На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

НЕСЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПОДВИГА

Предыдущая Следующая

 

(По трудам святителя Феофана Затворника)

 

Христос Спаситель Своим искупительным подвигом освободил человека от греха и вечной смерти и тем самым открыл путь, ведущий в Царствие Небесное. Каждому человеку теперь дана возможность быть наследником небесной жизни с Богом. «Образ спасения», «воплощенное домостроительство» совершено независимы от человека, его воли.

Однако, для достижения личного спасения человеку необходимо применить и собственные усилия. И прежде всего, это — решение сохранить во что бы то ни стало полученную в Таинстве Крещения чистоту души и общение с Господом. «Верующий должен выйти из купели Крещения ревнителем исключительно о богоугождении с готовностью на все ради того пожертвования», — учит святитель Феофан Затворник. Человек должен откликнуться на зов Божий и совершить «вторую половину дела спасения», которую «составляет собственный труд в соделывании его». Это возможно в том случае, если христианин в своей духовной жизни будет постоянно устремляться к Богу и направлять по этому пути все силы своей души. И только тогда, когда все силы человека будут согласованы с волей Божией, он сможет жить истинной духовной жизнью.

К сожалению, человеческая природа и после Таинства Крещения и Таинства Покаяния остается удобопреклонной ко греху и трудно преклоняемой к добру. Греховные чувства и пожелания остаются в человеке, и для искоренения их из сердца нужен постоянный подвижнический труд, который состоит из телесных и духовных подвигов христианина. Все сделанное прежде, если оно осознано и исповедано, прощается в Таинстве Покаяния. Однако человек после этого должен залечить свои греховные раны исполнением заповедей и подвигами. Эту мысль святитель Феофан выражает следующими словами: «В то же время, как изрекается прощение прежних грехов, дается сила противостоять страстям, от коих грехи, и препобеждать их, дается сила побеждать страсти, а не искореняются они. Это искоренение должно быть плодом собственных его трудов. Оттого вслед за обращением к Господу у всех тотчас начинается борьба на жизнь и смерть».

После раскаяния перед священником христианину постоянно вспомоществует благодать Святого Духа, только бы он сам имел к благим изменениям свое произволение и направлял все силы души к их воплощению.

В момент крещения или покаяния Господь благодатью Своею пробуждает дух человека, и он (человек) начинает вести борьбу с греховными наклонностями и страстями. «Дух восстановлен и облечен благодатью, — учит богомудрый архипастырь, — а душа и тело еще в плену у греха и страстей... Человеку следует теперь, укрепляясь в духе и вооружаясь всеми богодарованными средствами, вытеснить грех и страсти из прочих частей своего естества борьбою и побеждением их, чтобы стать полным владельцем всего, как вначале было предназначено». Грех через обычные прежде душевно-телесные склонности и страсти восстает на дух, покушаясь снова его омрачить, а дух, при помощи благодати Божией, все греховное отражает и направляет силы души и тела к противоположному.

Таким образом, чтобы приобрести навык к неукоснительному исполнению воли Божией, христианину в начале этого пути предстоит упорный труд, то есть принуждение себя к доброму и святому, борьба с самим собой или, по выражению Вышенского подвижника, поминутное распятие себя ради Господа. «Нет иного пути к общению со Христом, понесшим Крест, — говорит святитель Феофан, — как подъятие каждым своего креста, состоящего в распятии плотского человека с его страстьми и похотьми».

В одном из своих поучений святитель объясняет, почему жизнь христианина есть подвиг крестоношения. «Остается нам теперь, — говорит он,— начать самим делом жить истинно по-христиански. А как и почему сия жизнь есть сораспятие Господу, уразумеете на первых порах. Сами ощутите, как при исполнении христианских добродетелей, то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то глава увенчивается тернием, то все тело естества нашего покрывается ранами».

Заботясь о спасении своей души, каждый христианин должен проводить жизнь добродетельную, подражая угодникам Божиим в их трудах и подвигах, смиряя свое сердце от превозношений и осуждений, в надежде очиститься от всякой скверны и плотских мудрований. «Чтобы получить благодать свыше, надо смиренно припадать и болезненно вопиять, — поучает Вышенский Затворник, — ибо, что есть совершенствование, как не искоренение страсти и вкоренение вместо ее доброго расположения. Это и есть главный наш труд».

Для подкрепления всех трудящихся на пути духовной жизни, на пути очищения своей души епископ Феофан советует пересмотреть историю христианской Церкви и убедиться, что никто не достиг общения с Богом без труда и подвига. «Кто без труда сподобился рая?! — обращается он в слове к инокиням. — Пересмотрите святцы. Там все святые — подвижники да мученики! Мученичество трудно, но и подвижничество не есть ли постоянное мученичество? Если нет другого пути в рай, надо трудиться».

Из приведенных изречений можно сделать следующий вывод: хотя в Таинствах Крещения и Покаяния Господь прощает христианину все прежде соделанные грехи и через эти Таинства он получает благодатные силы, которые помогают ему в деле спасения, однако греховные чувства и пожелания остаются в человеке, и для искоренения их из сердца нужен подвиг. На этот подвиг указал Спаситель в Нагорной беседе, когда давал наставление, как поститься, творить милостыню и молиться. По словам святителя Феофана, этот подвиг должен быть постоянным и до конца жизни: «Смотрите на Господа, ради нас на кресте распеншегося. Восшедши на крест, Он не сходил с него, пока предал дух Свой Богу Отцу. Вот и вы взошли на крест, давши обет противиться греху и вступивши в борьбу со страстьми и похотьми. Не сходите же с сего креста, каким бы искушениям и увлечениям не подвергались вы».

В духовной жизни необходимо постоянное самопринуждение. И в человеческих делах без труда ничего не достигается. «Духовные же делания требуют напряженнейшего труда, чтобы все упорядочить внутри себя». «Боритесь и всегда будьте готовы к борьбе, — завещал святитель-Затворник, — выбросьте из головы, что держать добрый путь можно льготно, и что это устроится как-нибудь без усилий. Нет, неизбежны труд и борьба до крови».

Только с трудом и самопринуждением можно привыкнуть к добру. «И много надо пролить пота, чтобы оно сроднилось с нами и сделалось нам сручным, обычным, легким». Кто желает себе на земле покоя, тот является первым врагом своего спасения. «Только склонись на него, — говорит святитель, — как тысячи голосов подымутся из души и тела с предъявлением прав на льготы и послабления, что поставляет человека-труженика в состояние искушения, из которого не выйдет он без борьбы».

Постоянство и непрерывность труда над собой является необходимым условием в деле спасения христианина, потому что остановка в духовной жизни «есть уже движение назад». Эту мысль Святитель объясняет следующими словами: «Кто не начинал порядка в жизни духовной, для того разорение внутреннее, нехождение по нем, непотрясательно. Но кто начал и бросает, для того это очень пагубно. Зерно, не прозябшее на морозе, не гибнет, — сила жизни хранится в нем: но подмерзший цветок — семя жизни раскрывшееся — гибнет или повреждается по мере мороза. Так и здесь. У кого уже жизнь начала являться, весьма пагубно бросать. После каждого бросания силы все будут слабее и слабее, совсем, наконец расслабнут, останется одно имя, внешний порядок жизни, без внутреннего соответствования ему». Христианин только при постоянном подвиге может исполнить волю Божию и совершенствоваться в деле спасения.

Другими словами, вся жизнь христианина должна быть посвящена Богу всегда, во всех обстоятельствах жизни. В этом отношении наиболее убедительными являются слова епископа Феофана из одного его письма к своим духовным чадам. «С минуты пробуждения, — пишет он, — до минуты закрытия глаз ко сну все время так должно вести себя, чтобы весь день представлял непрерывную сеть актов самоотвержения, и все Господа ради, пред лицем Его и во славу Его. Акты самоотвержения идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть под всяким словом, взглядом, движением и под всякой мелочью. Отличительная их черта — не допускать самоугодия ни в большом, ни в малом, а во всем идти наперекор себе». Как видно, епископ-подвижник показывает здесь направление и содержание духовной жизни христианина.

Христианин должен всегда помнить, что цель всех его трудов и подвигов есть «очищение сердца от страстей». Следовательно, христианский подвиг в первую очередь должен быть направлен на уклонение от зла, чтобы затем в чистоте духовной совершить благо (Пс. 33, 15). «Страсти, стало быть, суть главные наши враги, и их то особенно бороть нам надо и против них направлять всю воинственную духовную силу и все наше духовное всеоружие». «Позаботимся, — призывает святитель, — пока живы, очистить себя от всякой страстной скверны плоти и духа и на место страстей насадить всякие добродетели».

Подвиг христианский должен быть не только постоянным, но и постепенным. Не следует человеку, говорит епископ, браться сразу за тяжелые подвиги, а надо начинать с малых и восходить к большим, по примеру того, как сделал святой Дорофей с учеником своим Досифеем.

Святитель Феофан в своих письмах также напоминает, что только те подвиги бывают благоугодны Богу, которые совершаются тайно от взора людей. Он учит, что если можно, то следует скрывать свои дела по жизни духовной и ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживать их, но действовать просто.

Кроме этого, христианскому подвижнику, по совету Вышенского Затворника, необходимо всегда помнить и о том, что успех в подвиге очищения души и доброделании зависит не столько от его старания, сколько от Божественной благодати. «Воссоединение с Богом никак не может состоять в нашей власти. Мы можем желать его и искать; но устроить его — дело не наших рук». Поэтому «мы представляем труд, а дело совершает Сам Господь».

В духовной жизни христианина необходимы и внешние, телесные подвиги: пост, умеренность и другие благочестивые упражнения, направленные на смирение плоти. Телесный подвиг помогает христианину отсекать свою греховную волю и способствует укрощению страстей, гнездящихся в его сердце. «Телесные подвиги, — пишет Преосвященный Феофан, — нужны потому, что тело служит седалищем страстей. Не смиришь плоти — не будешь иметь успеха в преодолении страстей. Надо потому потрудить плоть лишением пищи, сна, покоя и всякого угождения чувств».

Но в любом подвиге нужна умеренность и постепенность. «Мое правило, — пишет святитель одной из своих учениц, — иметь меру во всем. Особенно в телесных подвигах мера нужна, чтобы плоть вытерпела. Святые отцы держали большие строгости относительно тела, но доходили до сего они постепенно. Начали не слишком строго, а потом все строже поступали с собою». Все чрезмерности в подвиге не ведут к добру. Поэтому человек, начинающий духовную жизнь, должен избрать себе умеренное правило в пище, питии и сне, по примеру святых подвижников веры.

Христианин постоянно должен помнить и о том, что внешние труды и подвиги являются средствами к достижению цели, и они ценны только тогда, когда совершаются ради спасения души. Отсюда следует, что только тот христианин может достичь успеха в деле духовного очищения своего сердца и единении с Богом, который, совершая духовный подвиг, подкрепляет его подвигом телесным.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ»
Святитель Василий Великий: «ЗЛОПОСТРАЖДИ ЯКО ДОБР ВОИН»
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ»
Холявченко Н.А.: КНИГА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ НАРОДЫ
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Поселянин Е.Н.: «В НЕМ ЗАМЕЧАЛИ ДАР ПРОЗОРЛИВОСТИ»
Преподобный Иустин (Попович): ЧЕРНОГОРСКИЙ АПОСТОЛ
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Протоиерей Константин Островский: СЕМЬЯ ЕСТЬ МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Шангина О.В.: НЕ ТОЛЬКО ХРАМ ПОСТРОИТЬ, НО И ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНИТЬ
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: НА ПУТИ В «СТРАНЫ ИНДИЙСКИЕ»
Авдеева К.А.: ЗОЛОТАЯ РОЗА ЧЕНСТОХОВЫ
Протоиерей Николай Крикунов: НЕСЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПОДВИГА
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
СНИСКАЛ ОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ
Протоиерей Николай Гурьянов: НЕ РОПЩИ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март 2008 г.
стр. 63
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011