На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Из творений


Работы этого автора

Также по этой теме:
Для чего и как молиться (о мытаре и фарисее)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и чуде (О чудесном умножении хлебов)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Как «отворить» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О Небесном и земном («Ищите же прежде Царства Божия...»)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О следовании за Христом (О первых и последних)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Все публикации по теме...

О злых виноградарях


Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. XXI, 33-42).

 

Воскресные проповеди

Притча о злых виноградарях

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Как страшно бывает священнику, когда он обращается к Божиему народу, к людям, которых так возлюбил Господь, что Свою жизнь отдал для них, – с этими словами. Как страшно, что он, священник, такой же хрупкий, слабый, как и все, говорит во имя Отца, и Сына Его, и Святого Его Духа! И с каким трепетом собираешь свои мысли, чтобы ни одной мысли не было такой, какой не мог бы выразить или принять Сам Господь.

С этим трепетом я снова обращаюсь с проповедью к вам. Мы находимся сейчас в свете Успения Божией Матери; и сегодня день Воскресения Господня. Эти два события связаны между собой неразлучно, неразрушимой связью: но они относятся и к нам. Воскресение Христово – это победа Бога над смертью, одержанная не Богом Одним, но Богочеловеком, Господом Иисусом Христом. В этой победе участвует не только Божество, но и человечество, потому что Человек Иисус Христос, как Его называет апостол Павел, взял на Себя все, что возложил на Него Отец, и только поэтому мог Он совершить дело нашего спасения.

Поэтому то, что случилось с Ним – крестная смерть, сошествие в ад, воскресение, вознесение – относится непосредственно и к роду человеческому: это не только Божественное событие, – это событие и человеческое. И мы видим, как это событие приносит первые свои плоды в успении и воскресении Божией Матери. В одной из молитв вечерни праздника Успения Божией Матери говорится о нем как о бессмертном успении. В древности, в Ветхом Завете смерть переживалась не только как лишение временной жизни, как разлука души от тела; она переживалась как нечто более страшное. Человечество, пав, потеряло свое единство с Богом. Каждый человек, пока он был еще жив на земле, до какой-то степени общался с Богом: молитвой, верой, надеждой, сохранением заповедей. Но после смерти никто не мог стать перед Богом и войти ликованием в Божию вечность. Только со смертью и сошествием в ад Христа эта страшная смерть, эта окончательная разлука с Богом была побеждена раз и навсегда для всех.

Поэтому успение Божией Матери – это, как говорят о нем церковные молитвы, временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но в нем есть еще нечто большее. Мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла бы быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало всеобщего воскресения, это уже воочию увиденное нами наше будущее.

Через несколько дней отдание Успения, и мы будем вспоминать этот праздник, но как бы уходящий от земли: мы его отдаем Богу. Что это значит? Это значит, что это событие, которое среди нас жило, действовало, вдохновляло нас в течение всех этих дней, теперь переходит в вечность как обещание, и остается нам ожидание: ожидание веры, ожидание надежды, ожидание любви, ожидание радости о том, что победа не только одержана Христом, но что она уже явлена нам на земле в лице Божией Матери.

Отдадим же этот праздник, дадим его в вечность: но будем помнить, что мы его обретем в свое время, когда сами, пройдя узкими вратами смерти, войдем в вечность Божию, – не в ту страшную смерть, какой была смерть Ветхого Завета, но в смерть, которая для христианина является временным сном в ожидании всеобщего воскресения. И мы знаем, что это воскресение будет, потому что в лице Божией Матери оно уже совершилось.

Но оно не совершится просто, потому только, что воскрес Христос, что искупил и спас Он нас страшной Своей смертью и сошествием в ад, и тридневным пребыванием во гробе. Оно не совершится только потому, что Божия Матерь Своей чистотой, святостью так соединилась, сроднилась с Богом, что гроб и умерщвление не могли Ее удержать. Мы войдем в вечность, только если сами вырастем в меру истинного, подлинного человечества, если станем достойными звания человека, потому что только человек может стать причастником Божественной природы. Пока мы не выросли в эту меру, пока мы только зачаточно, в надежде, в мечте Божией являемся людьми, и так низко пали, так далеко от Него – нам путь еще заказан.

Сегодняшняя притча нас предупреждает именно об этом. Нам дан от Бога виноградник – этот мир, который нам было велено возделать, освятить, который мы должны были ввести в Божественную святость, исполнить присутствием Святого Духа... А мы этот мир взяли в собственность и действуем в этом мире, как те недостойные работники Божий. Приходящего к нам с вестью о правде мы отвергаем: не всегда убиваем (хотя Ветхий Завет полон этого ужаса), но мы его отвергаем холодностью, безразличием, тем, что отворачиваемся от вестника Божия и говорим ему «Уйди! Умри, будто тебя никогда и не бывало!» И когда к нам обращается Спаситель Христос со спасительной вестью – разве мы каемся? Мы умиляемся тому, что мы видим на Страстной седмице, тому, что читаем в Евангелии, – но разве мы меняемся так, чтобы все стало ново в нас? Разве мы не даем Ему умереть, так, как заставили Его умереть люди около двух тысяч лет тому назад?

Как же мы ответим Богу, когда мы станем перед Ним? Неужели смерть для нас будет тихим, безмятежным сном плоти, а душа оживет ликованием в вечную жизнь, просто потому, что воскрес Христос, просто потому, что воскресла Божия Матерь?.. Подумаем об этом: и всей жизнью, чистотой, правдой, святостью нашей жизни станем достойны того, чтобы и для нас смерть была, по слову апостола Павла, не совлечением временной жизни, но облечением в вечность. Аминь!

21 сентября 1990 г

 

 

Проповеди

О злых виноградарях

Неделя 13-я

Мф. 21, 33-42, 1 Кор. 16, 13-24

Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду. Хозяин этот - могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление терпелив: посылает одних слуг, потом других. Он бесконечно верит в силу добра. Хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он все же напоследок посылает и сына. Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них проснется совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же - одного духа с отцом: послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, - только тогда хозяин предает их злой смерти, а виноградник отдает другим.

А что за люди эти виноградари? Не будем уже говорить об их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли? Может быть очень уж выгодно они арендовали виноградник и думали, что хозяин ничего не понимает в делах? Может быть считали, что хозяин у них в руках и не посмеет отплатить за зло? А может быть того же духа, как тот злой должник, который ни во что поставил прощение ему огромного долга (Мф.18,23-32)? Или - как те завистливые работники, которые фактически не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром (Мф.20,1-15)? - Ни те, ни другие, ни третьи просто-напросто не признавали права собственности. И тем, и другим, и третьим - так или иначе говорится: «Друг!.. разве я не властен в своем делать, что хочу»? - И платить сколько хочу, и прощать кому хочу, но и требовать свое, сколько мне положено. Это - мое, и я никому не должен отчитываться.

Писание со всей определенностью утверждает, что «не любящий брата, которого видит», не «может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20). А если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, то как я смогу признать право Верховного всемирного Собственника? Как я смогу оценить милость Его прощения, как я признаю за Ним право каждому уделять, сколько Он сам считает нужным, и как я смогу считать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время? Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.

А значит, на пути к Богу необходимо научиться и уважать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И - не требовать, а смиренно просить, и не обижаться, когда не считают нужным дать.

 

 

Проповеди

О злых виноградарях

Когда две тысячи лет назад Господь говорил эту притчу, иудеи очень хорошо понимали ее смысл. Он обращался конкретно у иудейскому народу, который в Священном Писании и назывался виноградником и отождествлялся с таким особенным местом, где все плодоносит и преображает свои плоды в новое и высокое вещество - вино. Они понимали, о чем тут речь, потому что Господь посылал пророков и апостолов с тем, чтобы они вразумляли этот народ, который часто заблуждался, отступал от Бога, жил земными устремлениями и часто от поклонения истинному Богу обращался к идолослужению, обращался к тем богам, которые были ему по сердцу, но не давали возможности идти к Богу, потому что языческая вера совершенно удовлетворяла земные потребности людей и потворствовала их земному похотению.

Пророки же, которых посылал Господь, пытались укорять и обличать еврейский народ, призывали его к покаянию. И очень часто они были изгоняемы и побиваемы камнями, как пророк Илия, как пророк Моисей, как пророк Исаия, как пророк Иеремия и многие другие, которые призывали отвратиться от идолослужения, придти к истинному Богу. Но народ снова погрязал в грехах, пока с ним не случались очень тяжелые явления, он снова не попадал в рабство, был уничтожаем врагами. В минуту страшных бедствий народ еще как-то вразумлялся, приходил к покаянию, и Господь его снова прощал.

В этой притче Господь говорит еще и о Своем страдании, о том, как в конечном итоге еврейский народ отринет Самого Сына Божия и предаст Его на распятие, а затем и сам будет отвергнут Богом, виноградник будет отдан другим делателям, камень, которым пренебрегли строители, сделается главою угла.

И, действительно, так и случилось. Иудеи отвергли Спасителя, убили Христа, Сына Божия, распяли Его на кресте и были отвергнуты. Обетование, Новый Завет был дан другому человечеству, которое возродилось во Христе через Святое Крещение и стало новым виноградником, о котором Христос сказал Своим ученикам во время Тайной вечери: «Я есть истинная виноградная лоза, а вы - мои ветви». Так сказал Он о тех, к кому обратил Свое евангельское слово, то есть к каждому из нас, к Своей Церкви. И тем самым это обетование, виноградник Христов, перешло на нас с вами.

И тогда эта притча, которую Господь обращал к иудеям, становится для нас очень актуальной, очень современной, не только историческим воспоминанием о том, как иудеи отвергли своего Спасителя. То, что Господь говорит об иудейском народе, можно соотнести с жизнью каждого из нас, потому что Господь передал Свои обетования нам, прозванным быть в винограднике Христовом

Что мы отдаем в ответ? Каким образом мы приносим свои плоды? Каким образом мы отвечаем на это призвание, которое звучит для нас с вами? Не бываем ли мы часто похожи на иудейский народ, отвергнувший своего Спасителя?

Ведь Господь все время приходит к нам, чтобы плоды собрать с сеяния Своего. Нам очень многое дано: каждому из нас даны силы; дана не просто совесть, которой каждый человек наделен, но нам дана благодать Духа Святаго, которая таким образом нас укрепляет, чтобы совесть стала нашим оружием и постоянным путеводителем ко Христу.

Многие святые отцы говорят, что человеку присуще быть добрым и добродетельным, а зло, которое в нас есть, значительно меньше даже естественного добра, заложенного в нас. Поэтому всякое зло в нас обязательно должно быть побеждено. Нет такой силы, которая могла бы побороть человека, потому что зла Господь не сотворял, Его не существует. Зло бессильно, а добро всепобеждающе.

И когда происходит что-то совсем противоположное, когда зло обретает просто колоссальные размеры, силу и могущество, происходит то, что случилось с виноградарями: это мы выгоняет от себя всякое доброе движение, не только по человечески естественное, но и сверхъестественное, - ведь это нам Господь Духа Святого послал, благодатные дары нам даровал, которые гораздо больше того, что было дано Адаму и Еве, гораздо больше того, что злые виноградари получили.

Так бывает, когда человек впадает в малое нерадение, когда каждому из нас становится вдруг легко себе сказать: «А что будет, если я здесь позволю себе? А что со мной случится, если я вдруг себе немножечко здесь попущу быть вот таким, ну что же такого, это же малость». И когда совесть наша призывает нас к другому, мы говорим ей; «Замолчи, уйди, не мешай нам сейчас немножечко расслабиться, пожить для себя». Раз сказали, два так сказали, а потом решили: «Нужно ли вообще нам все это? Зачем нам такие странные заповеди? Для чего так себя истязать? Весь мир вот как живет, свободно, легко, радостно. Все позволено, все можно, все искрится жизнью в этом мире. Почему мы должны сейчас думать о служении Богу, ведь это наша жизнь! Она проходит, очень быстро. Скоро от нее ничего не останется, надо же воспользоваться этой возможностью пожить для себя». И в этот момент происходит то, что сделали злые делатели: мы убиваем все доброе и хорошее, все наше призвание убиваем, а в конечном итоге впадаем в тяжкие и смертельные грехи. Этим мы распинаем Слово Божие, и распинаем не как язычники, а как те, которым доверили свои дары, которые знают истину, которые были призваны, но которые отвергли Спасителя подобно тому, как это сделали иудеи.

Апостол сегодня говорит такие страшные слова: Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят. Потому что Господь наш грядет. Он грядет к каждому из нас и спросит, как же мы жили на этой земле, когда нам было столько дано, когда сама жизнь наша в этот период была настолько удивительна: у нас столько возможностей сделать что-то для Бога и для ближнего своего, как может быть ни в какие времена не давалось. И мы соблазняемся пустым, идем на поводу у каких-то мелких желаний, размениваемся на попусту. И пришествие Господне для одних радость, а для других - страх. Радость для тех, кто готов в любой момент сказать: «Господи, вот плоды, Ты просил - они Твои. Все, что Ты мне дал, я готов принести как настоящее плодоношение». Для таких людей само служение Богу является полнотой бытия.

И у нас на самом деле не так мало сил для того, чтобы быть настоящими христианами. Для этого нас просто надо быть мужественными, по настоящему мужественными. Вот как Апостол нас призывает к этому: Братья, будьте мужественны, стойте в вере и все у вас да будет с любовью.

И вот если у нас есть это мужество, просто мужество стоять на месте, как на посту в Церкви Христовой, не сходить с того призвания, которое Господь нам даровал, тогда все остальное по милости Божией у нас получится. От нас требуется не большая, но верность. Не большое, но делание. Настоящее, с которого бы мы не сворачивали, которое бы мы делали всегда. Для этого нужно мужество, конечно, только мужество и больше ничего. Чтобы мы могли сказать каждой мелочи, которую нам предлагают, нет, мне этого не нужно, я даже в мелочи от Господа не отступлю. Когда такое мужество мы приобретем, тогда радость во Христе будет для нас очевидной, тогда Господь даст нам возможность встретить Его с радостным лицом. Тогда Его пришествие для нас, как для первых Христиан, не будет ужасом, а будет радостью, и эта радость останется с нами навсегда. Аминь.

 

 

Проповеди

О злых виноградарях.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы слышали притчу Господа о злых виноградарях (Мф 21:33-42), обличение книжников и фарисеев и Его плач об Иерусалиме (Мф 23:29-39), - слова, которые Он сказал незадолго, буквально за несколько дней перед арестом, судом и распятием, перед Своей Крестной смертью. Он сказал это в Храме в присутствии огромного количества народа, обращаясь к его правителям и вождям, потому что книжники, фарисеи, саддукеи и первосвященники управляли народом иудейским. Иудея имела религиозное государственное устройство, закон Моисеев охватывал все стороны жизни народа, в том числе и систему управления.

Исторический аспект притчи о злых виноградарях понятен: Господь говорит об иудейских правителях, первосвященниках, царях, которые гнали пророков из города в город, избивали и предавали смерти, побивая камнями. Слуги в притче, которых отправляет хозяин виноградника - это и есть пророки, посылаемые Богом к народу Израиля. Хозяин дома, то есть Бог, насадил виноградник: все приспособил, поставил башню, выкопал точило и поставил служителей - виноградарей за всем наблюдать и трудиться в винограднике, чтобы в свое время придти и получить плоды с этого виноградника. Служители были призваны послужить и вернуть достояние тому, кто его им дал. И хозяин сначала посылает одних слуг, чтобы получить плоды с виноградника, потом вторых. Виноградари избивают посланных слуг, иных побивают камнями, иных убивают. Так происходит и в первый, и во второй раз, когда хозяин послал большее количество слуг. Тогда хозяин посылает своего сына, говоря себе: «Постыдятся сына моего».

Размышляя над этой притчей, можно задать вопрос: почему так странно ведет себя хозяин дома? Послал одних слуг, а их побили. Он ведь послал их, чтобы вернуть свое - получить плоды с виноградника, почему посылает еще одних слуг? Неужели нельзя было сразу расправиться с этими злыми виноградарями? Почему он, в конце концов, посылает своего сына? Что это за странное решение хозяина? Если они побили слуг, то что они могут сделать с сыном? Однако он говорит себе, что сына постыдятся. Они же видят сына и, зная, что это наследник, говорят себе: «Убьем его и завладеем наследством его».

В связи с этим сегодня хотелось бы поговорить на тему о долготерпении Божием. О том, сколь долго терпит нас Господь. Он терпит человечество, начиная от самых ранних времен, от самых первых согрешивших людей; терпит род человеческий до потопа, когда люди более и более согрешали, падая ниже и ниже. Согрешали и Сыны Божии, то есть падшие ангелы, которые, сходя с неба, входили к дочерям человеческим, и рождался какой-то особый род - люди, которые все дальше и дальше отходили от Бога, полагаясь на себя, на свои силы и достоинства, пока не наступил потоп. Так было и дальше, после потопа: Бог созидал народ Израиля, как виноградник - все приготовил, все дал этому народу. Затем, когда народ отпадал от Бога, Он посылал пророков, праведников этому народу, но не вразумлялся этот народ.

Во втором евангельском рассказе сегодня (Мф 23:29-39) мы слышали, как Господь произносит обличение книжникам и фарисеям, говоря: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина». Это чтение Церковью приводится в связи с тем, что сегодня совершается память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Хотя в самом чтении речь все-таки не идет об отце Иоанна Крестителя. Вероятно, здесь говорится об одном из пророков, который был убит между храмом и жертвенником во времена осады Иерусалима сирийскими войсками. Он взывал к народу, призывая покаяться и принять слово Божие, но его не приняли и убили. Тогда Иерусалим был захвачен сирийскими войсками. Господь попустил этому совершиться. И все князья, все правители Израиля были уничтожены (2 Пар 24:19-23). Это очень поучительная история.

Господь обращается к тем, кто, слушая Его, прекрасно знает о чем идет речь: про кого Он говорит и кому адресует Свои слова. Захария был последний пророк, убитый в Иудее. И поэтому, когда Господь говорит о всей крови, пролитой от Авеля праведного до Захарии, подразумевается, что это вообще вся кровь, пролитая за Бога, то есть за то, что люди пророчествовали, призывая народ к покаянию. Христос как бы говорит, что на тех, кто управляет этим народом и готов Сына Божия предать на смерть, будет вся кровь праведников. Впоследствии, посылая Христа на распятие, народ иудейский скажет: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). Решение о предании Христа на смерть было уже принято начальниками иудейскими. Как мы знаем, после воскрешения Лазаря был совет, и первосвященник Каиафа сказал, что «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11:50). Господь знает об этом решении, поэтому Он обличает правителей народа иудейского в храме прилюдно, чтобы все поняли то, что Он знает.

Почему мы заговорили о долготерпении Божием? Вновь возвращаясь к первой притче, мы видим, каков характер хозяина дома. Таков и Бог: Он посылает служителей, пророков, праведников, которые увещевают народ, а их побивают камнями. Тогда Он посылает еще больше Своих пророков, и тех убивают. В конце концов, решает послать Своего Сына, что все-таки устыдить их. Вот какой Бог, Которому подобен хозяин дома из притчи. Он бесконечно милосерден и терпелив. И обращая Свою притчу к иудеям, Он предостерегает их, чтобы они не делали того, что задумали, но все тщетно - этот народ дополняет меру отцов своих (Мф 23:32).

Бог, через евангельскую притчу обращаясь к нам сегодняшним, как бы напоминает, каков Его характер - Он терпит все до конца. Потому, что хочет, чтобы люди не уподобились злым виноградарям и, обратившись, поняли, узнали Бога, покаялись в своих грехах, полюбили Того, Кто так терпелив к ним, и возвратили Ему плоды Его в свое время. В этой притче и в словах плача об Иерусалиме, когда Господь говорит: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели», виноград и птенцы - это образы израильского народа, который его правители и священники были призваны оберегать от язычества и вести ко Христу. Вместо этого они согласились убить наследника и захватить царство. Поэтому Господь говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:38). А в притче о виноградарях, когда Он спрашивает людей о том, что хозяин сделает со злыми виноградарями, они сами отвечают Ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям». Поэтому Господь обращается к фарисеям и книжникам: «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!». «Грядый во имя Господне» - это и есть Христос, Мессия, Помазанник Божий.

Другие виноградари и виноградник - это Церковь Христова и все, кто, начиная с апостольских времен, составляет эту Церковь: служители Христовы и народ Божий. Вот кто такие другие виноградари и каков виноградник. Мы с вами призваны отдать плоды с этого виноградника во времена свои, когда Господь спросит нас. Мы знаем, что Его долготерпение и милосердие бесконечно. Мы знаем, каков есть Господь, потому что у нас есть Евангелие, Предание Церкви, есть Таинства Церковные - все это нам дано. Готовы ли мы отдать плоды с виноградника в руки Божии? Эти плоды - наша жизнь. Все наши стремления, помыслы, все наше достояние в этой жизни должно быть возвращено Богу - Тому, Кто дал нам это, насадив виноградник нашего бытия в этом мире. Об этом мы должны помнить и не отвергать посланных Им - много возможностей предоставляются нам для покаяния, а мы часто отвергаем их. Но если в своем сердце мы не примем Сына Божия, то есть Наследника Царства, то нам не будет наследования, и мы не войдем в Царство Божье. Тогда дом наш останется пуст, доколе не обратимся. От этого предостерегает Господь, сквозь века в притчах обращаясь и к нам, сегодняшним христианам. Дом нашей жизни останется пуст, пока не воспоем Христа в своем сердце и не воскликнем: «Благословен Грядый во имя Господне!», наполняя этим восклицанием всю свою жизнь. Аминь.




Также у этого автора:
Для чего и как молиться (о мытаре и фарисее)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О вере и чуде (О чудесном умножении хлебов)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
Как «отворить» себя для благодати (исцеление двух слепцов и немого бесноватого)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О Небесном и земном («Ищите же прежде Царства Божия...»)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О следовании за Христом (О первых и последних)
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О молитве Господа за нас
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О тайне общения с Богом. Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
К воскресному Евангельскому чтению... (Далее)
О мужестве и верности. Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011