На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: август 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Петр (Пиголь) /кандидат богословия, Игумен, первый проректор РПИ имени апостола Иоанна Богослова, заведующий информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата
Петр (Пиголь)
кандидат богословия
Игумен
первый проректор РПИ имени апостола Иоанна Богослова, заведующий информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Памятная дата

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ СОЕДИНИЛ ДВУХ ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ

Предыдущая Следующая

 

К 130-летию со дня преставления схиигумена Парфения (Агеева)

 

Имя инока, впоследствии схиигумена, Парфения в настоящее время знакомо, пожалуй, только узкому кругу специалистов, занимающихся историей Афона и Русской Православной Церкви.

Во второй половине XIX века отец Парфений был хорошо известен в России как духовный писатель и публицист, пользовавшийся доверием святителя Филарета, митрополита Московского, а также многих церковных и государственных деятелей. Архимандрит Никон (Рождественский; впоследствии архиепископ) дает отцу Парфению следующую характеристику: «Отец Парфений был цельный русский человек: прямодушный, неспособный к тем сделкам с совестью, к каким нередко прибегает рационалист-европеец в вопросах веры и христианской нравственности. Он вырос вне всяких европейских влияний, не учился ни в каких школах и всем своим духовным настроением и литературным развитием обязан не школе, не науке, а той церковности воспитания, которая составляет отличительную черту истинно русского человека». Чудесным и вместе с тем естественным образом Промысл Божий соединил в жизни двух подвижников веры — великого святителя Филарета и простого афонского схимника.

Инок Парфений (в миру Петр Агеев) родился в Молдавии, в городе Яссах, 14 ноября 1806 года и получил домашнее воспитание в купеческой староверческой семье. Душа его с детства тянулась к пустыннической жизни. Он много путешествовал, в 1831 году в Белой Кринице принял иночество с именем Паисий и продолжил свои странствования по святым местам и староверческим монастырям. Убедившись в заблуждении раскола, он вместе со своими единомышленниками присоединился к Православию в монастыре Ворона (в Молдавии).

В 1839 году по своему давнему желанию будущий схиигумен Парфений пошел на Афон. На Святой Горе он поступил в послушание к старцу-духовнику Арсению, одному из немногочисленных в то время русских афонцев, который обладал даром прозорливости и по воле Божией определил дальнейший путь Парфения, препоручив его своему ближайшему ученику монаху Иоанникию (Соломенцову), будущему великому старцу Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму.

В 1840 году старец Арсений на келлии святителя Иоанна Златоуста, где он в то время подвизался, постриг отца Парфения в монашество.

Вместе с отцом Иоанникием, приглашенным игуменом и братией Русского монастыря на жительство в обитель, переселился туда и отец Парфений. Это было осенью 1840 года.

Отец Парфений находился в братии Русского монастыря с 1840-го по 1845 год. В 1841 году отец Парфений принял великую схиму от старцев Пантелеимоновой обители игумена Герасима и духовника Иеронима. В том же году схимонах Парфений был отправлен на послушание в Россию для сбора средств на монастырское строительство.

В 1845 году по благословению своих старцев отец Парфений поехал в Россию, в город Томск, предварительно посетив Иерусалим. Через год он достиг указанного места, испытав многие скорби.

С 1848 года отец Парфений жил в архиерейском доме у владыки Афанасия, который стал его духовным наставником. По его же благословению отец Парфений начал писать свою знаменитую книгу — «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святыя Горы Афонския инока Парфения». Именно эта книга сделала его известным духовным писателем.

В 1854 году отец Парфений написал прошение митрополиту Филарету о принятии его в Гефсиманский скит, где в то время уже подвизались его бывшие одноверцы из Молдавии. Митрополит Филарет принял положительное решение и написал наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, что отец Парфений «может быть полезен для действования на раскольников».

Отец Парфений приехал из Сибири в Москву и 23 августа 1854 года был зачислен насельником Гефсиманского скита, практически же он нес послушание на Троицком Сухаревском подворье Лавры по вразумлению раскольников и обращению их к Православной Церкви. 18 января 1855 года митрополит Филарет рукоположил отца Парфения во иеродиакона, а 23 января того же года — во иеромонаха. Здесь же, на лаврском подворье, отец Парфений начал писать одну из своих самых известных работ — «Книгу о Промысле Божием, как он чрез Православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами». Окончил книгу отец Парфений в Николаевской Берлюковской пустыни, куда он был переведен в 1855 году; с 28 июля 1856-го по апрель 1860 года был строителем пустыни.

Одновременно в 1858 году по Высочайшему повелению и благословению владыки Филарета отец Парфений начал подыскивать место для устройства миссионерского монастыря в раскольничьей местности Гуслицы (Московская губерния).

Владыка Филарет вместе с наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием, имевшим большой опыт воспитания новоначальных иноков, и строителем монастыря отцом Парфением составил положение об устроении будущего общежительного монастыря. 29 декабря 1858 года проект об учреждении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря был Высочайше утвержден. По благословению владыки Филарета 8 февраля 1859 года состоялась закладка краеугольного камня обители. Святитель стал вторым, после Государя Императора, жертвователем на нужды новоустроенной обители, внеся 1500 рублей серебром. Святитель также направлял пожертвования многих богатых московских купцов в Гуслицкую обитель.

24 мая 1859 года совершено освящение храма Успения Божией Матери и новозданного монастыря святителем Филаретом и архиепископом Казанским Афанасием. В 1860 году созидаются подворья обители в Москве и Санкт-Петербурге. В том же году за построение в короткий срок Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря по Высочайшему соизволению отец Парфений был награжден золотым наперсным крестом, который был лично возложен на него митрополитом Филаретом.

В 1863 году иеромонах Парфений был возведен в сан игумена. Будучи настоятелем противораскольнического Гуслицкого монастыря, отец Парфений постоянно подвергался нападкам со стороны раскольников, писавших доносы и причинявших ущерб монастырю. В связи с разбором очередного доноса владыка Филарет обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу А.П. Толстому: «Цель сей выдумки, без сомнения, та, чтобы лишить Парфения доверия начальства и сбить его с поприща, на котором он подвизается против раскола в пользу Православия».

Когда же отца Парфения одолевали помыслы оставить все и уехать на Афон и он открывал это свое желание владыке Филарету, тот обыкновенно молчал, и только однажды вышел из терпения и с негодованием сказал: «Ну, бросим дело Божие, к которому мы призваны: вот и я, глядя на тебя, все оставлю, оставим Церковь Христову на расхищение врагам... Да разве ты чем оскорблен, что хочешь оставить меня, а мне одному что делать без вас?» Это было в 1861 году.

Как заботливый отец, владыка предостерегал от ошибок и поддерживал иеромонаха Парфения и братию при начале устроения нового монастыря: «Если ради Бога благодушно понесете трудности, Бог благословит дело успехом, и тогда, по пророку, прозовешися здатель оград и стопы твоя последи упокоиши...»

Слова владыки пророчески сказались на судьбе отца Парфения, когда после смерти святителя он понес немалые скорби и душевные раны от нового церковного начальства, закончившиеся отстранением его от должности настоятеля Гуслицкого монастыря.

Когда на отца Парфения и обитель появились доносы, владыка Филарет написал ему: «Сколько прискорбно то, что на обитель вашу есть доносы, столько утешительно, что они ложные... Вы подвизаетесь ради Христа, за правую веру Его, за святость Православной Церкви Его...

Обитель ваша требует продолжения вашего подвига для ее утверждения и для принесения ожидаемого от нее плода. Преемнику вашему нужно было бы много труда и времени, чтобы приобрести то значение, которое вы имеете и которое споспешествует дальнейшему вашему подвигу. Укрепитесь надеждою на Бога и благодушествуйте. Охраните себя и смирением. Не много ли сказано, что ваша братия и богослужение образцовые по всей России?»

В следующем письме от 18 декабря 1864 года владыка Филарет наставлял отца Парфения: «Доброе дело, что печетесь о благе обители не только при себе, но и по себе. Впрочем, не на внешние средства опираться должно. Отцы наши утверждали обители на молитве и воздержании, на нищете и труде; и созидались добродетели и добрая слава, и приходила помощь от боголюбивых, принося благословение и дающим, и приемлющим».

Не менее значимым было постоянное внимание владыки Филарета к литературным трудам отца Парфения, которых у него насчитывается около двадцати. К ним относятся, кроме упомянутых выше книг, следующие:

«Торжественник на все Господские и Богородичные праздники» (рукопись была послана в подарок митрополиту Филарету из Сибири);

«Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря»;

«Опровержение "Записки о русском расколе"»;

«Меч духовный на поражение раскольнической апологии»;

«Обличение ответов, данных раскольниками в защиту своего нового, так называемого австрийского священства»;

«Виноград церковный, или свидетельства святых отцев о Святей Соборной и Апостольской воинствующей Христовой Церкви»;

«Вертоград духовный»;

«Вторичное мое странствие во Святый град Иерусалим и Святую Гору Афонскую в 1870-1871 годах»;

«Первые известия о русских в Кульдже и присоединение к России Киргизской степи»;

«Автобиография».

В одном из писем святитель Филарет писал: «По недостатку времени я не довольно ознакомился с вашими последними трудами. Не отлагаю намерения споспешествовать их движению, ознакомясь более». В 1852 году святитель Филарет прочитал рукопись знаменитой книги отца Парфения «Странствия и путешествия». В 1854 году в письме к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию по поводу цензуры этой книги владыка заметил: «Скажите отцу ректору, что если где нужно грамматический состав речи несколько поправить или иное слово неблагообразное заменить более понятным, то хорошо бы сделать цензуру. Но много изменять своеобразную речь отца Парфения не нужно».

Схиигумен Парфений был уволен на покой 30 мая 1872 года, жил в Гефсиманском скиту до 1874 года, затем перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где после тяжелой болезни скончался 17 мая 1878 года.

На жизни как святителя Филарета, так и схиигумена Парфения полностью исполнились слова Евангелия: «Никтоже (убо) светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает: но на свещник возлагает: да входящии видят свет» (Лк. 8, 16).

Оба они были горячими ревнителями истинного Православия, поборниками духовного просвещения, являя своей жизнью образец ревностного служения Богу и назидательный пример для нас, ибо «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» (Евр. 13, 8).

 

Игумен Петр (Пиголь),

первый проректор РПИ имени апостола Иоанна Богослова,

заведующий информационно-издательским сектором

Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата,

кандидат богословия

 


Источник:      Журнал "Русский инок" август 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Н.В. Маслов: ГОСУДАРСТВО - ЭТО СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВ
Поздравления
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ВЫСОКОЕ ПРИЗВАНИЕ МОНАШЕСТВА
Архимандрит Кирилл (Павлов): ОБ ИСТИННОМ ПОСТЕ И О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний: БЫЛИ ЛИ МЫ ПРИМЕРОМ БЛАГОЧЕСТИЯ ДЛЯ ДРУГИХ?
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Преподобный Гавриил (Зырянов): ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ БОИМСЯ ВЗЯТЬ КРЕСТ?
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.П.Филимонов: СВЕТИЛА НАУКИ У ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
Игумен Петр (Пиголь): ПРОМЫСЛ БОЖИЙ СОЕДИНИЛ ДВУХ ПОДВИЖНИКОВ ВЕРЫ
В.М.Вальков: «...ТЕМ БЛИЖЕ К НАМ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕРАПОНТ»
А. С. Бочков: В КРАЮ ПОЛЯРНЫХ НОЧЕЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»
Вопросы читателям
Преподобный Варсонофий Оптинский: ВЕЛИЧИЕ БОГОМАТЕРИ


Публикация:
Журнал "Русский инок" август 2008 г.
стр. 45
08.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011