть своей жизни в труде и молитве, «во всяком благочестии и чистоте». Труды эти были преимущественно книжными. В своих ежедневных трудах преподобный углублялся в смысл Писания, пытался изучить и прокомментировать тексты в контексте всей полноты святоотеческой литературы.

Большую воспитательную роль в практике православного аскета играли жития святых. В 80-90-х годах XV века преподобный составил, отредактировал и собственноручно переписал огромный «Сборник» в трех томах — собрание переведенных ранее с греческого языка житий великих святых. При этом он тщательно сверял различные списки, редакции и переводы. В результате каждое слово житий стало осмысленным, точным, тексты стали максимально доступными для восприятия.

Преподобный Нил оставил после себя ряд учительных сочинений, среди них дошедшие до нас десять «посланий» своим друзьям, одиннадцать глав «Монастырского устава», «Молитва», «Завещание». По словам Г.П. Федотова, «в Ниле Сорском обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера». Сочинения преподобного раскрывают его огромную начитанность в святоотеческой литературе, уникальный дар систематического, логически организованного изложения содержания.

Во всех трудах Сорского пастыря, отмеченных интеллектуальной утонченностью, проступает универсальное чувство меры и уравновешенности, внутренней гармонии. Это отражено и в выбранном преподобным на всю оставшуюся жизнь скитском житии — срединном пути между полным уединением отшельников и жизнью инока в большой монастырской общине. Преподобный Нил в своей пастырской практике воспользовался скитским уставом преподобного Кирилла Белозерского. Совместное пребывание нескольких иноков в скиту не предполагало сложной регламентации, объединяя относительную свободу и умаление материальных забот с взаимной помощью и братской любовью.

Сорский пастырь учитывал индивидуальные психические и физические особенности каждого из насельников скита. Преподобный Нил считал, что универсальные правила монашеского бытия не отражают и не учитывают всего многообразия индивидуальных различий: возраста, здоровья, степени духовного развития. Всему своя мера и свое время. Высокие духовные дары стяжать можно лишь постепенно, неспешными и неуклонными упорными трудами, с учетом своих реальных возможностей. Сорский пастырь отводил особую роль бедности в духовном совершенствовании человека: «Возлюби нищету и нестяжание и смирение». Бедность — личный монашеский идеал, предполагающий отказ иноков и монастырей от владения недвижимой собственностью. Бедность, по убеждению преподобного Нила, — идеал самой Церкви. Сорский пастырь возражал против украшений и роскоши в храмах. Вслед за святым Иоанном Златоустом он советовал приношения для благоукрашения храма раздавать нищим.

В «Уставе монастырском» «пастырь добрый» представил систематический и детальный трактат по православной аскетике. Автор не уставал напоминать, что цель аскезы — только подготовка к «деланию сердечному», «мысленному наблюдению», «умному хранению». Внутренняя аскеза — путь к «умной молитве».

Среди всех средств, позволяющих овладеть наукой внутреннего совершенствования, лучшее — прямое изучение Писания. В первые века христианства можно было спасаться под руководством духовно опытного наставника из числа «разумных и духовных мужей». Сорский пастырь считал, что современная ему духовная нива оскудела такими наставниками. Следовательно, иноку необходимо самостоятельно обращаться к источнику спасения и слушать Самого Господа. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин. 5,39). Центральную часть всего пастырского наследия преподобного Нила Сорского составляет учение об «умной молитве». Внутренняя духовная молитва — не только основное средство для очищения сердца от страстей, но и высшая цель монашеского совершенства, она выше всех добродетелей. Добродетелей много, и каждая из них только частица добра, а «умная молитва» есть источник всякого блага. В «Уставе монастырском» и в посланиях к ученикам описаны пути достижения «умной молитвы».

Преподобный Нил Сорский считал, что монастырская милостыня должна быть духовной, не куском хлеба, а учением, моральной и духовной помощью и руководством. Соответственно, и сам монастырь должен быть сосредоточением религиозной и нравственной жизни народа. Пастырское попечение преподобного касалось основ и цели христианской жизни и деятельности. Монашествующим предпочтение должно отдавать правде Царства Небесного внутри человека, мистическому единению души с Богом. Общественное, социальное служение монастырей является производным от главного, основополагающего иноческого делания. Сорский пастырь последовательно боролся с ересями и принял участие в создании знаменитого сочинения «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого.

Преподобный Нил Сорский умер 7 мая 1508 года, 75 лет от роду. Перед смертью им было написано завещание для учеников, раскрывающее миросозерцание смиренного пастыря: «Повергните тело мое в пустыни — да изъедят его зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас, и от мене прощение. Бог да простит всех».

Ученики с честью похоронили своего наставника вблизи церкви Сретения Господня и установили на его могиле камень с указанием года, месяца и дня его кончины. Память о Сорском пастыре бережно хранили все слои русского общества. Благоговея перед духовными подвигами Нила Сорского, царь Иоанн Васильевич Грозный повелел построить храм-памятник на территории пустыни. Записи посмертных чудес на могиле подвижника начали появляться в XVIII веке, а в первой половине XIX века было создано Житие, основанное на сочинениях самого Сорского пастыря.

Почитание памяти подвижника постепенно росло в течение веков, и в 1903 году Нил Сорский был канонизирован и официально вписан в церковные святцы.

Интерес к личности преподобного Нила Сорского и его наследию с течением времени возрастает. Переиздаются труды преподобного, проводятся научные конференции по изучению жизни и богословского наследия великого русского святого.

 

А.С. Александров

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В. Маслов: НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЯ
А.С.Бочков: КРЕСТНЫЙ ХОД ВОКРУГ РОССИИ
ПЕРВЫЙ В ПРАВОСЛАВНОМ МИРЕ
События церковной жизни
Поздравления
Святейший Патриарх Алексий II: «НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА»
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: СЛОВО В ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА
А.С. Александров: «ОДИН У НАС УЧИТЕЛЬ»
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
А.А. Константинова: АРХИЕРЕЙ БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ
Неделя 21 -я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
Неделя 22-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «АЗ ЕСМЬ С ВАМИ, И НИКТОЖЕ НА ВЫ»
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим: АРХИСТРАТИГ БОЖИЙ МИХАИЛ И ПРОЧИЕ НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ БЕСПЛОТНЫЕ
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Паисий Святогорец: УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЧЕЛОВЕК ОЧИСТИВШИЙСЯ
Е.В. Лебедева: НА «БЛАГОТВОРЕНИЕ СТРАЖДУЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Вечный покой
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
А.Н. Апухтин: СОВРЕМЕННЫМ ВИТИЯМ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: ноябрь 2008 г.
стр. 21
11.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011