На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Глинская миссия

«ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»

Предыдущая Следующая

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

Окончание. Начало см.: «Русский инок», 2008, июнь.

 

С целью духовного просвещения Глинская пустынь одновременно публиковала жизнеописания подвижников благочестия своей обители на страницах журнала «Курские епархиальные ведомости».

В этот же период в обители были составлены «Глинские записки», содержащие десятки жизнеописаний Глинских подвижников, прославившихся своей жизнью еще до периода настоятельства о. Исайи. Среди них — жизнеописания схимонаха Артемия, любимого ученика старца схиархимандрита Илиодора; послушника Прохора юродивого, с юных лет желавшего сораспяться Христу, ученика старца Феодота; духовно мудрого монаха Игнатия трудолюбивого, с кротостью и смирением проходившего общие послушания, а затем личного письмоводителя игумена Иннокентия, и многих других. Впоследствии жизнеописания из «Глинских записок» были включены в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков».

Немалое внимание уделяла Глинская пустынь изданию церковных проповедей.

О важности церковных проповедей писал в 1904 году профессор Московской Духовной Академии Е.Е. Голубинский: «Из письменных произведений ненаучных первое место должны были бы занимать у нас церковные проповеди. Главную обязанность пастырей Церкви составляет обязанность учить пасомых или мирян истинам веры и правилам нравственности христианской, отчего именно они и называются пастырями; а церковное проповедование есть одно из обязательных средств этого учения».

В своих печатных проповедях Глинская пустынь ставила задачи просвещения народа, разъяснения основ христианской морали и в целом религиозно-нравственного воспитания. В широко известном издании «Россия: Полное географическое описание нашего отечества» о Глинской обители сказано: «Монастырь занимается книгоиздательством для народа».

Глинская пустынь стала инициатором миссионерской деятельности в Курской епархии. В 1908 году в целях укрепления устоев православной духовно-нравственной жизни в стенах этой обители открывается миссионерский кружок во имя св. апостола Иоанна Богослова. Идея создания кружка, как писал настоятель схиархимандрит Иоанникий, была соборне обсуждена со старцами обители. Из числа 60 братии, изъявивших желание участвовать в работе этого кружка, были избраны наиболее способные 30 человек, в том числе 20 человек из монастыря и 10 человек из Спасо-Илиодоровского скита. Все члены кружка освобождались от монастырских послушаний. Они занимались исключительно изучением Св. Писания в целях борьбы с сектантскими лжеучениями (в частности, штундо-баптизмом), которые появились в епархии. Был разработан устав кружка, утвержденный Курским Преосвященным Питиримом (Окновым), выделено особое помещение, организована миссионерская библиотека. Позднее в большинстве курских монастырей и пустыней из числа монашествующих были организованы проповеднические кружки, подобно Глинскому. Но кружок проповедников Глинской обители, в отличие от кружков других монастырей, был самым многочисленным, а деятельность его наиболее плодотворной.

В обязанности членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах на утреннем богослужении или всенощном бдении, на ранней и поздней литургиях, а также беседы среди народа в гостиницах, столовых, на монастырских дворах.

После окончания бесед всем желающим богомольцам раздавались бесплатно в благословение от обители хромолитографи-рованные священные изображения, крестики, образки, брошюры, «Глинские листки».

Большое нравственное значение имели крестные ходы с Глинской чудотворной иконой Богородицы. В 1891 году в с. Шалыгино была построена каменная часовня с тем, чтобы ежегодно принимать Глинскую икону Богородицы для молебствова-ния в часовне и на полях в память чудесной помощи Ее жителям этого села. После многочисленных ходатайств шалыгинских крестьян последовало разрешение императора Николая II об установлении ежегодного крестного хода 29 апреля с чудотворной иконой Богородицы из Глинской пустыни в их село.

Невозможно описать ту повседневную кропотливую просветительную деятельность, которую осуществляли иноки Глинской пустыни среди паломников — взрослых и детей. Взрослые стремились попасть в Глинскую пустынь, известную в стране своим старчеством, чтобы здесь почерпнуть духовную силу, получить благословение, совет великих старцев-подвижников. Учащиеся земских, церковноприходских школ собирались в паломнические группы.

Так, в 1911 году пустынь приняла группу учащихся Селинской церковноприходской школы (свыше 80 человек), о чем писал священник Николай Оболенский. Он подчеркивал, что посещение Глинской пустыни оставляет неизгладимое впечатление в сердцах учащихся, облагораживает их души, обогащает светлыми воспоминаниями их детство, «а наше с ними пение священных песнопений во время этих путешествий воспитывает в детях твердость небоязненного, непоколебимого исповедования своей православной веры и подготавливает их к участию в общем массовом пении за церковным богослужением». Все дети бодро выстаивали монастырские службы, участвовали в крестном ходе, назидались чтением «Глинских листков» и духовных книг, а юным паломницам настоятель монастыря схиархимандрит Иоанникий прислал в гостиницу большой спектроскоп с непрерывно передвигающимися картинками, изображающими святые места Палестины. В память о пребывании в Глинской пустыни все дети получили от настоятеля религиозно-нравственные листки, крестики, а некоторые взрослые — иконы и картины религиозного содержания.

Многогранная просветительная деятельность Глинской пустыни имела огромное влияние на духовно-нравственное воспитание народа, развитие грамотности среди населения. Обитель пользовалась большой популярностью не только в нашей стране, но и за ее пределами. СВ. Булгаков в «Настольной книге для священно-церковнослужителей» писал: «Глинская пустынь пользуется большой известностью. Сюда стекается масса богомольцев».

В начале XX века правящие архиереи писали в Св. Синод: «Православная паства Курской епархии охотно и с усердием посещает богослужение во всякое время года. Трудно бывает найти семью в приходе, из которой не было бы одного или нескольких членов в храме в храмовой праздник. Народ массами с детьми спешит посетить в тот день храм, отстоящий на две-три версты. Ни даль расстояния храма Божия, ни суровая погода, ни домашние дела — ничто не удерживает народ от посещения храма и богослужения. С таким же усердием посещаются паствою богослужения и Св. Четыредесятницы, когда каждый считает своею священной обязанностью принести в эти дни покаяние во грехах, очистить свою совесть от них и приобщиться Св. Христовых Тайн», и несомненно, большая заслуга в этом принадлежала Глинской Богородицкой пустыни.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Н.В. Маслов: ГОСУДАРСТВО - ЭТО СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВ
Поздравления
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ МОНАШЕСТВА
Архимандрит Кирилл (Павлов): ОБ ИСТИННОМ ПОСТЕ И О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний: БЫЛИ ЛИ МЫ ПРИМЕРОМ БЛАГОЧЕСТИЯ ДЛЯ ДРУГИХ?
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Гавриил (Зырянов): ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ БОИМСЯ ВЗЯТЬ КРЕСТ?
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.П.Филимонов: СВЕТИЛА НАУКИ У ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
Игумен Петр (Пиголь): ПРОМЫСЛ БОЖИЙ СОЕДИНИЛ ДВУХ ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ
В.М.Вальков: «...ТЕМ БЛИЖЕ К НАМ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ»
А. С. Бочков: В КРАЮ ПОЛЯРНЫХ НОЧЕЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Вопросы читателям
Преподобный Варсонофий Оптинский: ВЕЛИЧИЕ БОГОМАТЕРИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" август 2008 г.
стр. 67
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011