На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Живя вне мира, служить миру

В КРАЮ ПОЛЯРНЫХ НОЧЕЙ

Предыдущая Следующая

 

Через 75 лет после похода Ермака Тимофеевича в Сибири был основан самый северный православный монастырь — Туруханский Свято-Троицкий.

 

Середина XVII века — время распространения Православия в Сибири, неразрывно связанное с именем архиепископа Сибирского и Тобольского Симеона. Владыка Симеон родился в Новгородской губернии, монашество принял в Свято-Троицком Макариево-Желтоводском монастыре. В 1649 году стал игуменом Боровского Пафнутьева монастыря. 9 марта 1651 года в московском Успенском соборе Патриархом Иосифом хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.

В период, когда святитель Симеон управлял епархией, были основаны монастыри: Межугорский Иоанно-Предтеченский, Кодинский Спасо-Троицкий, Спасский в Якутске, Алексеевский в Томске, Троицкий в Киренске и Туруханский Свято-Троицкий. Это время ознаменовано прославлением нескольких чудотворных икон и обретением мощей святого мученика Василия Мангазейского, погибшего в 1602 году. В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона было произведено освидетельствование мощей святого Василия.

Архиепископ Симеон был человеком честным, бескорыстным и прямым, он энергично защищал права Церкви и помогал гонимым. Владыка упорно и последовательно боролся с произволом воевод. В 1664 году он был отправлен на покой в московский Покровский монастырь. В том же году его определили на должность смотрителя и старшего справщика церковных книг печатного двора Чудова монастыря, в котором он и закончил свои дни в непрестанном попечении о благе Церкви. Именно архиепископ Симеон благословил иеромонаха Тихона на основание самого северного православного монастыря.

Обратимся к справочникам:

«Туруханский Троицкий монастырь в Туруханском крае. Монастырь стоит на берегу реки Енисей, близ впадения в него реки Нижней Тунгуски, недалеко от села Монастырского, в 15 верстах от него есть выселок Селивановский, а в 35 верстах — заштатный город Туруханск. Основана обитель иеромонахом Тихоном в 1660 году. Храм в нем один, во имя Святой Троицы с приделом, освященным в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме этом покоятся под спудом чтимые мощи мученика Василия Мангазейского. В обители покоятся останки и строителя ее Тихона. В монастыре имеется миссионерская школа. Управление — игуменское». (Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1910, стр. 688).

В другом справочнике, вышедшем 90 лет спустя, читаем:

«Свято-Троицкий мужской монастырь основан монахами Тихоном и Дионисием в устье реки Нижней Тунгуски (село Монастырское). Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664 г. В 1722 г. в монастыре построено первое учебное заведение в Приенисейском крае — начальная школа для детей коренного населения. В 1726 г. монастырь лишился ценного достояния — сгорела библиотека древних рукописей. В монастыре находились знаменитые пелымские колокола из Мангазеи. В монастыре покоились святые мощи св. мученика Василия Мангазейского (ум. 1602 г.), нетленные останки которого были перенесены в монастырь игуменом Тихоном в 1670 г. В 1779-1787 построен Св.-Троицкий храм с приделом Благовещения. Благоустройство монастыря произошло при игумене Илиодоре (1859—1864). Монастырь оказал значительное влияние на христианское просвещение северных районов края. В 1920 г. монастырь закрыт и разрушен. Богатая библиотека частично сохранилась в краевом архиве и в отделе редких книг краевой научной библиотеки. Монастырь возрожден 22.02.1995 г. (Монастыри: Энциклопедический справочник. М., Республика, 2000, стр.148).

Что стоит за этими скупыми строчками?

Туруханский Свято-Троицкий монастырь вырос на севере бескрайних сибирских просторов, в краю полярных ночей, жестоких морозов, сильных метелей и снежных заносов.

Осмыслить и прочувствовать, какой подвиг совершили первые насельники монастыря, оценить их великую веру, надежду и любовь, несгибаемую волю, беспримерное мужество помогают точные географические данные. Монастырь расположен на 66 градусе северной широты, в 1474 километрах к северу от Красноярска. Климат здесь резко континентальный. Почти восемь месяцев средние температуры отрицательные, заморозков не бывает только в июле и августе. Зимой сильные ветры и морозы до 40 градусов и ниже. В декабре-январе — полярная ночь, в мае-июне — полярный день. Период сумеречных, белых и солнечных ночей длится почти полгода.

До полярного круга отсюда всего 100 километров. Здесь проходит граница между тайгой и тундрой. Монастырь расположен у слияния двух рек: Енисея, самой полноводной реки нашего Отечества, и Нижней Тунгуски. Раньше до монастыря проще всего было добраться летом — по этим рекам, зимой — на санях по льду. Постоянно чувствуется студеное дыхание могучего соседа — Ледовитого океана.

В 30 километрах к северу от монастыря расположен острог Туруханский на реке Турухан — притоке Енисея. Острог, основанный в 1607 году, называли также Новой Мангазеей, позднее Старым Туруханском. Именно его жители подали челобитную царю Алексею Михайловичу об основании монастыря. В 1782 году Туруханск стал уездным городом Томской губернии. 17 марта 1785 года высочайше утвержден герб Туруханска: «В верхней части щита — герб Тобольский, в нижней части в зеленом поле — серебряный песец, потому что оного округа песцы наилучшими считаются». Местность вокруг обители слабо населенная: население Туруханска в 1897 году составляло 200 человек, в 1989 году — 8,9 тысячи.

Трагическая кончина святого Василия Мангазейского — следствие неблагополучия в самом русском обществе. За отказ покинуть храм для мирских попечений во время пасхальной службы глубоко верующий отрок был забит до смерти корыстолюбивым хозяином. Найденное позднее тело убитого оказалось нетленным, у святых мощей начались чудотворения. По благословению архиепископа Симеона основывается монастырь, в который переносят мощи святого мученика. Мангазея же вскоре сгорает дотла. Жизнь навсегда покинула селение, в котором было совершено злодеяние.

Обычаи, психология аборигенов, занимающихся оленеводством, рыболовством, собирательством, охотой на пушного зверя, сильно отличаются от традиций русского православного мира. Но именно русские православные люди сохранили эти племена от исчезновения. Не так поступали католики-испанцы и протестанты-англичане, осуществившие геноцид коренного населения в Центральной и Северной Америке.

Троицкий монастырь стал миссионерским. По молитвам святому мученику Василию происходило множество исцелений, в том числе и среди аборигенов. Местные жители, пребывавшие до прихода русских во тьме шаманизма, делали из этого правильные выводы.

Первый игумен Туруханского Свято-Троицкого монастыря — иеромонах Тихон (в миру Тимофей), уроженец Великого Устюга, названный Строителем, — в Енисейск пришел юношей. В Енисейском монастыре он принял монашеский постриг и в возрасте 43 лет испросил благословение на пустынножительство. Вскоре к келье подвижника потянулись христиане, ищущие монашеского подвига, в том числе Дионисий, будущий верный соработник Тихона Строителя. По желанию братии иеромонах Тихон стал игуменом Свято-Троицкой обители.

Епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев) — первый издатель рукописи жития святого Василия Мангазейского — в 1864 году писал о Тихоне Строителе как о преподобном. При Туруханском Свято-Троицком монастыре была открыта первая православная школа для детей коренных жителей. Насельники монастыря совершали миссионерские богослужения и в переносной церкви в Эвенкии, где не было ни одного православного храма.

Обитель материально бедствовала. В начале XX века монастырь вынужден был сдавать в аренду политическим ссыльным монашеские кельи, в которых вольготно и сытно жило почти не охраняемое уголовное сообщество будущих палачей Церкви и русского народа.

В 1917 году монастырь превратился из мужского в женский. В 1924 г. в Туруханск сослали знаменитого хирурга святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Он служил, проповедовал в монастырском храме и работал в городской больнице. После знакомства со святителем уклонившийся по неведению в обновленческий раскол настоятель храма иерей Иоанн (Римша) покаялся в своих заблуждениях и впоследствии принял мученическую кончину за веру Христову.

Литургическая жизнь в Троицком храме продолжалась до 1933 года, когда на этом святом месте воцарилась мерзость запустения на последующие 62 года. Раку с мощами святого мученика Василия Мангазейского вскрыли, честные останки святого осквернили. Троицкий храм превратили в склад. В 1930-е годы в многотысячном потоке ссыльных здесь побывали прославленные в лике святых, в сонме новомучеников и исповедников Российских епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) и митрополит Ярославский Кирилл (Смирнов).

В 1991 году в помещении Свято-Троицкого монастыря возродилась богослужебная жизнь. В 1994 году здесь возникло самое северное сестричество, названное в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1996 году определением Священного Синода был снова открыт Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь. С 1996 года наместником монастыря является игумен Агафангел. В сентябре 1997 году произошло новое обретение мощей святого мученика Василия Мангазейского, сопровождавшееся многочисленными исцелениями верующих. В январе 2004 года завершилась реставрация Троицкого храма, на солее которого были помещены мощи святого в новой раке, изготовленной в Красноярске по описанию в одной из поздних редакций жития. Большинство икон в Троицком храме — современного письма. В 2000 году жители Норильска подарили монастырю в честь 340-летнего юбилея обители большой храмовый образ Живоначальной Троицы. Часть икон сохранилась с дореволюционных времен у благочестивых жителей Туруханска, например, обновившаяся при возвращении в храм икона Нерукотворного Спаса, Тихвинский образ Богоматери.

В притворе Благовещенского придела находится фрагмент чугунной надгробной плиты из часовни, возведенной над могилой приснопамятного Тихона Строителя. После разрушения часовни надгробная плита была вмазана в топку печи котельной...

С южной стороны воды Тунгуски размывают берег, так что расстояние между храмом монастыря и обрывом катастрофически быстро сокращается. Необходимы срочные меры для основательного укрепления берега, на что требуются большие средства, которых ни у епархии, ни у Туруханской районной администрации нет.

Насельники монастыря, помимо выполнения основных монастырских послушаний, каждое лето посещают трудно доступные селения Туруханского района: они совершают церковные Таинства, несут слово Божие жителям русского Севера. В монастыре мало труждающихся, паломники сюда приезжают редко. Поэтому внешняя помощь обители крайне необходима...

 

А. С. Бочков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Н.В. Маслов: ГОСУДАРСТВО - ЭТО СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВ
Поздравления
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ МОНАШЕСТВА
Архимандрит Кирилл (Павлов): ОБ ИСТИННОМ ПОСТЕ И О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний: БЫЛИ ЛИ МЫ ПРИМЕРОМ БЛАГОЧЕСТИЯ ДЛЯ ДРУГИХ?
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Гавриил (Зырянов): ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ БОИМСЯ ВЗЯТЬ КРЕСТ?
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.П.Филимонов: СВЕТИЛА НАУКИ У ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
Игумен Петр (Пиголь): ПРОМЫСЛ БОЖИЙ СОЕДИНИЛ ДВУХ ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ
В.М.Вальков: «...ТЕМ БЛИЖЕ К НАМ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ»
А. С. Бочков: В КРАЮ ПОЛЯРНЫХ НОЧЕЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Вопросы читателям
Преподобный Варсонофий Оптинский: ВЕЛИЧИЕ БОГОМАТЕРИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" август 2008 г.
стр. 59
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011