На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Тихон (Белавин) /Святитель, Патриарх Московский и всея Руси
Тихон (Белавин)
Святитель
Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Памятная дата

«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКИ ВАША»

Предыдущая Следующая

 

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 24-29 июня 2008 года, определено широко отметить юбилейную памятную дату — 1020-летие Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.

В предыдущих номерах мы уже печатали материалы, посвященные этому важнейшему историческому событию. Предлагаем вниманию читателей Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, сказанное Святейшим Патриархом Тихоном в бытность его архиепископом Алеутским и Аляскинским, 15 июля 1899 г.

 

Промыслом Божиим мое пришествие к вам, братья, совпало со днем, когда наша Российская Православная Церковь светло празднует память равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси. По заповеди Апостола, поминайте наставники ваша (Евр. 13, 7), я и предложу вам, братья, для назидания вашего беседу о том, кто был князь Владимир и за что ублажает его Святая Церковь.

Святой князь Владимир был великим князем Руси более 900 лет тому назад, когда Русь не была еще святою, православною, когда предки наши не знали истинного Бога, а были язычниками и поклонялись идолам. Кланялся идолам и князь Владимир. Но одаренный от Бога светлым умом и чутким к истине сердцем, он не мог не видеть, что идолы - не Бог, что суетно служение им, что вера языческая — ложь и заблуждение. И стал князь думать крепкую думу, как познать истинного Бога и найти правую веру. Когда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, то начали каждый посылать к нему послов своих, расхваливая свою веру. Приходили евреи, магометане и немцы от Папы; но Владимиру не нравилась их вера, а послам от Папы, и ранее домогавшегося обратить Русь в латинскую веру, князь сказал: «Ступайте; отцы наши не приняли вас».

Запечатлейте, братья мои, в своих умах и сердцах этот мудрый ответ князя Владимира. Хотя вы и обладаете правою верою, и не нуждаетесь, и не думаете о перемене ее, но мы живем в стране, где много всяких вер и где иные из них широко о себе вещают. Знаю, что и окрест сего места представители разных сект не прочь бывают распространять свои лжеучения и среди православных, особенно юных чад, которых они, обходя море и сушу, забирают в свои приюты. Конечно, далеко не все вы при встрече с ними в состоянии опровергнуть их лжеучения и доказать превосходство и истинность православной веры; в таком случае отвечайте им словами святого князя Владимира: «Ступайте; отцы наши не приняли вас». Пусть, если желают сектанты беседовать о вере, идут к отцу вашему духовному; его голоса слушайте, а не лжеучителей.

 

Святой князь Владимир

В числе пришедших к князю Владимиру был и греческий монах, возвестивший ему правую веру, и склонилась душа Владимира к словам его, но по совету бояр он решил еще послать избранных людей к разным народам, чтобы те посмотрели, как молятся Богу разные люди, как живут и чья вера кажется им лучшею. Много разных стран обошли послы, но не пришлась по душе им ни одна вера. А когда они пришли в Царьград и увидели там православное богослужение, то оно так пленило и восхитило их, что они думали, будто находятся на небе, а не на земле; и тотчас решили они, что православная вера есть единственно истинная вера.

Отсюда видите, братья, как много значат в деле веры храм Божий и богослужение в нем. Храм есть дом Божий, преимущественное жилище Божие на земле. Здесь христианин поучается в законе Господнем, просвещается светом веры Христовой; здесь он освящается таинствами, и на него обильно изливается благодать Святого Духа, врачующая его немощи душевные и телесные; здесь его моления усугубляются молитвами множества верующих пастырей и самих Сил Небесных, с нами невидимо служащих. После сего едва ли есть нужда располагать вас многими словами к тому, чтобы вы как можно чаще притекали в храм свой; подражайте в этом ветхозаветному праведнику, который веселился, когда его звали в храм, душа которого стремилась сюда, как елень на источники, и который одного просил у Господа, чтобы жить в дому Божием, и зреть красоту Господню, и посещать храм святой Его.

Посещая свой храм, заботьтесь, братья, и о благолепии его. Грешно перед Богом, стыдно пред другими людьми и пагубно для души нашей, если храмы Божий будут убоги у нас. Царь Давид не хотел жить в богатом дворце кедровом в то время, как кивот Завета находился в палатке-скинии. Господь любит любящих благолепие дома Его и не оставит их Своими великими милостями и богатыми щедротами. Кто усерден к своему храму и жертвует на его украшение, тому и Господь посылает заработки, которыми легко можно удовлетворить все свои насущные потребности. А уделяя от своих щедрот на храм Божий, вы еще уготовляете себе и сокровище на небе, где ни моль не истребляет, ни воры не подкапывают (Мф. 6, 20).

Когда послы рассказали князю Владимиру о православной вере и богослужении, то он решил принять православную веру, крестился сам и крестил народ свой. Но князь не по имени только стал христианином, а и по жизни своей сделался иным человеком, не таким, как прежде был в язычестве: обуздал свои чувственные страсти, оставил прежние греховные привычки, стал воздержен, кроток, милостив и только помышлял о том, как бы своею новою жизнью угодить Господу, чего при помощи Божией и достиг.

Так, братья, и мы, крестившись во Христа, должны совлечься ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных, оставить грешные мысли, чувства и дела и облечься в новаго, созданнаго по Богу, в правде и святости (Ефес. 4,22,24), жить свято по заповедям Христовым. Но всегда ли мы так делаем? Всегда ли исполняем свои христианские обязанности? На что обращены наши заботы, труды и помышления: на то ли, чтобы славить Бога своими добрыми делами и Ему единому служить, или всецело на земные нужды и потребности, на пищу, одежду, жилище? Мы — христиане, а какова наша жизнь? Не совершаем ли мы иногда таких дел, из-за которых хулится наша вера и имя христианское?! Не будем при этом в оправдание себе ссылаться на слабость человеческой природы, на то, что человек — не ангел, не может быть безгрешным: пример святого Владимира показывает нам, что человек-грешник даже и в сединах, следовательно, с застаревшими навыками, может при помощи благодати Божией оставить суетные дела свои и украситься багряницею добрых дел.

Святой князь Владимир, сделавшись христианином, стал ревностно заботиться о просвещении русского народа: для сего он заводил при церквах школы, в которые велел своим подданным отдавать детей для научения их закону Христову.

Братья мои! В вашей школе написано мудрое изречение: «ученье свет -а неученье — тьма», и человек неграмотный нередко называется «темным». Это в особенности справедливо касательно знания истин веры. Может ли быть назван настоящим христианином такой человек, который почти ничего не знает о Боге, о спасении мира, о будущей жизни, о своей душе?! Чтобы веровать, нужно предварительно знать, во что веровать; а чтобы знать, нужно учиться. И если вы хотите своим детям истинной пользы и добра, тогда посылайте их для научения в церковную школу: здесь они научатся страху Господню, который есть начало всякой премудрости, и отсюда выйдут добрыми христианами и правоверующими.

Святой Владимир мирно почил о Господе 15 июля 1015 г., и Церковь причислила его к лику святых за его богоугодную жизнь и за великое и святое его дело Крещения Руси, откуда сто лет тому назад свет Христовой веры проник и в здешние страны. Темже ныне и празднуем его успение, людие его суще (из тропаря св. Владимиру), и молим Господа, избравшаго Владимира яко втораго Павла (из тропаря), — молим словами самого же святого Владимира при Крещении Руси: «Боже великий и дивный! Призри на новыя люди Своя; дай им, Господи, уведети Тебе... истиннаго Бога, и утверди в них веру праву и несовратну!» Аминь.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: ПРАВОСЛАВИЕ И ЗАБОТА О СЕМЬЕ
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «МЫ СОСТАВЛЯЕМ ОДНО ТЕЛО ВО ХРИСТЕ»
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский: «ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ»
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИСТИНЫ В ПРАЗДНИКЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий): ЧЕСТНЫ И ДОБРОНРАВНЫ БЫЛИ ПРЕДКИ НАШИ!
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ЖИВОЕ, ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА
Святейший Патриарх Тихон: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКИ ВАША»
«БРАК — ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЮТСЯ МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ ОБЩЕСТВА»
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
МОЛИТВЕННИЦА ЗА РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, В.М.Вальков: «КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНА ЕГО СОВЕСТЬ»
В.М.Вальков: СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ГОРОДА
Архимандрит Киприан (Керн): СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ
Ксения Авдеева: ЗНАКИ СВЯТОГО ОНУФРИЯ
«ВЫ БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ ВСЮДУ»
СВЯТОЙ МУЧЕНИК ИОАНН ВОИН
М. Архангельский: ПОДВИГ ВЕЛИКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ
ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ КЛИРИКОВ МОСКВЫ
А.А.Трофимов: СВЯТЫЙ ИОАННЕ, ПРИИДЕ И ПОСЕТИ МОЙ ДОМ...
Протоиерей Николай Крикунов: «СТРАХ БОЖИЙ — КОРЕНЬ ВСЕГО ДОБРОГО»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ


Публикация:
Журнал «Пастырь»: август 2008 г.
стр. 27
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011