На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Вопросы и ответы

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Предыдущая Следующая

Один брат, беседуя со мною, высказал мне свое опасение, как бы ему не заболеть какою-либо злою привычкою, по обстоятельствам, его окружающим. Что ему сказать в предостережение?

— Пусть выучит и всегда памятует сие слово Премудрого: «Прежде неже возглаголеши, увеждь (обдумай. — Ред.)» (Сир. 18, 19), а в пояснение прочти ему из аввы Дорофея следующее: «Потщимся (постараемся. — Ред.) хранить совесть нашу. Не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было малое. От пренебрежения малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь? От этого впадает он в худой навык, и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом приходит в опасность впасть в нечувствие, которое есть болезнь смертоносная для всего существа».

 

 

При врачевании телесных болезней лучшие лекарства суть те, кои, как говорится врачами, радикально действуют; при врачевании душевных недугов какое лечение можно назвать радикальным, корень самый или основу деятельности нашей обновляющим?

— Если, — говорит авва Дорофей, — мы хотим совершенно измениться и освободиться от мира, то научимся отсекать хотения наши и таким образом мало-помалу, с помощью Божиею, достигнем бесстрастия... Можно в короткое время отсечь десять хотений своих — вот как это: положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо, и помысл говорит ему: посмотри туда... а он отвечает помыслу: не хочу смотреть, и отсекает хотение свое, и не смотрит. Или находит празднословящих между собою, и помысл говорит ему: скажи и ты такое-то слово, а он отсекает хотение свое и не говорит. Или говорит ему: пойди, спроси повара, что он варит, а он не идет и отсекает хотение свое и пр. И отсекая таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать ее и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно.

 

«Врачевство духовное, от мира собираемое»

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ШКОЛА ВЕРНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ БРАТСКОЙ ЛЮБВИ
Святитель Ростовский Димитрий: ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ
Митрополит Симон (Новиков): НАША РАДОСТЬ И ИСТОЧНИК РАДОСТИ
Н.А. Свердлова: ЖЕМЧУЖИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси: АЩЕ ХОЩЕШИ ИНОК БЫТИ...
Святитель Московский Филарет: Духовная жизнь
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ ДУХОВНОМУ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: ЭТО ТА САМАЯ ЦЕРКОВЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
О. В. Шангина: ВОРОТА МОНАСТЫРЯ ВЕСЬ ДЕНЬ ОТКРЫТЫ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
Игумен Лука (Головков), Н.А. Свердлова: «ИКОНА - ОКНО В МИР ИНОЙ»
Протоиерей Валентин Бирюков: «ГОСПОДЬ ЗА НАС ЗАСТУПАЕТСЯ»
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопросы читателям
Монахиня Сергия (Клименко): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.
стр. 77
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011