На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Макарий (Веретенников) /Архимандрит, профессор, заведующий регентской школой при МДА
Макарий (Веретенников)
Архимандрит
профессор, заведующий регентской школой при МДА

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см.: Пастырь, 2008, февраль)

 

Эпоха середины XVI века — это время интенсивной соборной церковной жизни на Руси. В 1550 году созывается земский Собор, на котором был утвержден царский Судебник. Это был важный этап в развитии русской правовой мысли после Судебника Иоанна III, теперь уже отвечавший требованиям централизованного государства. В 1551 году святитель Макарий созывает Собор, получивший название Стоглавого, т.к. его материалы были изложены в 100 главах. 23 февраля проходило торжественное открытие Собора в царских палатах. На Соборе присутствовало 9 епископов, много архимандритов, игуменов, старцев из монахов. Собор открыл сам царь, по примеру Византийских императоров. Соборные постановления Стоглава были направлены на искоренение различных недостатков в русском обществе. Подготовленный Стоглавник царь послал на рассмотрение в Троицкий монастырь бывшему митрополиту Иоасафу и другим соборным старцам. Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что постановления Собора послужили развитием, дополнением и обогащением прежней соборной деятельности Русской Церкви. Собор указал меры для искоренения недостатков. Этими постановлениями пользовались затем 150 лет, вплоть до реформы императора Петра I.

В 1553-1554 годах в Москве проходили соборные заседания, на которых были осуждены лжемудрствования М. Башкина и Феодосия Косого. Среди осужденных был бывший игумен Троицкого монастыря, старец Артемий. В соборной грамоте, посланной на Соловки, куда направили старца Артемия, подробно говорится о лжеучении. А в 1555 году, согласно летописи, состоялся Собор «о многоразличных чинех». На нем была учреждена новая епархия в Русской Церкви с кафедрой в недавно покоренной Казани. Казанская епархия была по старшинству после Новгородской.

Еще в Великом Новгороде святитель Макарий начал собирать воедино всю церковную литературу на Руси. Для собирания книг святитель Макарий привлек множество образованных людей: авторов, писцов. Его окружение называют академией XVI века. Собранные памятники духовной литературы святителем Макарием были помещены в Четьях-Минеях, т.е. расположены по месяцам и дням. В результате напряженных, долголетних трудов были составлены 3 списка, 3 редакции Миней. Первая — Софийская — закончена в 1541 году, которая была положена Святителем в Новгородский Софийский собор. Успенская редакция была закончена в 1552 году, в год десятилетия Первосвятительства Митрополита Макария, и была вложена в Успенский собор в Москве. Это единственный сохранившийся полный список всех 12 томов. Царская редакция закончена в 1554 году и была подарена царю, сохранилось 10 томов из 12 месяцев. Во второй половине XIX века Археографическая комиссия стала издавать Минеи, которым было усвоено именование Великих — по своему объему — и Макарьевских — по имени своего составителя-собирателя. Но до конца они изданы не были, т.к. после 1917 года их издание прекратилось.

При Митрополите Макарии были осуществлены и другие труды. Царский духовник, протопоп Андрей составил Степенную книгу царского родословия, излагающую русскую историю не просто в хронологическом порядке, как в летописях, а по генеалогическим «ступеням» правителей Земли Русской. Апофеозом в изложении Степенной книги является время первого Русского царя - Иоанна Грозного.

При святителе Макарии было положено начало церковного книгопечатания. На Руси с печатными книгами были знакомы и раньше, западные книги ввозились из-за границы. В 1547 году, в год венчания на царство Иоанна IV, было поручено купцу Шлитте набрать за границей разных мастеров, но их не пропустили на Русь из-за сопротивления ганзейских купцов. Среди приглашенных им мастеров был книгопечатник. Новые побуждения к книгопечатанию возникли в связи со Стоглавым Собором и после взятия Казани. На Стоглавом Соборе было констатировано много ошибок в рукописях. Для миссионерского дела в Казани необходимо было много книг, а для этого нужно было книгопечатание. В 1553 году в Москве начала работать типография. Предполагают, что она находилась при церкви Николы Гостунского, диаконом которой был Иоанн Федоров. Очевидно, Митрополит Макарии рукополагал его в сан диакона. Он вошел в историю как первопечатник. Первые печатные книги получили именование безвыходных или анонимных, т. к. они не сообщают выходных данных. Так называемый первопечатный «Апостол» начал печататься при жизни святителя Макария и по его благословению, а вышел уже после его кончины.

Во время Первосвятительства Митрополита Макария в Москве, и в целом в Русской Церкви, торжественными богослужениями отмечаются различные церковно-государственные события.

На следующий год после его интронизации была Кирио-Пасха. А в 1546 году от имени царя было сделано указание о старшинстве настоятелей русских монастырей, и первым стал кремлевский Чудов монастырь. Но 15 лет спустя первым архимандритом в Церкви был определен настоятель Троице-Сергиева монастыря.

С именем Митрополита Макария византолог Г. Острогорский связывает появление на Руси и Чина шествия на осляти в Неделю Ваий. Самое раннее упоминание о совершении этого чина, он считает, причем, как хорошо известного, относится к 1548 году и связано с Новгородом, где, как известно, до 1542 года святитель Макарий был архиепископом. В одном позднем памятнике говорится, что «шествие на осляти» в великий праздник совершал в Великом Новгороде в конце XV века архиепископ Геннадий. В Москве он совершался после интронизации Предстоятеля Русской Церкви. Но при Митрополите Макарий его совершение приобретает большую торжественность, особенно после построения памятника в честь победы над Казанским ханством — храма Покрова на рву, где был придел Входа Господня в Иерусалим. Сюда и направлялся Митрополит Макарий, когда совершал Чин шествия на осляти.

В Даниловом монастыре при Митрополите Макарий был построен храм в честь Семи Вселенских Соборов, что может свидетельствовать об установлении нового праздника Русской Церкви — в честь отцов Семи Вселенских Соборов. В годовщину великого московского пожара 21 июня 1548 года был издан указ творить вселенские панихиды. Этот указ сохранился во множестве списков в составе заупокойных Синодиков.

В Первосвятительство митрополита Макария в Москву, как и в предыдущее время, приносятся для поклонения чудотворные иконы. В 1551 году из ново-основанного города Михайлова была принесена икона Архангела Михаила. В 1555 году митрополит Макарий поновлял образ святителя Николая Великорецкого, принесенного для поклонения из Вятки. Девятый придел храма-памятника покорения Казани был посвящен Николе Великорецкому

«С именем Макария следует связывать появление образца покаяния («поновления») грешного вельможи, сохранившегося в рукописях второй половины XVI в.... Согласно этому образцу, грешник должен был каяться в том, что он судил «по мзде и по посулам», «неповинных на казнь и смерть выдавах», «богатство насильством и кривым судом и неправдою стяжах и приобретах».

Во время малолетства Иоанна Грозного учащаются набеги татар на Русскую землю, увеличивается число уведенных в плен. Ко времени возмужания первого царя сложилась нестерпимая ситуация: «Первоочередной задачей внешней политики Русского государства к середине XVI века стала борьба с Казанским ханством, за спиной которого стояло Крымское ханство и, могущественная тогда, султанская Турция». В 1550 году состоялся неудачный зимний поход русского войска в Казань. В это время Митрополит Макарий по приглашению царя Иоанна Грозного путешествует во Владимир на праздник Богоявления, совершает там молебен, призывает воинов к самоотверженному подвигу. И хотя Казань из-за начавшейся распутицы не была взята, однако был заложен плацдарм для последующего покорения Казани — основан град Свияжск.

Началу победоносного похода 1552 года предшествовал молебен в Успенском соборе. Святитель Макарий «благословляет самодержца Животворящим Крестом и святою водою покропив, и молитвою вооружив, и конечную победу наказав, он проречествует ему ко уху глаголя: «О пресветлы царю и предобрыи пастырю, пологаи душу свою за словесныя своя овца, их же Бог дарова тебе паствити, имаши бо теплеишу ревность по Бозе своем и дерзаеши неотложно за благочестие страдати и Всемогущии же Бог, молитвами Пречистыя Его Матери, подает ти помощь и конечное одоление на сопостаты твоя». Во время похода в Коломне царь молится перед чудотворным Донским образом Богоматери. В Муроме он поклоняется «сродником своим и великим чюдотворцом князю Петру и княгине Февронии». В это время митрополичий боярин привозит царю святительское послание, в котором он говорит о молитвах, воссылаемых Церковью о ниспослании победы русскому воинству. Послание Предстоятеля Церкви, несомненно, имело большое значение для духовного укрепления воинства и самого царя. «Государь благочестивый прочте писание Митрополиче и благодарно въсприах и внутрь-уду на скрыжалех сердца своего написах, а грамоту велел прочитати… всем бояром и воеводам». На следующий день после праздника Покрова, в конце чтения литургийного святительского зачала Евангелия раздался взрыв крепостной казанской стены из подкопа и начался решительный штурм, после чего Казань пала.

О покорения Казани было сообщено Митрополиту Макарию, который оставался в Москве «во всем беречи царства». В Троицком монастыре царя встречала братия, в числе которой был Митрополит Иоасаф, преподобный Максим Грек. В Москве при встрече возвратившегося с победой государя москвичи услышали благодарственную речь царя, обращенную к Митрополиту, и его ответное, поздравительное слово. Есть основания утверждать, что во время казанского похода, как и в ХIV веке при борьбе с Мамаем, в русских храмах творились каноны и молитвы Патриарха Филофея «на поганыя». Имена погибших под Казанью воинов были занесены в поминальные Синодики. Вскоре было совершено святое Крещение приведенных в Москву ханских царевичей Утемиш-Гирея и Едигера. Малолетний мурза Туртас Гравирович был крещен с именем Сергия. Позднее он принял монашество и подвизался в Кожеезерском монастыре и ныне известен как преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; память 27 июня).

 

Архимандрит Макарий (Веретенников),

профессор, заведующий регентской школой при МДА

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ»
Святитель Василий Великий: «ЗЛОПОСТРАЖДИ ЯКО ДОБР ВОИН»
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ»
Холявченко Н.А.: КНИГА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ НАРОДЫ
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Поселянин Е.Н.: «В НЕМ ЗАМЕЧАЛИ ДАР ПРОЗОРЛИВОСТИ»
Преподобный Иустин (Попович): ЧЕРНОГОРСКИЙ АПОСТОЛ
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Протоиерей Константин Островский: СЕМЬЯ ЕСТЬ МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Шангина О.В.: НЕ ТОЛЬКО ХРАМ ПОСТРОИТЬ, НО И ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНИТЬ
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: НА ПУТИ В «СТРАНЫ ИНДИЙСКИЕ»
Авдеева К.А.: ЗОЛОТАЯ РОЗА ЧЕНСТОХОВЫ
Протоиерей Николай Крикунов: НЕСЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПОДВИГА
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
СНИСКАЛ ОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ
Протоиерей Николай Гурьянов: НЕ РОПЩИ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март 2008 г.
стр. 23
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011