На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

«СТРАХ БОЖИЙ — КОРЕНЬ ВСЕГО ДОБРОГО»

Предыдущая Следующая

 

Чтобы духовная жизнь христианина была правильной и безопасной на пути к любви Божией, ему необходимо укреплять свою веру и ревность к Богоугождению страхом Божи-им, который, по словам Вышенского Затворника, является корнем всякой науки и всякой добродетели. «Корень всему, — говорит он, — благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу и чувство любви с забвением всего тварного».

Человек, не имеющий в себе этого благодатного страха, не может сохранить образа и подобия Божия, данного человеческой природе Богом при творении. Без страха Божия человек теряет свою духовность, отходит от своего Творца, становится плотяным. Поэтому необходимо страх Божий постоянно держать во внимании, развивать и укреплять его в своем сердце. «Теперь паче держите страх Божий — корень всего доброго, -- завещал Преосвященный Феофан духовным чадам, — и на минуту да не отходит он от сердца вашего. Как свеча, пусть горит и освещает все помыслы и все внутренние изгибы сердца вашего. Он научит вас ходить осторожно, держать себя в присутствии царя, всякое дело делать как дело Божие, со всем вниманием и ходить так, как ходят, нося стакан с водою и боясь расплескать его или взболтать. Вот о каком настроении попекитесь, а если оно есть хоть в зародыше, всячески развивать его и укреплять озаботьтесь. В этом существо дела».

Только присутствие страха Божия в человеке свидетельствует о его духовности, которая, возгреваемая благодатью, влечет в свою очередь ум и сердце человека к правильному познанию истинного Бога. «Ведайте, — говорит епископ Феофан, — что когда есть страх Божий, то значит дух ваш жив и благодать Божия действует в вас». Кроме того, страх Божий, подобно верному стражу, всегда бдительно охраняет душевный дом христианина от всякого зла. «Кто имеет страх Божий, — живой и действенный, тот имеет в себе неистощимую силу, движущую на все богоугодное, и вместе бодренного стража, охраняющего от вражеских нападений и от своих уклонений на распутия».

Эта добродетель есть дар благодати Божией, который дается каждому человеку. Подавая его человеку, Бог не ущемляет волю его, но предоставляет ему полную свободу в деле созидания своего спасения. Человек решает сам: принять этот дар и обратиться к Богу или, отвергнув его, удалиться от Бога и идти гибельным путем.

Общий путь усвоения человеком дара страха Божия и развития его в спасительную добродетель должен состоять в том, чтобы человек постоянно осознавал свою греховность пред Богом и стремился очиститься в покаянии. Для того, чтобы видеть свои грехи и удобнее прийти в покаянное чувство, епископ Феофан сравнивает добродетель страха Божия со светом, которым необходимо осветить свое сознание и совесть. И тогда «не дела только, но и все помышления злые, исходившие и исходящие из сердца, будут печатлеться на лице сознания, отражаться в совести и привлекать суд действием страха Божия». Как учит Преосвященный Феофан, на низшей ступени развития добродетель страха Божия основывается на чувстве страха, боязни будущих вечных мучений, на сознании неотвратимости и неизбежности праведного суда Божия; Бог воспринимается человеком только как грозный Судья и карающий Мздовоздаятель. Этот первоначальный рабский страх перед будущими страданиями и боязнь быть наказанным Богом за грехи приводят человека к покаянию и воздержанию от греха. «Страха Божия ничто так сильно не поддержит, - говорит святитель, — как память о Страшном суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хорошенько кругом, и что окажется неугодным Господу, то тотчас устранить и, если нужно, очистить покаянием». Постоянное уклонение от греха постепенно переходит в твердый навык угождать Богу. И это делает человека способным к принятию благодати Божией, которая еще более утверждает его в добродетели страха Божия и побуждает уже не только уклоняться от зла, но и делать добро» (см.: Пс. 33, 15).

Далее, рабский страх человека перед Богом и праведным судом постепенно преобразуется в возвышенное чувство благоговения перед Ним, в чувство сыновнего, искреннего и сердечного влечения к Богу. В такой душе уже не боязнь наказания и страданий заставляет человека уклоняться от греха, но желание быть в единении с Богом. «Поселите глубже в себе страх Божий, — наставляет богомудрый архипастырь, — и он, взяв в руки бразды правления вашего внутреннего человека, устремит вас в след Господа, для стяжания светлой славы, нам обетованной». Так человек переходит в высшую ступень добродетели страха Божия — сыновнего страха. Это чувство сыновнего страха пред Богом удерживает человека от всех действий и помыслов, оскорбляющих величие Божие, от дел и намерений, неугодных Его всесвятой воле. На этой ступени христианин сознает себя не просто творением Божиим, но чадом Его. Для него Бог уже не строгий Судья и Мздовоздаятель, но праведный и любящий Отец».

Однако и на этой ступени духовного развития христианин не должен останавливаться. Его сыновний страх пред Богом по мере духовного преуспеяния и под действием Божественной благодати должен перерасти в любовь к Богу и ближнему. Но для того чтобы страх Божий породил совершенную любовь, необходимо наличие в сердце человеческом живой веры в Господа. Точнее сказать, страх Божий усваивается человеком по мере его веры, потому что только вере свойствен истинный страх, благодаря которому верующий отвращается от всякого греха и беззакония. «Вот неизменный путь любви! — говорит Вышенский подвижник в одном из своих слов, — оживи веру, что Бог есть и взыскующим Его мздовоздаятель бывает. Сия вера воскресит страх Божий. Страх Божий пробудит совесть и родит сокрушение и раскаяние. Раскаяние увенчается решимостью — не оскорблять более Бога грехами, не поблажать злым страстям, а неуклонно идти путем добродетели. Сей труд заморит страсть и очистит сердце. Чистое же от страстей сердце есть область любви». Сыновний страх Божий, таким образом, является залогом высшего дара Божия человеку — совершенной любви. А любовь вводит христианина в общение и единение с Богом, потому что Бог любы есть, и пребывали в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16).

Воспринятый душой сыновний страх Божий изгоняет из сердца христианина всякий страх пред людьми. И это бесстрашие объясняется не безразличием или пренебрежением к окружающим и вообще к земной жизни, а уверенностью, что любые нападения и даже разлучение с телом ведет к блаженству души с Господом в Царстве Небесном, твердой верой, что во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Христианин, боящийся Господа, согласен лучше переносить скорби и лишения, чем грешить и тем отступать от Бога.

Таким образом, духовное совершенствование человека и утверждение его в добродетели страха Божия составляют единый неразрывный процесс, единый путь шествования к Богу.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма

«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАБОТА О СЕМЬЕ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «МЫ СОСТАВЛЯЕМ ОДНО ТЕЛО ВО ХРИСТЕ»
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИСТИНЫ В ПРАЗДНИКЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий): ЧЕСТНЫ И ДОБРОНРАВНЫ БЫЛИ ПРЕДКИ НАШИ!
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
Святейший Патриарх Тихон: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКИ ВАША»
«БРАК — ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЮТСЯ МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА»
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
МОЛИТВЕННИЦА ЗА РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, В.М.Вальков: «КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА ЕГО СОВЕСТЬ»
В.М.Вальков: СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ГОРОДА
Архимандрит Киприан (Керн): СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ
Ксения Авдеева: ЗНАКИ СВЯТОГО ОНУФРИЯ
«ВЫ БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ ВСЮДУ»
СВЯТОЙ МУЧЕНИК ИОАНН ВОИН
М. Архангельский: ПОДВИГ ВЕЛИКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ
ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ КЛИРИКОВ МОСКВЫ
А.А.Трофимов: СВЯТЫЙ ИОАННЕ, ПРИИДЕ И ПОСЕТИ МОЙ ДОМ...
Протоиерей Николай Крикунов: «СТРАХ БОЖИЙ — КОРЕНЬ ВСЕГО ДОБРОГО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ


Публикация:
Журнал «Пастырь»: август 2008 г.
стр. 71
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011