На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Егорова Галина Ивановна /Проректор Московской педагогической академии
Егорова Галина Ивановна
Проректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на конференции Международного педагогического форума «Глинские чтения: Православие в Европе», Варна, 6 сентябра 2007 г.
Также по этой теме:
Митрополит Волоколамский Иларион: Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу Богослов... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Архиепископ Верейский Евгений: Как воспитать хорошего пастыря? Интервью порталу Фонда «Русский мир»
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Все публикации по теме...

Значение девического воспитания в созидании семьи, общества, государства


Большое количество книг, методической литературы, учебных пособий написаны в помощь работникам образования в деле воспитания. Среди этого количества литературы есть книга, на обложке которой изображена милая, скромная русская девушка 19 века. Книга называется «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Эта тема, написанная в 19 веке, раскрывает огромное значение правильного воспитания девушек. Хочу зачитать цитату из этой книги: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу… Когда же женщина не исполняет свой долг, тогда в семействах нарушается порядок, целое распадается на части, отец восстает против сына, сын против отца, брат против брата; и все взаимно разрушают свою честь и достояние. Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. К таким последствиям приводит разнузданность женщин». Эти справедливые слова принадлежат известному Глинскому старцу 19 века иеромонаху Порфирию (Левашову).

Одаренный талантом слова, иеромонах Порфирий (Левашов) известен как замечательный нравоучитель и публицист. В духовном журнале “Странник” в 19 веке были опубликованы многие его статьи. В деле укрепления государственности, нравственных устоев общества отец Порфирий особое внимание обращал на воспитание девиц и в 1866 году написал книгу «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

В этой статье о. Порфирий прежде всего обращает внимание на то, что неправильное воспитание девочек и девушек располагает их к безнравственности, праздности, рассеянности, легкомыслию и неразлучной с ними расточительности. Оттого девицы на новом (то есть супружеском) поприще жизни, более суровой и трудной, чем она представлялась им в воображении, мало способны к домашним занятиям и радостям семейным: они и сами тяготятся своим положением, и другим бывают в тягость. Оттого супружеская жизнь и теряет свою цену: человек молодой по многим соображениям признает более выгодным оставаться холостым, чем вступать в обязательства брачные. И что выходит из этого? — Позор и бесславие обществ!..

В самом деле, сколько расторгается браков, сколько гибнет девиц, сколько уродуется людей из-за беспечной и разгульной жизни, сколько появляется сирот, отверженных матерями, и сколько младенцев истребляется в самом зародыше! Такой повсеместный разлив зла заставляет обратить особое внимание на воспитании девиц в духе истинно христианском.

И мы, преподаватели, воспитатели прекрасно видят, что именно в школе, как ни в одной другой области жизни, сконцентрировались созидательные и разрушительные явления нашей жизни. В этих явлениях, в понятиях добра и зла нужно помочь девочке, девушке правильно разобраться. Детям надо говорить правду. Кто как ни семья, учителя могут и должны сделать все, чтобы помочь ребенку не потеряться в этом мире, понять его и свое предназначение в нем. Потому что, несмотря на, порой, внешне несуразный вид современных детей, обвешенных телефонами и проводами, у них — добрые и чистые сердца. И если сегодня мы не успеем, войти в души наших детей с добром, то завтра мы будем жить в другом мире, наполненным темными красками.

 

Изучая историю, читая с ребятами литературные произведения, проводя внеклассные мероприятий, мы можем знакомить учащихся с такой важной, серьезной и очень своевременной темой, как нравственная красота души, красота внутренняя и внешняя, взаимоотношения в семье.

Современные, наши дети в своих сочинениях пишут, что в наше время очень часто встречаются девушки и женщины, обладающие такими качествами, которые их не украшают, а именно: пьют, курят, принимают наркотики, общаются ради денег и подарков, ругаются нецензурными словами, не уважают родителей и старших, пренебрегают собственным духовным развитием. Бывают развязными, невежественными, распущенными, безразличными к своим детям, легкомысленно одетыми, интересующимся только своей внешностью. Краткий отрицательный портрет современной девушки: «размалеванная девчонка с пивом в руке и сигаретой во рту». Это реальный нынешний портрет.

Но подобный портрет мы читаем и в сочинениях иеромонах Порфирий, в которых он пишет о падении нравов в середине XIX века в России и ослаблении христианского воспитания девиц. Главные эпитеты, которыми пользуется иеромонах Порфирий, описывая девушку с высшего света, следующие: неблагочестивая, склонная к развлечениям, театрам, танцам, нарядам, склонная к чтению безнравственных книг, мало способная к домашним занятиям и радостям семейным, беспечная, разгульная, дерзкая, гордая, расточительная, разнузданная. Иеромонах Порфирий провидел, что потеря христианского воспитания девиц может привести к семейным смутам.

Беседуя с ребятами, задаем вопрос: Какой бы вы хотели видеть современную девушку? — многие юноши назвали такие качества, как: умная, красивая, справедливая, добрая, внимательная, чистая, общительная, самоотверженная, независимая, женственная, чуткая, преданная любимому человеку, хозяйственная, аккуратная.

Зачитаю несколько выдержек из сочинений детей: «идеал женщины издавна был в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага и каждая девушка должна понимать это и готовить себя к этому», и другая выдержка «Девушка - прежде всего мать, которая должна воспитывать своих детей и согревать семейный очаг. К сожалению, в наше время очень мало таких девушек, они сначала делают свою карьеру, о детях не думают».

Читаем с учащимися цитаты из книги “О воспитании девиц в духе истинно христианском”, где отец Порфирий в пишет, что ничто так не возвышает женщину как благочестие - признак духовно живущего человека. Наружная красота стареет и блекнет, а благочестие облекает жену в красоту неувядаемую. Путь благочестия - узкий путь. Это путь смирения, послушания, терпения, кротости. Широкий путь - путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия. Признаком благочестия является любовь, удаление от соблазнов мира сего. Жена благочестивая - трудолюбива, скромна, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу - верная спутница. Мир прекрасен, в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу. Если женщина забывает об этом, тогда в семьях нарушается порядок». Эти строки, написанные почти полтора века назад, очень близки и нам.

Какая должна быть дисциплина при воспитании девушек? На этот вопрос старец Порфирий отвечает: Чтобы сохранить в девицах чистоту ума и сердца и воспитать в них благочестивые чувства, необходи­мо устранять их взо­ры от нелепых представлений, стараться, чтобы до их слуха не доходило ничто безнравственное, поддерживая в них скромность и простоту. Одним словом, необходимо устранять все слу­чаи и поводы, служащие им к соблазну. Нынешняя педа­гогика больше направляет детей к свободному познаванию миру. Потому-то она и не стережет детей так строго, как стерегли их древние, но предоставляет им опытно познавать себя, вводит их преждевременно в борьбу с соблаз­нами, чтобы самою борьбою с ними развить и укрепить духовные и нравственные силы их. Но не опасна ли та­кая попытка?

Если и в зрелом возрасте человек с большой твердостью противостоит искушениям, то как полагаться в этом на возраст юный, ни в чем не искусив­шийся и ко всему доверчивый? Дети еще прежде, чем на­чинают сознавать себя, подвергаются действиям соблаз­на; так что, когда приходит сознание, они бывают уже наполовину испорчены.

В самой природе устроено так — чем неж­нее и благороднее плод, тем заботливее он укрывается и защищается. Возьмите, например, пшеничное зерно: ма­ло того, что оно повито плевою, ему служит еще охране­нием колючее остие, чтобы ни птицы не похитили, ни солнечный зной не опалял его. Все произведения приро­ды родятся и воспитываются в неведомой тайне. Тайна — едва ли не первое условие их совершенства. Алмаз не был бы таким, если бы природа не заключила его в под­земные свои тайники: там он оседает, крепнет, кристал­лизуется и становится пригоден для высоких потребнос­тей. Таково-то должно быть и воспитание девиц.

Девицы, чем неразлучнее с семейным своим кругом, чем удаленнее от этих блестящих сцен света, чем в боль­шей простоте сердца возрастают, без всяких притязаний на искусство нравиться, тем они прекраснее, тем невиннее и, следственно, тем счастливее и для общества полезнее.

И еще одним даром, преимуществом природа наделила женщин пред мужчинами — стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борь­бу с искушениями.

"Будь стыдлива не пред другими только, но и пред са­мой собою! — учат старца. Итак, стыдливость несправедливо при­нимают в девушках за признак их необразованности: это естественное свойство девической скромности и чистоты. Преблагословенная Дева Мария, услышав поздравление от Ангела, смутилась, приняв его за обыкновенного муж­чину, и от стыдливости не могла ни отвечать ему взаим­ным приветствием, ни сказать что-либо, прежде чем уз­нала, что видит пред собою небесного благовестника. Ка­кой многозначащий урок для девушек!

И еще одну цитату из книги иеромонаха Порфирия хочу привести: «Нынешнее воспитание девиц направлено, главным образом, на развитие в них способности нравиться. Наряды становятся вульгарными, порочными, принося вред душе и телу. А меняя национальную свою одежду на иноземную, вы как будто переноситесь в чужой свет, вы подчиняетесь иноплеменному вкусу и образу мыслей. Этот процесс приспособления к иноземному приведет вас далее - к стремлению к другому образу жизни. Потому то в истории народов за незначительными в начале нововведениями или изменениями почти всегда следовали великие перевороты».

Непонятно, скажут, каким образом иностранная одеж­да может иметь влияние на нравственное чувство. — Ответ читаем в книге старца Порфирия. — Символический язык доступен нам, как и членораздель­ный. Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».

Нужно ли говорить о стиле одежды? Да, об этом необходимо говорить, потому что проблема одежды имеет непосредственное отношение к вопросам веры, внутренней красоте. Одежда – это то, что имеет каждый человек. Это вещественное, внешнее начало проникает всюду. Старец Порфирий пишет: «Вот и наряды, которыми девицы особенно занимаются и которые кажутся безвредными, невольно располагают их к помыслам искусительным и мало-пома­лу ослабляют чувство скромности».

Агрессивная мода, культивирующая всевозможные грехи, все более вытесняет традиционную национальную культуру одежды и становится средством формирования новой морали, бросающей вызов христианским ценностям.

Учителям и воспитателям важно сознавать эти тревожные тенденции и противостоять им в своей просветительской деятельности, раскрывая истинную красоту и целомудрие нашего традиционного стиля одежды.

Стиль одежды в жизни человечества имеет свою историю и прошел ряд этапов.

На протяжении многих столетий человеком в его отношении к одежде руководил страх Божий. В основе стиля одежды лежали нравственные установки, основанные на Библейских заповедях. Целомудренный стиль призван был не только свидетельствовать о внутреннем отвержении от греха человека, носящего такую одежду, но и подавать пример такого же отвержения для окружающих.

И впоследствии начался процесс отрыва внешнего от внутреннего. Это стало причиной того, что стиль одежды подчинялся страстям и похотям, и призван был разжигать страсти и похоти в других.

Утративший связь с христианской моралью и исполненный искушений новый секулярный стиль одежды, получив широкое распространение, стал активно воздействовать на душу человека, растлевая ее. Одежда стала культом, идолом, внешнее неуклонно подчиняло себе внутреннее, заставляя душу отказаться от веры, забыть ее и даже бросить ей вызов.

И надо запомнить слова старца Порфирия: «Костюмы - вещи бездушные, часто уродливые и бессмысленные — сильно действуют на душу».

Христианское воспитание девушки, по словам старца Порфирия, предполагает воспитание в ней качеств, заложенных самой природой в женщине, ведущей к естественному предназначению ее — жить для счастья семьи, всегда и во всем быть верной своему долгу, быть мудрой и доброй хранительницей дома и семьи. Это достигается через воспитание самого лучшего украшения девушки и верного залога будущего его счастья - невинности, чистоты души и помыслов, трудолюбия и терпения, на высоких нравственных, национальных и духовных традициях и обычаях страны, где ей суждено было родиться: Потому-то и следует готовить девушек с детства ко всем положениям жизни, чтобы они умели жить и в скудости, и в изобилии, и в счастье, и в обстоятельствах неблагоприятных. В этом-то и состоит вся важность христианского воспитания. Мы только должны помнить, что возврат к христианскому воспитанию девушек — дело не одного десятилетия. Многие годы женщине внушали идеи равноправия и карьеры. Сменить этот стереотип будет не легко, но с Божьей помощью и нашими трудами, каждого - на своем месте, это возможно! И результаты видны уже сейчас. Многие жены становятся домохозяйками и воспитывают своих детей в христианских традициях. Ведь все великие люди моральными своими доблестями были обязаны высокому благочестию матерей. А сколько примеров святых жен и добрых благочестивых женщин всех времен! Сколько их вокруг нас сейчас! О них надо говорить детям и молодёжи, на их примерах учить строить крепкую, надёжную семью — основу всякого государства.

В своем докладе мне хочется прочитать отчет-рассказ о фрагменте урока в 9 классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», проведенного учителем литературы Богачевой Татьяной Николаевной. Работа идет по последней, 8 главе. Уже многое сказано о Татьяне, о ее способности к великой и самоотверженной любви к Онегину, видевшему в мире только себя. Он, для кого главный закон жизни — это закон хотения, закон угождения своему «я», поражен «законодательницей бала» — Татьяной, прежней «уездной барышней», отвергнутой им несколько лет назад. «Ужель та самая Татьяна?» — недоумевает Онегин. Впервые что-то шевельнулось в его «холодной и ленивой» душе. Что же видит столичный повеса?

 

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

 

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале, и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

 

Но обращаюсь к нашей даме.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы;

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

 

Чем поражен Онегин? Что явилось причиной оцепенения этого «москвича в Гарольдовом плаще», страдающего от «несовершенства мира»? Размышляя над поставленными вопросами, находим с детьми разгадку: «Все просто. Онегин впервые в жизни увидел истинную женскую красоту».

Оказывается, настоящая красота не хочет никого привлекать, в противном случае она приобретает элемент вульгарности, фальши. «Красота естественна, а всякое украшение от дьявола», — читаем в «Симфонии».

Действительно, Пушкин не обращает внимание на внешность своей героини. Какого роста была Татьяна — высокая, статная, крепкая? Какие у нее волосы, глаза? Мы этого не знаем. Известно лишь, что никто не мог бы назвать ее прекрасной: во внешности героини не было ничего, что могло бы быть сопоставлено со светской красотой ослепительной «Нины Воронской», все-таки не затмившей естественность и душевную чистоту «милой Татьяны».

Напоминаю своим воспитанницам, что еще апостол Павел высказывал желание, чтобы «жены, одевались пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами».

Любимая героиня Пушкина была в этом отношении совершенно беспечна. Она просто не делает глупого. «Нехолодно, неговорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей…»

«Денди лондонский», Онегин видел и красавиц, и красоток, но здесь, впервые увидев настоящую красоту, поразившую его своей естественностью и чистотой, он стал, «будто поверженный громом».

Так, обсуждая на уроке лишь небольшой фрагмент из литературного произведения, мы пришли к осознанию важного понятия — «красота», в основе которого — красота духовная. Как же посветлели лица тех девочек в классе, которые считали себя «замарашками», и каким свежим взглядом посмотрели на себя те, кто старался привлекать, хотел нравиться, понимая теперь, что это вовсе не значит быть красивой.

 

Заключение

И в заключении хочу прочитать совет отца Порфирия: Отцы и матери, учителя! Запечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию, что эти добродетели наилучший дар, который они должны неког­да принести женихам своим. Есть возможность им поте­рять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеря­ют они того, что собрано и хранится в собственных ду­шах их. Положите же для себя правилом — воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всей осмотрительностью, как драгоценные залоги народного благоден­ствия. Пускай они растут и красуются под вашим кро­вом, в невинной простоте: и на родной почве, питаясь чистыми стихиями жизни благочестивой и коренных рус­ских обычаев, без примеси стихий иноземных. Огражда­емые страхом Божиим, они созреют и принесут плоды, достойные вашего попечения.




Также у этого автора:
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011