На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая 

 

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», октябрь 2006 г. - июль 2008 г.)

 

Как идти к жертвеннику на Литургии по прочтении священником Херувимской песни прямо от престола к жертвеннику или вокруг горнего места?

Есть священники, которые поступают в данном случае последним из указанных способов, то есть идут к жертвеннику для Великого входа, «обходя престол кругом». Но на это нет основания ни в Уставе церковном, ни в практике Церкви. Напротив, в Служебнике прямо сказано: «И отходит (священник) в предложение, предходящу диакону, и кадит святая» и так далее. На этом основании, собственно, нельзя считать правильным даже тот обычай, практикуемый во многих церквах, что диакон, помолившись с чтением «Иже херувимы» со священником перед престолом, предоставляет священнику одному идти прямо к жертвеннику, а сам идет вокруг престола. Ибо и о нем ясно сказано, что он должен идти перед священником, следовательно по тому же пути, что и священник, «не обходя престола» («Руководство для сельских пастырей», 1886 г.).

 

Священник Алексей Либеров обратился в редакцию «Церковного вестника» за разъяснением по следующим вопросам.

Когда за Литургией, во время Великого входа, присутствуют не служащие иереи, должен ли служащий иерей поминать их словами, обращаясь к ним (иереям): «Священство ваше», или прямо, не упоминая этих слов, говорить: «И всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем»? Одни иереи утверждают, что не следует к не служащим иереям обращаться со словами «Священство ваше», так как, дескать, в Служебнике об этом ничего не сказано. Другие утверждают, что следует поминать и не служащих иереев словами «Священство ваше», чтобы отличить их от прочих молящихся, так как, дескать, священники по своему сану выше всех мирян в Церкви, и это, дескать, делается во многих местах. Чье мнение правильнее?

Во время Великого входа некоторые иереи, обращаясь к народу, говорят: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем...», а иные держатся буквального смысла Служебника, где говорится так: «И всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог...» Кто действует правильнее, и нет ли существенного различия в том и другом способе обращения?

В «Церковном вестнике» И.А. дает по этим вопросам следующие ответы:

1) Приветствование не служащих иереев совершается или до поминовения царской фамилии, пока идут от жертвенника к солее, или — в некоторых местах — по возвращении в алтарь, прежде чем Дары будут поставлены на престол. Впрочем, первый способ правильнее по отношению к священникам, а последним приветствуются не служащие архиереи.

2) Несомненно, что по смыслу Служебника разумеются в заключительном поминовении не только присутствующие в храме, но и все православные, так как последовательность поминовений соблюдается здесь та же, что и на ектениях. Поэтому не погрешит и тот священник, который по установившемуся всюду обычаю и по примеру лучших современных архипастырей будет передавать мысль Служебни- I ка в более выразительных словах: «Вас и всех православных христиан» и проч. («Церковный вестник», 1888 г.).

 

Какие ектений в алтаре и какие перед царскими вратами должен произносить священник во время вечерни и утрени, когда он служит без I диакона?

По мнению И.А., постоянного сотрудника «Церковного вестника», все ектений должно возглашать вне алтаря на солее, когда царские врата закрыты, то есть кроме двух заключительных ектений на бдениях или заутренях с великим славословием. Так делается всегда в хороших монастырях, да того же требует и польза прихожан, которые с трудом слышат батюшку произносящего ектению в алтаре. Изъятие можно допустить разве для малых ектений между кафизмами и между ирмосами канонов, да и то в больших соборах при спешной будничной службе, во избежание излишней беготни священника из обширного алтаря и обратно; в тех же целях некоторые священники после великой и просительной ектений на будничной вечерне и после просительной же ектений на утрени остаются на солее и не входят в алтарь, ожидая скоро наступающего времени произнесения следующей ектений (в первом случае — малой, а во втором и третьем — сугубой) («Церковный вестник»).

 

Можно ли при совершении Литургии возносить особые молитвы о здравии болящих?

Один священник Вятской епархии обратился в редакцию «Руководства для сельских пастырей» с таким предложением: «Многие из прихожан просят отслужить Литургию о здравии недужных. Между тем в нашем Служебнике, кроме наставления об изъятии на Проскомидии частиц о здравии живых, не указано ни времени, ни способа возношения каких либо других молений о здравии живых. В болгарском Служебнике указано несколько прошений о здравии и время возношения их на Литургии. Почему бы и нам, пастырям Церкви Русской, не дать руководства по тому же предмету?»

По замечанию названной редакции, этот вопрос вполне решается на основании «Иерейского молитвослова», изданного в 1885 году С.-Петербургской Синодальной типографией с благословения Святейшего Синода. В молитвослове этом, между прочим, помещена «служба о недужных многих или о едином», состоящая из особой молитвы на Проскомидии, восьми прошений о недужных, — прошений, присоединяемых к великой ектении по начальном возгласе Литургии, тропаря и кондака по малом входе, апостольского чтения из соборного послания апостола Иакова (гл. 5, ст. 2), предваряемого особым прокимном Евангельского чтения от Матфея об исцелении Иисусом Христом слуги сотника, трех прошений, присоединяемых к сугубой ектений, и, наконец, особого «причастна». В том же «Иерейском молитвослове» помещена «служба на всякое прошение», в состав которой входят также несколько прошений «об избавлении от недугов и даровании здравия с долгоденствием» и проч.

 

В совершении каких литургийных действий может принимать участие диакон, по какой-либо причине служащий без приготовления?

Ввиду того, что иные диаконы, не приготовившиеся ко Святому Причащению, участвуют в совершении Литургии так же, как и приготовившиеся, «Руководство для сельских пастырей»» на запросы священников о том, не следует ли в этом случае отстранять диаконов от совершения некоторых литургийных действий, дает такое разъяснение: «Диакон, являясь в качестве сослужителя великого и страшного священнодействия — принесения Бескровной Жертвы, должен быть проникнут чувством глубочайшего смирения и с сознанием своего недостоинства предстоять Святой Трапезе Господней. Это чувство и это сознание в особенности должны быть присущи диакону, приступающему к Святой Трапезе без надлежащего приготовления. Вот почему у нас и без письменного закона, по долгу совести и по внушению чувства благоговения перед святыней, принято, что диакон, надлежащим образом не приготовившийся к участию в совершении Литургии, устраняется от некоторых литургийных действий, а именно:

1) он не выходит со священником перед Царскими вратами для чтения начинательных молитв перед Проскомидией;

2) перед «Благословенно царство» только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение у священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения «Благослови, владыко», произносит ектению и т.д.;

3) после Великого входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно и священник к нему, а только таким же образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив простое благословение у священника, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения;

4) при возгласе священника «Победную песнь» не поднимает звездицу вместо него это делает священник;

5) равным образом и при освящении Святых Даров не подходит к Святой Трапезе и не поднимает Святые Дары при возгласе «Твоя от Твоих», а только по освящении Святых Даров совершает каждение во время пения «Достойно есть»; он не подходит к Святой Трапезе и во время причастна и после причащения священника не собирает частицы в Святую Чашу. Кроме того, в некоторых местах диакон, служащий без приготовления, не выносит Святые Дары после причастна и не возглашает «Со страхом Божиим и верою приступите». От такого образа действия, установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии» («Руководство для сельских пастырей», 1888 г.).

 

О совершении Евхаристии и причащении Святых Даров

Священник И.В. просил редакцию «Церковного вестника» разрешить следующие недоуменные вопросы касательно совершения Евхаристии и причащения:

1) После возглашения «Святая святым» диакон, входя в алтарь, говорит священнику: «Раздроби, владыко, святый хлеб». Можно ли назвать святым хлебом Агнца, уже пресуществленного в истинное Тело Христово? По-моему, нельзя. Верно ли мое мнение?

2) Недавно мне пришлось служить собором; и перед причащением служащих первый священник раздробил не только часть Агнца «ХС», но и другие части — «НИ» и «КА», и мы, священники, таким образом, причащались частицами ХС, НИ и КА. Между тем в Служебнике ясно сказано, что священники причащаются только от частиц ХС; частицами же НИ и КА — только миряне; следовательно, мы поступили против слов Служебника.

Но, с другой стороны, по учению Святой Православной Церкви все, приобщающиеся Тела Христова, соединяются с Господом Христом, как бы ни была мала крупинка Святого Тела и к какой бы частице Святого Тела она ни принадлежала. Таким образом, священники, причастившись частиц НИ и КА, все одного же Тела Господня причастились. Спрашивается: для чего же существует в Служебнике такое положение, по которому священники должны приобщаться одними частицами, а миряне - другими? И можно ли приобщаться священникам частицами НИ и КА?

3) Когда приготовляются запасные Дары (для больных), следует ли раздроблять и разделять и частицы 1С и ХС? Если не следует, то в таком случае запасными Святыми Дарами нельзя приобщать священников и диаконов (что иногда бывает); если же раздроблять всего Агнца с частицами 1С и ХС, то не противно ли это будет словам Служебника: «ХС же, часть, раздробляй священником и диаконом. Тыя же две части святыя, еже, НИ, и еже, КА, причастником да раздробиши на части малыя, едино будет довольно по разсмотрению твоему».

По каждому вопросу редакция дала особые ответы следующего содержания:

1) Хотя некоторые диаконы, ввиду приведенных оснований, заменяют указанные в Служебнике слова на «Раздроби, владыко, святый Агнец», но, думается, без нужды, ибо название освященных уже Даров хлебом мы встречаем не однажды в святом Писании: «Да искушает себе человек и тако от хлеба да яст» и проч. Здесь, как и в словах Служебника, имеется в виду внешний вид хлеба, а не его существенное значение.

2) Служебник имеет в виду постоянных на каждой Литургии причастников мирских, что видно из всего состава молитвословий, особенно из слов: «Со страхом Божиим и верою приступите». В то же время отцы Церкви желали отличить служащих священников от мирян в принятии Таинства чрез распределение трех частиц Агнца. Но если частицы НИ и КА, из-за отсутствия или малочисленности мирских причастников, оставались бы для потребления Даров диаконом, то не лучше ли их употребить для самого причащения священнослужителям, чтобы, хотя и при соборном служении, не одна только, но три четверти Агнца достигали своего прямого предназначения?

3) Последний вопрос — праздный или основывающийся на слишком внешнем понимании дела. Неужели лишь определенные частицы святого Агнца могут соединять мирянина или иерея со Христом, а не весь Агнец? Всего естественнее, чтобы на Литургии 1С и ХС получили свое предназначение, а НИ и КА разделялись для запаса. («Церковный вестник», № 51, 1888 г.).

 

Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменные вопросы пастырской практики»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: август 2008 г.


Предыдущая 
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАБОТА О СЕМЬЕ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «МЫ СОСТАВЛЯЕМ ОДНО ТЕЛО ВО ХРИСТЕ»
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИСТИНЫ В ПРАЗДНИКЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий): ЧЕСТНЫ И ДОБРОНРАВНЫ БЫЛИ ПРЕДКИ НАШИ!
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
Святейший Патриарх Тихон: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКИ ВАША»
«БРАК — ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЮТСЯ МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА»
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
МОЛИТВЕННИЦА ЗА РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, В.М.Вальков: «КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА ЕГО СОВЕСТЬ»
В.М.Вальков: СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ГОРОДА
Архимандрит Киприан (Керн): СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ
Ксения Авдеева: ЗНАКИ СВЯТОГО ОНУФРИЯ
«ВЫ БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ ВСЮДУ»
СВЯТОЙ МУЧЕНИК ИОАНН ВОИН
М. Архангельский: ПОДВИГ ВЕЛИКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ
ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ КЛИРИКОВ МОСКВЫ
А.А.Трофимов: СВЯТЫЙ ИОАННЕ, ПРИИДЕ И ПОСЕТИ МОЙ ДОМ...
Протоиерей Николай Крикунов: «СТРАХ БОЖИЙ — КОРЕНЬ ВСЕГО ДОБРОГО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ


Публикация:
Журнал «Пастырь»: август 2008 г.
стр. 74
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011