На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: март 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Алексий II (Ридигер) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II (Ридигер)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Слово первосвятителя

«ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ»

Предыдущая Следующая

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

Из доклада на Епархиальном собрании духовенства г. Москвы 24 декабря 2007 г.

 

Почти на каждом Епархиальном собрании мы касаемся болезненной для нас темы, которая до сих пор остается язвой на теле церковном. Это невнимательность, равнодушие, душевная черствость, а иногда и грубость в отношениях с прихожанами некоторых священнослужителей. Люди обращаются к священнику с просьбой выслушать их, побеседовать о том, что их волнует, беспокоит, тревожит, а священник часто, ссылаясь на занятость, отказывается их выслушать, посочувствовать, помолиться вместе с пришедшим к нему, утешить его или слушает невнимательно, рассеянно, равнодушно, перебивает рассказчика. Тем самым он проявляет неуважение или даже презрение к обратившемуся к нему человеку. А когда такого священника просят совершить требу, то он совершает ее либо формально, поспешно, либо находит повод уклониться от ее совершения.

Каждый трудящийся у нас в стране имеет право на два выходных дня и священник тоже. Но не на пять же дней в неделю отходить от своих прямых пастырских обязанностей!

В последнее время наметилась тенденция утилитарно-прагматического отношения к духовной жизни. Духовные советы, руководство и чуть ли не исповедь проводятся по Интернету, посылаются «духовные» sms-сообщения. Мы не отрицаем удобств интернет-связи, можно и нужно размещать в Интернете церковную информацию. В экстренных случаях люди пользуются «телефоном доверия», и это им помогает, а иногда даже спасает жизнь. Но никакой телефон и Интернет не могут заменить личного общения. Говорить о смысле жизни, о наболевших духовных проблемах, исповедоваться и молиться с помощью даже самых совершенных технических средств абсолютно неуместно и недопустимо. Исповедь как открытие тайн души, как совместное молитвенное предстояние перед Богом всегда должна проходить с глазу на глаз, в личном общении.

Видимо, для подобных священников дороже всего их личный покой и комфорт, ближе всего их собственная персона, которую не дай Бог обременить какой-либо просьбой. Откуда такая лень, холодность и черствость? Возникает вопрос: зачем такой священник принимал священный сан, если он не хочет исполнять свой прямой священнический долг — служить Богу и людям, если он не хочет быть духовным руководителем, наставником, любящим отцом для своих прихожан? Каждый священник в акте посвящения присягает на верность Христу Спасителю, Который пришел в мир, как Он Сам сказал, не для того... чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Он же призывает всех Своих последователей: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24).

Сегодня никто не требует от священника полного «отвержения себя», не требует отдавать свою жизнь за пасомых, хотя этот евангельский призыв остается в силе во все времена. Требуется гораздо меньшее — пожертвовать не собою, а чем-то своим: частью своего времени, вниманием, частицей своего душевного тепла. Это ведь не трудно сделать, и это приносит духовное удовлетворение и радость. Такой малый, но созидательный, творческий душевный труд создает общность, внутреннее единение, соборность Церкви. Неужели кого-то из пастырей так обуяли леность и эгоизм, что и это малое служение стало для них непосильным трудом?!

У подобных лжепастырей с душевной черствостью часто соседствуют и другие слабости и пороки: преувеличенное чувство собственной значимости, заносчивость и гордыня. Секулярный мирской дух самоутверждения, лидерства заменяет в их душе свойственное православным стремление смиренно служить другим, самопожертвование. Под предлогом обеспечения личных прав и свобод в их душе происходит размывание православного сознания и мирочувствия, диавольская подмена ценностей, когда высшее заменяется низшим.

Вспомним, что Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы низшее возвести к высшему, а не наоборот. Он принял человеческое естество, «зрак раба», чтобы его обожить и возвести на Небо. Простых галилейских рыбаков Он сделал святыми апостолами, учителями вселенной. Он претворил в Кане Галилейской воду в вино. Он победил смерть и даровал жизнь. Наконец, на Божественной литургии Он — «Приносящий и Приносимый» — вместе со Своим Отцом и Святым Духом ежедневно совершает великое чудо — пресуществляет хлеб и вино в Божественное Тело и Кровь Господню. Священнику должно быть ясно, что когда он не в теории, а на жизненной практике абсолютные ценности — высшую Божию правду, Божие добро и любовь — подменяет низшим — самоугождением, леностью, корыстолюбием, двоедушием, небрежением о пасомых, — то он поступает антилитургийно, противобожественно.

Оборотной стороной невнимательности, душевной черствости является явное или скрытое, и чаще всего из корыстных мотивов, человекоугодничест-во, низкопоклонство, заискивание перед богатыми или власть имущими людьми. К одним относятся со всей канонической строгостью и принципиальностью, а к другим, в ком особо заинтересованы, — со снисходительностью, с преступным попустительством к их недостаткам, фактически потакая их порокам и грехам. Двойные стандарты везде предосудительны, так как несправедливы, но в области морали они просто отвратительны. Это мерзость перед Богом.

Подлинные христианские доброта и любовь, спасительные для человека, всегда чисты, бескорыстны, жертвенны и вместе с тем строги и требовательны. Но нередко такая действенная спасительная любовь подменяется греховной душевностью, неискренней и корыстной, когда говорят то, что человек хочет услышать, что ласкает его слух и самолюбие, а не то, что является истиной. Лживая, расслабляющая, потакающая пороку душевность духовно вредна, не спасительна, она порочит священнослужителя и Церковь, которую он представляет. Снисходительным и милостивым нужно быть не к греху и порокам, а к человеку, который кается в своих грехах и стремится к исправлению своей жизни.

Погружаясь в повседневные заботы о материальных благах, такие священники забывают свой пастырский долг и свою пастырскую присягу жить скромно, благочестиво, внешне ничем не выделяться, не превозноситься перед прихожанами. Но не надо и лжесмиренничать, быть неискренним, двоедушным, не надо заискивать, льстить ради каких-либо сиюминутных выгод. Ни гордость, ни низость не создают привлекательного образа, не приводят людей к Церкви. Напротив, они вызывают осуждение и отторжение от веры. Тлетворный мирской дух стяжательства, плотских удовольствий и развлечений развращающе действует на священников. Однако уродливое низкопоклонство, заискивание, неискренняя угодливость противны здоровому нравственному чувству. Надо сохранять пастырское достоинство и не ронять высокую честь православного священнического служения. Перечисленными греховными слабостями и недостойным поведением наносится урон не только лично священнику, но и всей Церкви, ее святости, единству и соборности. Только там, где есть братское искреннее единство веры, единство общей благодатной жизни, единство чистой, целомудренной святой любви, создается единый, целостный нравственно здоровый, сильный организм Церкви, тело Христово, которое растет, совершенствуется и развивается.

Заповедь взаимной любви, заповедь быть всем слугою и повеление апостолов плачьте с плачущими (Рим. 12, 15) призывают христианина и тем более пастыря быть в тесном единении с соотечественниками и служить им всем тем богатством и силою, которыми обладает Святая Церковь.

В связи с этим хотелось бы коснуться еще одной важной проблемы. Все священнослужители, начиная от епископа, должны дорожить единством Церкви. Иногда, озабоченные той или иной проблемой, реально или мнимо существующей, некоторые священнослужители избегают соборного ее обсуждения и решения. Они думают, что, если их идеи будут озвучены в прессе, станут достоянием Интернета, это в большей степени будет способствовать оздоровлению церковной жизни. Но вот что замечаешь: подобные выступления в СМИ содержат гораздо более резкие, чем во внутрицерковных дискуссиях, не способствующие взаимопониманию формулировки и оценки. Любое печатное слово, сказанное сгоряча, может долго, иногда в течение многих лет, сеять раздор, вносить отчуждение между православными. Враг нашего спасения пытается через слишком доверчивых людей подорвать церковный мир и единство, а любая церковная смута изживается тяжело.

Поэтому всеми силами необходимо беречь религиозно-нравственные основы жизни, сохраняя их в чистоте и неповрежденности от всяких приражений, греховных искажений, подмен и нападок врагов видимых и невидимых. В наше смутное время это основная задача православной иерархии. Это и исторический завет наших благочестивых предков, и постоянный призыв Божий. Надо хранить двери нашей души, нашей совести затворенными от духовных татей — соблазнов, пороков и страстей, которые приходят, чтобы украсть, убить и погубить. Христос Спаситель приходит к Своим ученикам через затворенные двери и приносит преизбыточествующую жизнь, мир и духовную радость. Религиозно-нравственные христианские идеалы и благочестивый настрой души — это евангельская соль, предохраняющая мир от духовной порчи. Соль не должна обуять, потерять свои спасительные свойства. Она не может быть ничем заменена. Иначе нам грозит неминуемая духовная порча и гибель, а вслед за ней — и физический распад, и смерть.

По милости Божией нам дано жить и совершать служение в совершенно иное время, когда Церковь не терпит тех напастей, которые ей пришлось пережить в прошедшие восемьдесят лет. Однако враг рода человеческого не дремлет и поныне. Врата адовы отверсты и всегда намерены поглотить Церковь Божию.

Надеюсь, что каждый пастырь подведет для себя итоги своей деятельности в уходящем году: что он сделал и делает, чтобы уберечь стадо Христово от опасностей, могущих погубить его.

Сейчас особый период в жизни Церкви. Внимательный глаз заметит, сколько новых людей приходит в храмы и с какими трудностями сталкивается современный не воцерковленный с детства человек при восприятии церковных чинопоследований. Очень тяжело преодолевается проблема массового невежества людей в основах веры. Задача пастыря — раскрыть богатство нашего православного богослужения, открыть человеку истинное знание о Боге, Его любви к нам и Его жертве за нас.

Когда я говорил о пастырях, об их частой невнимательности, грубости, то, конечно же, это относилось и к людям, стоящим за «свечным ящиком», и еще в большей степени. Потому что часто за «свечным ящиком» стоят церковные работники, которые не понимают, какова степень духовного невежества людей, впервые перешагнувших порог храма. Они не относятся к этим людям с любовью, со вниманием. А ведь они должны быть первыми миссионерами в Церкви. От них во многом зависит, останется человек в храме или нет.

Бездействие и безразличие пастыря в вопросе духовного руководства или самочиние, проявляемое священнослужителем, может привести к тому, что он, как слепой поводырь, угодит в «духовную яму» вместе с теми, кого ведет.

Как и наши предшественники, мы находимся на переднем крае духовного фронта и боремся за величайшую победу веры над неверием, добра над злом. Памятуя об этом, Мы вновь и вновь призываем всех архипастырей и пастырей быть достойными воинами Христа Спасителя, дорожить нашим высоким христианским званием и тем благодатным временем, в которое мы живем. При постигающих же нас напастях будем помнить неложное обетование Христа Спасителя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (кондак праздника Вознесения Господня).

 

* * *

Мы получили много письменных вопросов. На один из них отвечу сразу — относительно «подготовки литургической реформы в Церкви», которой нет и быть не может. Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают сократить богослужение, забывают, что Церковь, ее уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться. Никакого пересмотра текста Великого канона преподобного Андрея Критского не будет. Церковь наша в трудные времена гонений и испытаний выстояла, сохраняя незыблемой свою традицию. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю всех вас соблюдать наши православные традиции и не смущаться частными высказываниями людей, пытающихся возвратить нас во времена обновленчества.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: март 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ»
Святитель Василий Великий: «ЗЛОПОСТРАЖДИ ЯКО ДОБР ВОИН»
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ»
Холявченко Н.А.: КНИГА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ НАРОДЫ
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Поселянин Е.Н.: «В НЕМ ЗАМЕЧАЛИ ДАР ПРОЗОРЛИВОСТИ»
Преподобный Иустин (Попович): ЧЕРНОГОРСКИЙ АПОСТОЛ
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Протоиерей Константин Островский: СЕМЬЯ ЕСТЬ МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ
Шангина О.В.: НЕ ТОЛЬКО ХРАМ ПОСТРОИТЬ, НО И ЛЮДЕЙ ОБЪЕДИНИТЬ
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: НА ПУТИ В «СТРАНЫ ИНДИЙСКИЕ»
Авдеева К.А.: ЗОЛОТАЯ РОЗА ЧЕНСТОХОВЫ
Протоиерей Николай Крикунов: НЕСЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПОДВИГА
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн(Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
СНИСКАЛ ОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ
Протоиерей Николай Гурьянов: НЕ РОПЩИ
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: март 2008 г.
стр. 9
03.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011