На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Проповедь

«ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ»

Предыдущая Следующая

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

31 марта исполняется 45 лет со дня иерейской хиротонии магистра богословия схиархимандрита Иоанна (Маслова), автора многих фундаментальных богословских сочинений.

Отец Иоанн начал свое служение Господу в знаменитой Глинской пустыни под руководством духовно опытных Глинских старцев. В этом монастыре он принял монашеский постриг, а после закрытия пустыни в 1961 году продолжил свое образование в Московской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии. Долгие годы преподавал в Московских Духовных школах и воспитал целую плеяду священнослужителей. Прославился многими благодатными способностями и подвигом старчества.

Земной путь отец Иоанн закончил в Сергиевом Посаде 29 июля 1991 года.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II называет отца Иоанна выдающимся подвижником ХХ века. По словам Святейшего Патриарха, «благополучие общества, то, как будут жить у нас на Руси, зависит от усердия пастыря».

Предлагаем вниманию читателей нашего журнала одну из проповедей отца Иоанна.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его. Но наиболее глубоко проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тяжесть содеянных грехов, скорбящей об утрате чистоты и райского блаженства. Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца.

Особенно благотворное воздействие на душу оказывают песнопения Страстной седмицы. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», — молится христианское сердце Богу, милующему грешников. Вникнем в смысл этих слов. Чертог Спасов — место особенного присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, на всяком месте владычества Своего, но Чертог Спасов есть Небо, где Бог во свете живет «неприступнем» (1 Тим. 6, 16), восседая на Престоле Славы Своей в окружении множества воинств Небесных (Дан. 7, 10; Апок. 5, 11). Из Чертога Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет во Славе Своей судить живых и мертвых.

В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют яко солнце (Мф. 13, 43), все праведники.

Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия. Апостол Павел был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4). Святой Андрей, Христа ради юродивый, удостоился однажды такого видения. Прекрасный юноша, сшедший с горних обителей, держал в руке три венца. Святой Андрей, подойдя к юноше, спросил: «Продаешь ли венцы эти? Сам я хотя и не могу купить, но я пойду и скажу господину моему, и он даст тебе за них столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвечал: «Поверь мне, что если бы ты принес золото всего мира, то и тогда я не отдал бы ни тебе, ни другому кому ни одного венца, ибо они не от мира сего суетного, но из сокровищ Небесных. Все сокровища мира сего не стоят и одного венца райского» (Четии-Минеи, 2 октября). Как свет солнца превосходит всякий земной свет, так Чертог Небесный превосходит всю красоту земную. Свою обитель Господь отдает людям и Сам призывает в нее: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Но вот беда: не готовы мы к тому, чтобы явиться в Небесный Чертог Господень — «одежды не имам, да вниду в онь». Живя беспечно, согрешая беспрерывно, мы уклонились от благодати Божией, обнажили свою душу, а теперь не имеем одежды — чистоты души и жизни христианской, чтобы войти в святые обители Господа. Какими только греховными сквернами ни обременена душа наша: леность, сластолюбие, празднословие, осуждение, клевета, самолюбие, честолюбие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Эти пороки совлекли с нас одежду брачную, одежду жизни вечной, и одели в одежды греховные, а в одежде беззакония — как явимся Богу нашему? Однажды, учит нас Спаситель в Своей притче, один человек — царь — устроил брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир, но те не захотели прийти. Он послал другой раз, но те опять не пришли. Тогда царь приказал рабам идти на распутия и звать на пир всех, кого найдут. Рабы исполнили приказание своего господина, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. И говорит ему: друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, а мало избранных (Мф. 22, 2-14). Чтобы не случилось подобного с нами, возвратимся от беззакония нашего, сотворим суд и правду (Иез. 33, 19), облечемся в светлую одежду спасения, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 49). Но где же взять эту одежду? Ее подает Спаситель наш Господь Иисус Христос. Поэтому в великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Он, Милосердный, даровал нам эту одежду в таинстве Крещения, дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 22), чтобы быть нам чадами Божиими (Ин. 1, 12), ибо все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27).

Крещение сняло с нас первородный грех, сделало нас чистыми и невинными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем по обычаю мира сего, по воле... духа, действующего... в сынах противления (Еф. 2, 2). И Святая Церковь, как заботливая мать, напоминает нам о высоком предназначении христианина, указывает на наше удаление от Бога, и мы сокрушенно взываем к Нему: Светодавче, спаси мя! И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это — покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе — вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов. Облечемся же, «якоже избраннии Божии», в смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь (Кол. 3, 12-14). Из глубины наших сердец возопием к Богу вместе со всей Церковью: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя, и введи в Твой Небесный Чертог». Аминь.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ»
Святитель Василий Великий: «ЗЛОПОСТРАЖДИ ЯКО ДОБР ВОИН»
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ»
Холявченко Н.А.: КНИГА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ НАРОДЫ
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Поселянин Е.Н.: «В НЕМ ЗАМЕЧАЛИ ДАР ПРОЗОРЛИВОСТИ»
Преподобный Иустин (Попович): ЧЕРНОГОРСКИЙ АПОСТОЛ
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Протоиерей Константин Островский: СЕМЬЯ ЕСТЬ МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Шангина О.В.: НЕ ТОЛЬКО ХРАМ ПОСТРОИТЬ, НО И ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНИТЬ
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: НА ПУТИ В «СТРАНЫ ИНДИЙСКИЕ»
Авдеева К.А.: ЗОЛОТАЯ РОЗА ЧЕНСТОХОВЫ
Протоиерей Николай Крикунов: НЕСЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПОДВИГА
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
СНИСКАЛ ОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ
Протоиерей Николай Гурьянов: НЕ РОПЩИ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март 2008 г.
стр. 18
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011