На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

ЗДЕСЬ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО УТЕШИТЬ, НО И ВЫЛЕЧИТЬ

Предыдущая Следующая

 

Служение насельниц Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Московской епархии (город Коломна) не ограничивается молитвенной жизнью. Одна из важнейших забот обители — помощь больным людям. В монастыре создан и действует медицинский центр во имя святой блаженной Ксении Петербургской. По благословению игумений монастыря матушки Ксении (Зайцевой) наш корреспондент побеседовала о его работе с насельницей обители сестрой Екатериной.

 

Как был создан медицинский центр при Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре?

— Медицинский центр возник вскоре после возобновления в обители монашеской жизни. Среди первых насельниц монастыря были медики — врачи и медицинские сестры. Вначале лечили только своих, а потом матушка Ксения благословила принимать и других людей: местных жителей, прихожан монастырского храма, паломников. Так и образовался наш центр.

До революции при больших монастырях существовали лечебницы. Они были настолько значительными, что на их освящении присутствовали члены царской фамилии. Сейчас традиция лечения в монастырях возрождается.

Наш медицинский центр создавался при деятельном участии коломенских врачей, в частности, Н.П. Хляпп, которой уже нет с нами. Она была главным врачом онкологического отделения центральной районной больницы в Коломне, человеком в высшей степени бескорыстным, забывавшим о себе ради ближних. Н.П. Хляпп оперировала тяжелобольных. Придя впервые в наш монастырь, она увидела икону Божией Матери «Взыскание погибших». В то время в ее жизни были трудные испытания. Вдруг она почувствовала, что на нее Кто-то смотрит. Она подняла глаза, увидела лик Божией Матери и почувствовала небывалое до этого утешение. Врач настолько прониклась этим благодатным состоянием, что вскоре устроила в своем больничном отделении молитвенную комнату. И по сей день в ней служат молебны. Сюда могут прийти помолиться больные и их родственники. Матушка-настоятельница создала в ней библиотечку православных книг.

 

Взаимодействует ли медицинский центр вашего монастыря с другими подобными организациями?

— Пять лет назад в нашем монастыре проводилась конференция, в которой участвовали монашествующие, священнослужители, православные врачи. Представители нашего медицинского центра были приглашены на конференцию, организованную обществом православных врачей в Санкт-Петербурге. Обе конференции были посвящены вопросам медицины с точки зрения Православия, в частности, проблемам биомедицинской этики.

На конференции, проводившейся в нашем монастыре, была высказана идея о создании общества православных врачей. Разработали устав общества и дали ему название во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Так было создано Православное медицинское общество города Коломны.

Осенью прошлого года в Ново-Голутвином монастыре состоялся первый съезд православных врачей. Среди его участников были специалисты в области медицины с мировым именем. С тех пор такие съезды проводятся в нашем монастыре ежемесячно. Приезжают ученые из Московской медицинской академии имени Сеченова, ведущих клиник Москвы. На них поднимаются острые вопросы нашего времени. Важно, что общество православных врачей создано при монастыре, благодаря чему осуществляется духовное руководство теоретической и практической деятельностью медицинских работников. Матушка-игумения присутствует на этих съездах и дает православную оценку возникающим проблемам.

При создании общества выяснилось, что православным врачам необходим свой печатный орган. Мы стали издавать газету «Медицинский вестник», вышло более 60 номеров.

 

Какое значение для врача имеет его личное религиозное чувство?

— В основе лечения должна быть нравственная позиция врача. Страшно, если врач халатно, без души относится к больному. Матушка Ксения говорит, что в каждом из нас заложено религиозное чувство и что врач, не развивающий религиозного чувства, наносит ущерб своей душе и не использует свой талант в полной мере.

 

Как осуществляется прием больных в вашем центре?

— Мы ведем прием мирян по субботам и воскресеньям. На больного заводится карточка, в которую мы вносим всю информацию о течении болезни. Матушка Ксения проявляет особую заботу о наших старушках-прихожанках, за здоровьем которых мы ведем постоянное наблюдение.

Прием ведут инокини монастыря — специалисты в области терапии, невропатологии, гомеопатии. Наши врачи самостоятельно проводят экстренные исследования: снимают электрокардиограмму, делают экспресс-анализ содержания гемоглобина и сахара в крови, выявляют другие показатели, что облегчает постановку диагноза.

Бывают случаи, когда необходимо получить консультацию специалиста узкого профиля. Тогда мы направляем больного к определенному врачу, следим за процессом лечения. Если лечение стационарное, навещаем пациента в больнице. После выписки мы по благословению матушки-настоятельницы навещаем его на дому.

 

Каковы методы лечения, применяемые в вашем центре?

— Методы лечения, которыми пользуются врачи, самые разнообразные: аллопатические и гомеопатические средства, фитотерапия. Мы не назначаем антибиотики, если есть возможность без них обойтись.

 

Обращаются ли к вам для консультаций?

— Конечно. Например, в зимний период часто спрашивают, надо ли делать прививку от гриппа. Мы разъясняем, во-первых, что не каждый человек может перенести ее без негативных последствий для организма, а во-вторых, что действие прививки начинается только через три месяца после вакцинации, во время эпидемии ее делать бессмысленно. Недавно был случай, когда прививка вызвала сильную аллергию у пожилой женщины, чуть ли смертельно опасную. Спрашивают, также, как лечить грипп. Мы предлагаем разнообразные народные средства, потому что прием антибиотиков во время гриппа не дает никакого лечебного эффекта.

 

Почему у людей возникает потребность обратиться за помощью в медицинский центр, действующий именно при монастыре?

— Вопросы духовного и телесного здоровья подчас сопряжены. Монастырь — духовная лечебница. Но как хорошо, что в обители не только утешают больных, но и оказывают им практическую медицинскую помощь.

Например, к нам обращаются люди, которые только встали на путь воцерковления. В большинстве случаев они уже попробовали разные виды лечения, но безуспешно. Они еще не знают, что болезнь может быть следствием греха, но сердце подсказывает, что им нужна духовная опора в лечении. Они рассказывают о своей болезни врачу, принявшему монашество, делятся своими душевными сомнениями. И им остается только шаг, чтобы обратиться за помощью к Церкви, к Ее святым Таинствам Покаяния, Елеосвящения, Причащения. В часы приема у нас в монастыре пребывает священник, который может побеседовать с человеком, принять исповедь. У нас составлены памятки по вопросам, с которыми чаще всего обращаются: например, как креститься, исповедоваться.

Также в медицинский центр обращаются воцерковленные люди, понимающие, как важно доверить свое здоровье врачу, который лечит по благословению и с упованием на помощь Божию. В сердце человека рождается вера в возможность выздоровления. Хорошо, когда человек молится о враче, чтобы Господь его вразумил.

 

Какое место в жизни христианина, на Ваш взгляд, должна занимать забота о здоровье?

— Я думаю, значительное. Тело человека — это храм души. Неверно, если человек не следит за своим здоровьем: ест, спит, одевается беспорядочно, он неминуемо заболевает и не может послужить ни Богу, ни людям. Однако когда забота о телесном здоровье преобладает над попечением о духовном состоянии души, это тоже неправильно.

На одном из наших съездов матушка игумения напомнила, что человек двусоставен, у него есть и душа, и тело. Если душа заражена грехом, то состояние души сказывается и на телесном здоровье. И будет разумно, если человек с рассуждением относится к своим болезням, доверяет себя Промыслу Божию и благодарит Бога за все. Но нужно понимать, что забота о состоянии души — это забота Церкви, врач может только посоветовать больному обратиться к священнику.

 

Были ли на Вашей памяти случаи чудесных исцелений среди пациентов медицинского центра?

— Да. Вот один из таких случаев. У одной женщины обнаружили раковые клетки. В ее душе тем временем происходили изменения, она искренне каялась, причащалась Святых Христовых Тайн. Наступило время операции, в ходе которой выяснилось, что опухоль стала доброкачественной, то есть все раковые клетки уничтожились. Господь совершил чудо исцеления.

 

Некоторые православные считают, что к врачам обращаться не надо.

— На мой взгляд, это неверно. Нужно лечиться. Господь посетил болезнью, Господь дал и врача. Главное — иметь надежду на помощь Божию. Святитель Тихон Задонский пишет: «Надежда здравия оживляет больного».

 

Беседовала Н.А. Свердлова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Н.В. Маслов: СИЛА ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВСЯ ИХ ЖИЗНЬ БЫЛА НЕПРЕСТАННЫМ ПОДВИГОМ
Святейший Патриарх Алексий II: ВАЛААМСКАЯ ОБИТЕЛЬ ОБРЕТАЕТ БЫЛОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ
В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: «УКРАШЕНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Преподобный Амвросий Оптинский: О ТОМ, СКОЛЬКО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ И СКОЛЬКО О ДУШЕ
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий: БАТЮШКА СТЯЖАЛ БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.М. Вальков: ПОЯС «ВСЕРОССИЙСКОГО БАТЮШКИ»
В.О. Ключевский: ИЗМЕНЯЛОСЬ НАПРАВЛЕНИЕ УМОВ
В ОБИТЕЛИ НА БЕЛЫХ ПЕСКАХ
Н.А. Свердлова: ЗДЕСЬ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО УТЕШИТЬ, НО И ВЫЛЕЧИТЬ
Игумен Филипп (Новиков): «ВАЖНО ОТОГРЕТЬ ДУШУ РЕБЕНКА»
«УСЛЫШАЛ ГОСПОДЬ МОЛИТВУ ПРЕПОДОБНОГО»
ПРИЗВАНИЕ
Вопросы читателям
Монах Аристоклий: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль 2008 г.
стр. 55
07.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011