На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на форуме "Глинские чтения" в г. Полоцке 6 марта 2008 г.
Также по этой теме:
Митрополит Волоколамский Иларион: Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу Богослов... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Архиепископ Верейский Евгений: Как воспитать хорошего пастыря? Интервью порталу Фонда «Русский мир»
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Все публикации по теме...

О воспитании детей


 

(на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

 

15 июня 2008 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ «О проведении в Российской Федерации года семьи» в 2008 году. В Указе, в частности, говорится о том, что необходимо уделить особое внимание вопросам укрепления авторитета семьи и базовым семейным ценностям. Неоспорим тот факт, что именно семье принадлежит главенствующая роль в подготовке человека к жизни, в усвоении им нравственных норм поведения. Ведь даже будущее семейное счастье человека закладывается уже в родительской семье.

Но легко ли современному человеку в сегодняшней пестрой и такой разнообразной жизни найти ответы на вопросы: как создать счастливую семью, как воспитать достойных детей? Безусловно, нелегко. И одной из причин является утрата или искажение многих понятий духовно-нравственной сферы. Именно из-за этой утраты нам бывает трудно открывать глубинные смыслы, заложенные авторами в произведениях русской классической литературы.

Так, при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» основное внимание учеников направляется на историю Пугачевского бунта, отраженную в судьбах главных героев. А ведь в этом произведении автор раскрывает и те принципы, на которых основывалось воспитание детей в пушкинское время в благочестивых дворянских семьях. И плодами того воспитания были: честность, послушание, патриотизм. Велика в этом заслуга родителей.

Именно отец и мать, писал святитель Феофан Затворник, к которому мы не раз еще обратимся, «собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних» образуют нрав ребенка.

 «Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям», - читаем у отца Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».

Святитель Феофан Затворник в своем труде «Начертание христианского нравоучения» писал о том, что «каждый рождается с самостью или семенем всех возможных страстей». Как будут развиваться эти семена, зависит в немалой степени от подражания образцам родительского поведения. Это значит, что на родителях лежит огромная ответственность за воспитание детей, за их нравственное состояние. Переломные моменты истории 20 века сыграли определенную роль в том, что нами в значительной степени утрачена культура отношений в семье, да и в обществе в целом. В текстах классической русской литературы мы часто встречаем, например, что дети просили у родителей благословения, прежде чем предпринять что-либо, не говоря уже о таком важном событии, как создание семьи.

Святитель Филарет Московский писал: «Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством». Давайте обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Посмотрим, как умела дорожить родительским благословением Маша Миронова, дочь капитана Белогорской крепости. Когда Петр Гринев получает письмо от отца, в котором он отказал сыну в благословении на брак, молодой человек предлагает своей невесте спросить благословения только у ее родителей, на что Маша отвечает: «Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» Тут она заплакала и ушла от меня…» Мы понимаем, как тяжело было Маше произнести эти слова. И какая сила в этой юной девушке: не чувствам она позволяет править собою, а разум определяет ее поведение, знание и следование нравственным законам жизни. В этом знании и исполнении этих законов и заключается счастье истинное.

Когда в Белогорскую крепость вторгается Пугачев, жена коменданта, Василиса Егоровна, под свист пуль обращается к мужу: «Иван Кузмич, в животе и смерти Бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу.

Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной». Маша Миронова – чистый идеал женского поведения. В отличие от других женских образов, вышедших из-под пера гения, ее сознание не было испорчено чтением французских романов и не питалось пустыми фантазиями. В каждом ее поступке просматривается следование Высшему закону.

Важно было родительское благословение и для Петра Гринева перед отъездом на службу. Отец дает сыну наказ, в нем - принципы поведения, которых сыну необходимо придерживаться: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Было тогда Петру Гриневу всего 16 лет. И трудно передать те переживания, которые испытывает его матушка, отправляя своего единственного выжившего из девяти человек детей на службу в отдаленную крепость. Но Петруша должен стать солдатом, должен стать настоящим мужчиной, поэтому родитель отказывается от имеющейся возможности отправить сына в Петербург, где он скорее научится, по выражению отца, «мотать и повесничать».

Интересны размышления Петра Гринева о своих поступках. В этих размышлениях он проявляет себя как человек, постоянно оценивающий свое поведение по шкале нравственных ценностей. Давайте вспомним один из эпизодов романа. Так, по пути в Белогорскую крепость Петруша и Савельич останавливаются в Симбирском трактире, где юноша проигрывает 100 рублей ротмистру Зурину. Деньги по тем временам немалые. Савельич предлагает своему подопечному отказаться от уплаты проигрыша, ссылаясь на юность лет и запрет батюшки. Петруша осознает всю неприглядность своего поступка, но в то же время он понимает, что должен нести ответственность за совершенный проступок. Ситуация осложняется тем, что Савельич является распорядителем всего взятого в дорогу хозяйства, и он никак не соглашается выдать нужную сумму денег. В результате вынужденная ссора с Савельичем тяжело переживается Петрушей. В тексте романа читаем: «С неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска… Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило». И Петруша находит в себе силы признаться в том, что поступок его заслуживает осуждения и просит прощения у Савельича: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся». «Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою».

Здесь же, в пути, происходит одно очень важное событие, которое впоследствии спасло жизнь Петру Гриневу. Во время разыгравшейся бури случайный попутчик помогает выбраться экипажу юноши к ночлегу.

Наутро Петр Гринев зовет вожатого, чтобы отблагодарить за оказанную услугу, и просит Савельича выдать ему хорошую сумму денег, но Савельич отказывается: «За что? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у меня лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Савельич, уполномоченный отвечать за барское добро, призывает Петрушу обойтись малым в выражении своей благодарности. И как ведет себя Петруша? Читаем в тексте: «Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения». И тогда он просит Савельича отдать то дорогое, что у него было – заячий тулуп. Савельич, хоть и сопротивлялся, но все же тулуп пришлось отдать».

Святитель Феофан Затворник писал в одном из своих трудов: «Кто людей благодарит, тот благодарит и Бога». По наблюдению Петра Гринева, бродяга был чрезвычайно доволен подарком, что следовало из описания сцены расставания: «Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». В описанном поступке проявляется очень важное качество Петра Гринева – умение быть благодарным людям, что впоследствии избавило его от гибели, когда он находился в руках Пугачева, в котором и узнал того, кому подарил заячий тулуп.

Во время службы в Белогорской крепости Петр Гринев знакомится со Швабриным, человеком, присланным в крепость за смертоубийство, по выражению жены коменданта крепости. Между ними происходит дуэль, причиной которой послужило оскорбление Швабриным капитанской дочки, Маши Мироновой. В поединке, воспользовавшись тем, что Петр Гренев обернулся, когда услышал громко произнесенное свое имя, Швабрин нанес ему удар. Рана была тяжелой, в течение пяти суток к раненому не возвращалось сознание. Но уже в первые дни своего выздоровления Гринев прощает обидчика. Обратимся к тексту романа: «Будучи от природы незлопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника».

Умение прощать искренне и великодушно – вот еще одно бесценное качество Петра Гринева, в котором ярко выражается его любовь к ближнему, следование правилам христианского взаимообщения. Феофан Затворник учит нас: «Если каким-нибудь образом нажит враждующий, не лишай его любви, а всячески старайся помириться с ним со всеми уступками. Мстить же ни под каким видом не должно. Пусть он и не мирится, ты будь ему брат и делай всё, что делаешь любимому. Нужно помнить, что любовь ко врагам есть самая верная проба любви христианской».

А как проявляет себя этот юноша в служении Отечеству? Когда угроза нападения Пугачева на крепость стала неотвратимой, он выражает готовность с честью исполнить свой солдатский долг. Петр Гринев обращается к коменданту со словами:

«Послушайте, Иван Кузмич! Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога еще свободна, или в отдаленную, более надежную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть».

Но злодеи пришли слишком быстро, никто из женщин не смог покинуть крепость. Многие защитники крепости сложили свои головы в неравном бою.

Пугачев пощадил Гринева за добродетель, которую он проявил, подарив ему заячий тулуп. Но, пригласив юношу в дом коменданта после взятия крепости, бунтовщик обращается с вопросом: «Обещаешься ли служить мне с усердием?» Давайте обратим внимание на то, с какой ясностью анализирует Петр Гринев, этот 16-летний юноша, сложившуюся ситуацию: «Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под висилицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую… Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

«Пугачев задумался. «А коли отпущу, - сказал он, - так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?»

- Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего… Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду». Пугачева поразила эта искренность и солдатская честность. Петр Гринев с достоинством вышел из этой трудной ситуации. Пугачев отпустил его. Маша Миронова находилась в горячке в доме попадьи. Возможности вырвать ее из рук злодеев пока не было никакой.

По пути в Оренбург Петра Гринева догнал урядник и передал ему лошадь, овчинный тулуп от Пугачева и добавил, что была еще полтина денег, да он растерял ее дорогой и просит его великодушно извинить. Но от Савельича не ускользнул звон монет за пазухой. Петр Гринев прощает человеку его слабость: «Благодари от меня того, кто тебя прислал; а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку». «Очень благодарен, ваше благородие, - отвечал урядник, поворачивая свою лошадь; - вечно за вас буду Бога молить». Впоследствии именно урядник передал Петру Гриневу письмо от Маши Мироновой с просьбой освободить ее. Благодаря тем добродетелям, которые проявлял Петр Гринев в общении с людьми, он смог избежать многие опасности в своей жизни. Так, вспомним, что, щедро отблагодарив сопроводившего его в бурю человека, он получает помилование от Пугачева; проявив ответственность и честность, он отдает ротмистру Зурину проигранные им в трактире 100 рублей, и именно Зурин впоследствии избавил его от острога, когда Петр Гринев вез Машу Миронову из крепости, находившейся в распоряжении Пугачева, и ямщик, полагая, что еще не выбрались они из стана Пугачева, опрометчиво назвал караульным пассажиров «государевым кумом со своею кумушкою». Средствами художественного текста А.С. Пушкин обращает наше внимание на то, что каждый наш поступок, каждое действие в настоящем имеет продолжение и последствия в будущем в соответствии с теми нравственными законами, которые существуют в мире.

Вернемся к тому фрагменту в романе, когда Пугачев отпустил Петра Гринева, и юноша прибыл в Оренбургскую крепость. Положение в Оренбургской крепости было крайне тяжелым: жители терпели голод и всевозможные бедствия. На военном совете предложение Петра Гринева о наступательных действиях на Белогорскую крепость, где находился Пугачев, было отклонено. Генерал-немец, человек, обладающий опытом в искусстве ведения сражений, принял позицию чиновников, плохо разбирающихся в военном деле. Было решено ждать осады города и отражать нападения неприятеля. Тактика эта была гибельна для изнуренных непосильными условиями жителей. В результате разрушились и надежды Петра Гринева на освобождение Маши. В одной из вылазок за пределы крепости он догоняет казака, чтобы сразиться с ним, но вдруг узнает в нем урядника. Казак передает письмо от Маши, в котором девушка описывает весь ужас своего положения, и тогда Петр Гринев принимает решение вернуться за ней в Белогорскую крепость.

Отправиться вновь к Пугачеву было равносильно пойти на верную погибель. И снова Петра Гринева спасает его честность и благоразумие. Прибыв в Белогорскую крепость, он обращается к Пугачеву с такой речью, видя его доброе расположение: «Слушай, как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедною сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…» Юноша относится к злодею по-христиански, отделяя в нем грех от добродетели и обращаясь к доброй, божественной сути его человеческого естества.

Выше уже упоминалось о том, что, возвращаясь с Машей Мироновой из Белогорской крепости, Петр Гринев, к счастью, попадает в распоряжение Ивана Зурина. Оставив Машу на попечение Савельича и попросив его сопровождать ее к его родителям, Петр Гринев по долгу чести остается в войске императрицы.

Однако по навету Швабрина Гринев был обвинен в скором времени в измене. «Совесть моя была чиста; я суда не боялся», - размышлял юноша. Однако полное оправдание возможно было лишь в случае упоминания имени дочери коменданта. Петр Гринев посчитал бесчестным «впутать имя ее между гнусными изветами злодеев». Он предпочитает терпеть наказание.

Маша догадывается об истине и считает себя виновницей несчастия Петра. Она говорит родителям Петра о необходимости ехать в Петербург А.С. Пушкин описывает, каких внутренних усилий стоит Маше обращаться к самой императрице. «Мысль увидеть императрицу, - читаем в романе, - лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах». Результатом ее встречи с императрицей было то, что Петр Гринев был признан невиновным. В конце романа мы узнаем о том, что потомство Маши Мироновой и Петра Гринева «благоденствует в Симбирской губернии».

Подводя итог, обратим еще раз внимание на те качества, которые воспитывались в Петре Гриневе его родителями и помогли ему стать достойным и счастливым человеком:

 

- послушание, следование родительскому наказу;

- постоянная оценка своего поведения по шкале нравственных ценностей;

- ответственность за совершаемые поступки;

- искренняя благодарность людям;

- умение великодушно прощать людей, включая врагов;

- честность;

- последовательность в выполнении данных обещаний;

- знание нравственного закона, которое позволяло ему ясно видеть сущность происходящих событий и нравы людей;

- верное служение Отечеству.

 


Источник:      Глинские чтения



Публикация:
Глинские чтения
6.03.2008

Также у этого автора:
Нефёдова Ю.В.: О различии подходов к образованию ума ребенка в современной и традиционной системах обучения
Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 28 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области... (Далее)
Нефёдова Ю.В.: Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Святоотеческое учение о юношестве: особенности возраста, цели и средства воспитания
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 28 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев... (Далее)
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
(Далее)
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
(Далее)
Нефедова Ю.В.: Христианские принципы взаимообщения
Доклад на пленарном заседании Международного педагогического форума Глинские чтения 27 января 2008 года.... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011