На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Амвросий Оптинский /Святой, Преподобный,
Амвросий Оптинский
Святой
Преподобный


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

О ТОМ, СКОЛЬКО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ И СКОЛЬКО О ДУШЕ

Предыдущая Следующая

 

Преподобный Амвросий Оптинский

 

(Письма духовным чадам)

 

В Евангелии сказано: «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщемит душу свою?» (Мк. 8, 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный гроб, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению телу посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую и своею ежегодною, но часто лицемерною исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.

Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.

Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме и не ищут никакого врача душ или избирают врача незнакомого и неопытного и скрывают перед ним то, что уже известно и небу и аду и чем они сами хвастают в обществах.

Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.

Так мы не знаем достоинства души своей и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.

Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? У нас же большею частию забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных.

Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.

Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее и пещися о едином на потребу спасении душ наших.

 

Удобства монашеской жизни

11 января 1879 г.

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в добром. Третьего января кратко я писал тебе, что Евангельское учение нисколько не отличается от монастырской жизни; и в мире живущие имеют одно лишь исключение относительно супружества. Но о супружных святой Иоанн Лествичник пишет, что они подобны людям, у которых оковы на руках и на ногах. Хотя и такие могут шествовать путем благочестия, но с неудобством, так как часто претыкаются и от сего преткновения язвы приемлют. Бессупружная же и особенно монашеская жизнь боле удобства подает к исполнению Евангельского учения. Для сего она и установлена святыми отцами.

Ты теперь находишься на середине, между миром и монашеством. А средняя мера везде и во всем одобряется и тебе, как по воспитанию и слабому здоровью, во многом прилична; только старайся жить по Евангельским заповедям Господним и прежде всего никого ни о чем не судить, чтобы и самой несудимой быть. Теперь ты сама на самом опыте видишь, насколько неудобно устраивать новые дела. Ты прежде думала, что только стоит распорядиться и приказать; а теперь на самом деле видишь, что многое приходится поправлять и переправлять, а для этого потребно и немалое время, и немалое терпение, и немалые расходы. Но при сем тебе повторяю, что не раз тебе говорил, что одна спасающаяся душа дороже вещей целого мира, как ломающихся, так и переменяющихся. Мир тебе!

 

Мир души — в смиренном терпении

31 декабря 1880 г.

Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: «В терпении вашем стяжите души ваша», и «Претерпевши до конца, той спасен будет»; чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится или постыдится.

Ты и в прежних письмах писала и в последнем от 20 декабря пишешь тоже, что согласна бы жить в N, если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: «В мире скорбни будете». Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди Апостола, глаголющего: «Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога» (1 Кор. 4, 5). Я верую и надеюсь, что NN сведет свои концы как следует и получит мзду от Господа по своему труду; а ты получишь свое мздовоздаяние за свое благотворение, если боле не будешь принимать душевредных внушений.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Поздравления
Н.В. Маслов: СИЛА ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): ВСЯ ИХ ЖИЗНЬ БЫЛА НЕПРЕСТАННЫМ ПОДВИГОМ
Святейший Патриарх Алексий II: ВАЛААМСКАЯ ОБИТЕЛЬ ОБРЕТАЕТ БЫЛОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ
В.М. Вальков, Н.А. Свердлова: «УКРАШЕНИЕ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Преподобный Амвросий Оптинский: О ТОМ, СКОЛЬКО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ И СКОЛЬКО О ДУШЕ
Архиепископ Феодор (Поздеевский): К ВОПРОСУ О СТРАДАНИЯХ
Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий: БАТЮШКА СТЯЖАЛ БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА
Святитель Василий Великий: Мысли о духовном
В.М. Вальков: ПОЯС «ВСЕРОССИЙСКОГО БАТЮШКИ»
В.О. Ключевский: ИЗМЕНЯЛОСЬ НАПРАВЛЕНИЕ УМОВ
В ОБИТЕЛИ НА БЕЛЫХ ПЕСКАХ
Н.А. Свердлова: ЗДЕСЬ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО УТЕШИТЬ, НО И ВЫЛЕЧИТЬ
Игумен Филипп (Новиков): «ВАЖНО ОТОГРЕТЬ ДУШУ РЕБЕНКА»
«УСЛЫШАЛ ГОСПОДЬ МОЛИТВУ ПРЕПОДОБНОГО»
ПРИЗВАНИЕ
Вопросы читателям
Монах Аристоклий: Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июль 2008 г.
стр. 21
07.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011