На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: август 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из жизни поместных церквей

«БРАК — ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЮТСЯ МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА»

Предыдущая Следующая

 

Святейший Синод Болгарской Православной Церкви принял специальное заявление по поводу проекта нового семейного кодекса, внесенного на рассмотрение Народного собрания. Публикуем выдержки из этого заявления.

Болгарская Православная Церковь не может считать нормальным юридическое признание фактических сожительств — так называемых «гражданских браков». Брак нельзя рассматривать ни как только юридическую конструкцию, основанную на совокупности имущественных отношений, ни как всего лишь сожительство мужчины и женщины, зависящее от их капризов и временных интересов. Брак — один из институтов, на которых основываются моральные устои общества и которые обеспечивают его стабильность и благополучие. Наряду с юридической составляющей брак имеет и не менее важную моральную сторону. Именно поэтому Церковь благословляет брак, причем сегодня, когда венчание само по себе не имеет юридической силы, благословляет лишь зарегистрированный государством брак.

Мы прекрасно сознаем, что задача государства — упорядочивать общественные отношения, и нам известно, что многие молодые болгары живут в незаконном сожительстве, но вместе с тем мы сознаем, что юридическое признание фактических сожительств не только не даст того результата, на который рассчитывают законодатели, но лишь усугубит проблему, которую они пытаются разрешить.

Святейший Синод считает необходимым заявить, что фактическое сожительство, с нашей точки зрения, лишено одного из основных элементов брака: твердой и ясно выраженной готовности пары посвятить себя друг другу в нерасторжимом союзе, чья цель, выраженная в святом венчании, — единение в Господе. Такое сознательно принятое решение человек стремится в меру своих сил исполнить, а если оно закреплено и венчанием в церкви, то к этому добавляется и упование на укрепляющую благодать Божию. В фактическом же сожительстве, даже если ему придать юридический статус, такой ответственности нет. Каждый из партнеров чувствует себя вправе уйти, если почувствует, что ему трудно, неприятно или просто скучно. Как показывают исследования, фактические сожительства недолговечны, и домашнее насилие в них распространено гораздо больше, чем в парах, состоящих в браке.

Государство, помимо прочих своих обязанностей, должно вместе с Церковью радеть о морали и поддерживать в болгарском народе добрые нравы. Поэтому мы не можем согласиться со сведением семейных отношений, гарантируемых браком, к обыкновенной регистрации фактических сожительств, которые любая сторона единоличным решением может разорвать в любой момент.

Неприемлемо для нас и введение брачных договоров, которые, оговаривая лишь имущественные отношения между супругами, дополнительно облегчают им решение расторгнуть брак, таким образом лишая ценности брак как таковой и ведя к деградации этого священного института. Мы не можем согласиться с превращением союза любви в сделку.

Мы не можем согласиться с тем, что эти новые институты, чуждые нашему правосознанию, обеспечат равенство между законными и внебрачными детьми, поскольку это равенство и без того закреплено в действующем законодательстве и поскольку считаем, что нет более подходящей среды для нормального и полноценного воспитания детей, чем здоровая и сплоченная узами любви семья.

Основываясь на всем, изложенном выше, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви считает необходимым заявить, что фактическое сожительство, согласно воззрениям Святой Православной Церкви, неприемлемо, что оно противоречит многовековой церковной и гражданской традиции и нравственным устоям христианского общества.

Святейший Синод Болгарской Православной Церкви с архипастырской заботой призывает законодательный орган, ответственный за утверждение этого кодекса, проявить мудрость и отвергнуть неприемлемые с точки зрения морали болгарского общества новые институты в семейном законодательстве. В случае же, если Народное собрание не прислушается к тревожному голосу Святой Православной Церкви, мы будем вынуждены выразить свое недовольство и принять необходимые церковно-канонические меры.

Мы также предлагаем придать законную силу церковному браку.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАБОТА О СЕМЬЕ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «МЫ СОСТАВЛЯЕМ ОДНО ТЕЛО ВО ХРИСТЕ»
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИСТИНЫ В ПРАЗДНИКЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий): ЧЕСТНЫ И ДОБРОНРАВНЫ БЫЛИ ПРЕДКИ НАШИ!
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
Святейший Патриарх Тихон: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКИ ВАША»
«БРАК — ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЮТСЯ МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА»
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
МОЛИТВЕННИЦА ЗА РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, В.М.Вальков: «КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА ЕГО СОВЕСТЬ»
В.М.Вальков: СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ГОРОДА
Архимандрит Киприан (Керн): СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ
Ксения Авдеева: ЗНАКИ СВЯТОГО ОНУФРИЯ
«ВЫ БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ ВСЮДУ»
СВЯТОЙ МУЧЕНИК ИОАНН ВОИН
М. Архангельский: ПОДВИГ ВЕЛИКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ
ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ КЛИРИКОВ МОСКВЫ
А.А.Трофимов: СВЯТЫЙ ИОАННЕ, ПРИИДЕ И ПОСЕТИ МОЙ ДОМ...
Протоиерей Николай Крикунов: «СТРАХ БОЖИЙ — КОРЕНЬ ВСЕГО ДОБРОГО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ


Публикация:
Журнал «Пастырь»: август 2008 г.
стр. 30
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011