На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: июнь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лука (Головков) /Кандидат богословия, Игумен, Заведующий Иконописной школой при Московской Духовной Академии
Лука (Головков)
Кандидат богословия
Игумен
Заведующий Иконописной школой при Московской Духовной Академии

Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Живя вне мира, служить миру

«ИКОНА - ОКНО В МИР ИНОЙ»

Предыдущая Следующая

 

Интервью с игуменом Лукой (Головковым), заведующим Иконописной школой при Московской Духовной Академии.

Иконописная школа награждена национальной премией «Народное достояние» в номинации «Искусство за нравственное общество» в 2008 году в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя за исключительный вклад в дело возрождения традиций иконописи.

 

— Редакция нашего журнала поздравляет Вас и Вашу школу с вручением премии «Народное достояние». Как Вы восприняли это награждение?

— Награждение Иконописной школы было для нас неожиданным и приятным событием.

 

Каково значение иконы в Церкви?

— Икона — это богословие в красках, это запечатленная молитва. Иконописный образ оказывает огромное влияние на верующих. Икона помогает молиться, помогает ощутить весь мир Православия.

 

Иконописная школа при МДА — одно из самых значительных учебных заведений России в области иконописания. Как строится в ней процесс обучения?

— Иконописная школа — специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев, мастеров лицевого шитья, специалистов по стенописи. Перед школой стоит двуединая задача: с одной стороны, иконописцу необходима духовная подготовка, с другой стороны — профессиональная. Духовная деятельность сопряжена с реальной духовной жизнью, и в продвижении по этому пути неоценимую роль играет Троице-Сергиева Лавра, в стенах которой расположено наше учебное заведение. Постоянное соприкосновение с монашеской жизнью — большое благо, счастье, это толчок к духовному росту.

Чрезвычайно важно, что Иконописная школа создана при Московской Духовной Академии. Систематическое духовное образование наилучшим образом поставлено в Академии и имеет огромную традицию. Преподаватели Московской Духовной Академии и Семинарии ведут занятия в Иконописной школе, корпус богословских предметов также способствует духовной подготовке учащихся.

Не менее важна подготовка по иконописи, подготовка профессиональная. Для Иконописной школы неоценим прежде всего опыт и наследие монахини Иулиании (Соколовой). Она начала работать в Лавре сразу после войны, после того, как снова открылась Лавра. Восстанавливала, реставрировала древние иконописные образцы и писала новые иконы для святой обители.

 

А где училась икононописи сама матушка Иулиания?

— Монахиня Иулиания обучалась иконописанию у реставратора Василия Осиповича Кирикова. Он происходил из семейства потомственных иконописцев. Как и многие специалисты того времени, Василий Осипович изучал древнюю икону, восстанавливал традицию более одухотворенного и радостного и аскетичного древнего письма. Монахиня Иулиания восприняла от своего учителя эту традицию, стала реставратором высочайшей категории. Ей доверили реставрировать иконы работы преподобного Андрея Рублева, находящиеся в Троицком соборе.

Монахиня Иулиания стала замечательным иконописцем, внимательно изучала древние иконы в музеях и частных собраниях.

 

Скажите, пожалуйста, какие темы были наиболее близки монахине Иулиании?

— Монахиня Иулиания любила древнюю икону, в частности, период иконографии XIV —XV века.

Особой темой для нее была тема Собора русских святых, которую она разрабатывала по благословению святителя Ковровского Афанасия. По просьбе владыки Афанасия монахиня Иулиания выполнила прориси русских святых для месяцеслова на полгода. Ею были написаны иконы Соборов Первосвятителей русских, Владимирских, Ярославских святых.

Она была чрезвычайно плодотворным автором. Матушкой написаны иконы в Лавре, в храме Ильи Обыденного в Москве, иконостас в храме в городе Фергане в Средней Азии, где служил отец Борис (Холчев), в храме Святителя Николая на Маросейке.

 

Расскажите, пожалуйста, об истории создания Иконописной школы.

— В конце 50-х годов для учащихся Московской Духовной Академии был открыт иконописный кружок, который вела монахиня Иулиания и который стал основой для Иконописной школы. Ею выработаны методические принципы и приемы в обучении иконописи.

В 1990 году, спустя 9 лет после кончины монахини Иулиании, Священный Синод постановил открыть Иконописную школу. Святейший Патриарх Пимен благословил разместить ее в стенах Троице-Сергиевой Лавры при Московской Духовной Академии. Святейший Патриарх Пимен ценил творчество матушки Иулиании, иконы ее письма были для него дорогим подарком.

 

Как Ваша школа восприняла древнюю традицию иконописания?

— В Иконописной школе трепетно сохраняется тот опыт, то иконописное предание, которое мы заимствовали у монахини Иулиании. Большое внимание уделяется изучению древней иконы, когда создаются списки, копии образа. Учащиеся работают в музеях, в том числе в Церковно-археологическом кабинете при Московской Духовной Академии, в музее «Ризница» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в Третьяковской галерее, в московском Кремле и в музеях других городов России.

Этот опыт внимательного изучения через копирование чрезвычайно важен, потому что через икону художник-иконописец соприкасается с опытом древних иконописцев, видит их глубокое религиозное восприятие, глубину древнего образа и понимает, как это передает художник, с помощью каких приемов, особенностей рисунка, особенностей цветового строя. Репродукция же не передает всецело глубину древней иконы, она что-то неизбежно упускает.

 

Сколько лет Вы возглавляете Иконописную школу? Кем Вы были до этого?

— В 1991 году я окончил Московскую Духовную Академию. Школа уже существовала почти год. На последнем курсе Академии я был назначен помощником заведующего игумена Никона, в настоящее время настоятеля Московского подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. С 1993 года я возглавляю школу.

 

Кто учится в Вашей школе?

— У нас учатся студенты из разных регионов России, из заграницы, кроме того есть и представители других Поместных Церквей. В августе у нас проходят приемные экзамены, как и в Московской Духовной Академии и Семинарии. Конкурс составляет до 10 человек на место.

 

Кто преподает в школе?

— В Иконописной школе преподают ученики монахини Иулиании и ученики ее учеников. Среди них — ее внучатая племянница Л.Н. Алдошина, заведующая Лаврской реставрационной мастерской, с детства обучавшаяся иконописи у матушки; В.А. Ермилов, сергиево-посадский художник, монах Ермоген преподает курс по реставрации икон. В течение многих лет в реставрационной мастерской преподавала ныне почившая Е.С. Чуракова.

Таким образом, основы обучения иконописи, заложенные монахиней Иулианией, ее традиции в иконописании сохраняются в Иконописной школе и по сей день.

 

Необходимы ли академические знания живописи, композиции для иконописца?

— Конечно, поднимать свой художественный уровень, учась в художественной школе или училище, весьма полезно. Такие навыки важны для иконописца. Владение карандашом, кистью, владение многими формальными приемами, умение быстро, легко и верно рисовать помогает в труде иконописца. Но надо понимать, что икона — совсем иное, отличающееся от академических традиций. Монахиня Иулиания говорила, что икона — окно в мир иной. Наверное, можно учить иконописи без занятий светским искусством, но это должен быть очень хороший иконописец, способный использовать еще не отработанные методологии. Поэтому сейчас это почти нереально.

 

В наше время в связи с прославлением сонма новомучеников возникает необходимость создания их образов. Уделяется ли этому внимание в Вашей школе?

— Да, конечно. Но это возможно после изучения написания иконы в целом. Сначала учащиеся пишут образы древних святых, которые либо не были изображены на иконе, либо их образы не дошли до нашего времени.

На старших курсах перед учащимися ставятся более сложные задачи, когда создаются иконы святых нового времени. При этом задании важно, с одной стороны, передать узнаваемость святого, сохранить эту узнаваемость, с другой стороны, не уйти в портретную живопись. Это задача сложная и под силу далеко не всем.

 

Из каких этапов складывается работа над созданием образа новомученика?

— Нужно прочитать и изучить житие святого. Почувствовать его подвиг. Необходимо собрать материал: фотографии, портреты. В некоторых случаях их нет. Тогда могут использоваться какие-то дополнительные материалы: воспоминания об этом святом человеке людей, знавших его, родственников.

Конечно, надо молиться святому, образ которого создаешь. Перед началом иконописания молятся Господу, Богородице и святым: преподобному Алипию Иконописцу, преподобным Андрею Рублеву, Дионисию Глушицкому и другим иконописцам. Сейчас прославлены и святые новомученики-иконописцы. Надо просить помощи у Бога и у них.

 

Что является предметом обучения на старших курсах?

— На четвертом курсе студенты разрабатывают проекты иконостасов. При обучении проектированию обращается внимание на то, что, во-первых, иконостас должен представлять собой ансамбль икон, имеющий единое богословское содержание. Во-вторых, он должен быть высокохудожественным, чтобы через него осуществлялось соприкосновение с высоким, одухотворенным искусством, чтобы воззрение на это искусство возвышало само по себе.

 

Чем занимаются учащиеся в свободное время?

— Во-первых, у них большая нагрузка как у учащихся. С утра, после молитвы и завтрака, они изучают теоретические и практические предметы, которые могут изучаться и после обеда. До ужина у них самостоятельные занятия. Свободного времени немного.

Учащиеся используют его, чтобы впитать богатый опыт, который есть в школе. Они воспринимают традиции школы и у преподавателей, и у старших учащихся, потому что Иконописная школа — не очень большое учебное заведение, в ней учатся около ста человек, и все друг друга более-менее знают.

Во-вторых, учащиеся участвуют и в богослужебной жизни Лавры. Иногда, может быть, чаще, чем предусматривает устав Духовной школы. Самостоятельно изучают богословие, уясняют для себя какие-то вопросы духовной жизни.

Также учащиеся исследуют самым серьезным образом то древнее искусство, которому они посвятили жизнь. Делают небольшие открытия. Вспоминается, как однажды на отделении лицевого шитья и учащиеся, и преподаватели, изучая древнее шитье, поняли, каким образом тот или иной шов осуществлялся. Эти открытия важны для современного лицевого шитья.

Важную роль играет паломничество. В монастырях учащиеся изучают древние образы, фрески. С другой стороны, паломничество помогает почувствовать еще и еще раз дух Православия, духовно обновиться, обратиться к миру Горнему. Это чувство сообщает глубину иконе. Без живого религиозного чувства икона будет мертва. Если нет этого чувства у иконописца, оно не появится и у молящегося перед этой иконой.

 

А к каким святыням вы совершаете поездки?

— Прежде всего поклоняемся лаврским святыням. Все учащиеся Духовных школ припадают с мольбой к Преподобному Сергию и другим Радонежским святым.

Кроме того, учащиеся посещают окрестные обители — Гефсиманский скит, Параклитову пустынь, Зосимову пустынь, Хотьков монастырь, Александровский монастырь, Лукьянцеву пустынь, Киржачский монастырь, Махрищский монастырь, другие монастыри и храмы Московской, Владимирской, Ярославской, Ивановской епархий.

 

Где трудятся выпускники?

— Выпускники Иконописной школы при МДА преподают в различных церковных учебных заведениях. В Свято-Тихоновском университете, в Семинариях, в духовных училищах. Трудятся при епархиях, храмах, монастырях. Например, из наших выпускников состоит Лаврская братская иконописная мастерская. Наши выпускники трудятся в иконописных мастерских на Афоне, на Новом Афоне, при Киржачском женском монастыре, Переславском Никольском монастыре.

 

Беседовала Н.А. Свердлова

 


Источник:      Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
События церковной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ШКОЛА ВЕРНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ БРАТСКОЙ ЛЮБВИ
Святитель Ростовский Димитрий: ЧТОБЫ УСТРОИТЬ НАМ ПУТЬ К НЕБУ
Митрополит Симон (Новиков): НАША РАДОСТЬ И ИСТОЧНИК РАДОСТИ
Н.А. Свердлова: ЖЕМЧУЖИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси: АЩЕ ХОЩЕШИ ИНОК БЫТИ...
Святитель Московский Филарет: Духовная жизнь
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ ДУХОВНОМУ»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: ЭТО ТА САМАЯ ЦЕРКОВЬ
Священноисповедник архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): НАУКА ПРИВОДИТ К РЕЛИГИИ
О. В. Шангина: ВОРОТА МОНАСТЫРЯ ВЕСЬ ДЕНЬ ОТКРЫТЫ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЭТОТ ЛИСТОК ОТКРЫЛ ВСЮ МОЮ ДУШУ»
Игумен Лука (Головков), Н.А. Свердлова: «ИКОНА - ОКНО В МИР ИНОЙ»
Протоиерей Валентин Бирюков: «ГОСПОДЬ ЗА НАС ЗАСТУПАЕТСЯ»
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Вопросы читателям
Монахиня Сергия (Клименко): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" июнь 2008 г.
стр. 63
06.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011