На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Нефедова Юлия Викторовна /Кандидат педагогических наук, Методист Московской педагогической академии
Нефедова Юлия Викторовна
Кандидат педагогических наук
Методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на пленарном заседании Международного педагогического форума Глинские чтения 27 января 2008 года.
Также по этой теме:
Митрополит Волоколамский Иларион: Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу Богослов... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Архиепископ Верейский Евгений: Как воспитать хорошего пастыря? Интервью порталу Фонда «Русский мир»
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Все публикации по теме...

Христианские принципы взаимообщения


 

Ваши Высокопреосвященства,
уважаемые председатель и участники форума!

 

Позвольте изложить христианские принципы взаимообщения, опираясь на труды святителя Феофана Затворника, святителя Тихона Задонского и схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Семейное счастье человека закладывается уже в родительской семье, так как именно отец и мать «собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних» (Феофан Затворник) образуют нрав ребенка, передают ему способы взаимодействия и взаимообщения с другими людьми. «Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям», - читаем у отца  Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».       

Святитель Феофан Затворник в своем труде «Начертание христианского нравоучения» писал о том, что «каждый рождается с самостью или семенем всех возможных страстей». Как будут развиваться эти семена, зависит в немалой степени от подражания образцам родительского поведения. Поэтому на родителях и наставниках лежит серьезная ответственность за те принципы общения, которые они воспитывают у детей примерами собственного поведения.

В своем наставлении святитель Феофан формулирует основное правило, которого должен придерживаться каждый христианин, вступающий в общение. Оно звучит так: «Охотно входи в отношения с другими, равно и сам себя держи так, чтобы всякий без робости, с открытым сердцем, мог приступить к тебе». «Отчуждённость, - читаем у святителя, - есть уродливость сердца».

Ограничивая общение, человек ограничивает и возможности познавать себя. По словам Феофана Затворника, «общение – училище самопознания».

Как же необходимо христианину проявлять себя, взаимодействуя с другими людьми? У святителя мы находим описание следующих принципов взаимообщения.

 

Первый из них звучит так:                                

1. «Проявлять искреннее радушие, то есть от сердца принимать всякого, чувствовать себя довольным, истинно осчастливленным посещением другого. Нехорошо скучать и досадовать».

 

Второй принцип:

2. «Быть любезным, то есть надо сделать, - пишет святитель, - чтобы другому с нами было хорошо, чтобы он находил у нас приятность, оживал, хорошо настраивался и никогда не отходил невесёлым. Для этого нужны сговорчивость, приветливость, ласка.

Без этого человек – тяжёлый. И сам тяготится, и других тяготит».

В целом ряде произведений классической русской литературы мы можем найти образцы радушия и любезности. Приведем несколько таких примеров. Так, один из персонажей романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», Петр Андреевич Гринев, прибыв в Белогорскую крепость, отмечает, что Василиса Егоровна, жена коменданта, приняла его просто и радушно и обошлась с ним, «как бы век была знакома».

Особым расположением  ко всем приезжавшим отличались старосветские помещики. Николай Васильевич Гоголь так описывает превосходные черты их во взаимообщении: «Даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние; лошади весело подкатывали под крыльцо, кучер преспокойно слезал с козел и набивал трубку, как будто бы он приезжал в собственный дом свой, самый лай, который поднимали флегматические барбосы, бровки и жучки, был приятен моим ушам.  Но более всего мне нравились владетели этих скромных уголков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу… На лицах у них всегда была написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний…»  

 Такова сила искреннего радушия и любезности, что она способна останавливать нежелательные человеческие порывы.

 

Третий принцип взаимообщения:

3. Скромность.

«Надо скрывать свои преимущества, - учит Феофан Затворник, - и, напротив, возвышать над собою другого».

Скромность препятствует развитию самолюбия. В труде отца  Иоанна (Маслова) «Симфония по трудам святителя Тихона Задонского» читаем: «Чрез самолюбие человек противится всему закону Божию; весь бо закон и Пророцы в сих двух заповедях состоят, по словеси Христову: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем, и прочая, и ближняго твоего, якоже себе самого».         

Привлекая вновь в качестве иллюстрации литературные источники, обратимся к произведению Николая Пестова «Солдат Володя», в котором автор описывает, как юноша рассказывает историю о своем ранении и мужественном поведении как о чем-то самом обыкновенном, естественном, нисколько не выделяющим его среди других людей.  Н. Пестов называет солдата Володю «скромным героем нашей Родины» и видит в этой скромности проявление духовного величия «так много страдавшего и исполненного героизма мальчика».

 

4-ый принцип называется так:

4. Кроткое миролюбие.

В чем оно проявляется? Святитель Феофан поясняет: «Ни сам не оскорбляйся, ни другого не оскорбляй, а умей содержать сердце своё всегда в союзе с другими.

Миролюбие и само мирится с другими, и других мирит, как миротворение, или даже не замечает оскорблений, как кротость. Кроткое миролюбие исключает оскорбительность, вспыльчивость, гневливость, взыскательность, непримиримость».

Обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»:

«Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но только разжигается; а кротостию часто и самые свирепые враги преклоняются, умягчаются и примиряются». Вот почему кротость определяется как плод духовной мудрости.  

 

Пятый принцип христианского взаимообщения, выделенный Феофаном Затворником:

5. Уступчивая тихость.

«Встречается ум с умом, воля с волей. Если всякий стоит на своём, разражается спор и разногласие. Тихонравный не то, чтобы не любил истины, но, открывши её, скромно уклонялся от упорной настойчивости там, где не совсем любят истину, ради ненарушения мира, в ожидании благоприятнейшего ко вразумлению случая. Уступчивая тихость исключает такие проявления поведения, как вздорность, неуступчивость, спорливость».

И кроткое миролюбие, и уступчивую тихость мы находим у одного из персонажей повести Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», полковника Егора Ильича Ростанева, человека богатырской наружности, высокого и стройного, с голосом громким, звонким и при всем этом - утонченно деликатного. Вот как характеризует его писатель: «Это был один из благороднейших и целомудренных сердцем людей, которые даже стыдятся предположить в другом человеке дурное, торопливо наряжают своих ближних во все добродетели, радуются чужому успеху, а при неудачах прежде всех обвиняют самих себя… Шуму и крику в доме он боялся как огня и тотчас же всем уступал и всему подчинялся. Уступал он из какого-то застенчивого добродушия, из какой-то стыдливой деликатности, говоря при этом: «…Чтоб уж так…чтоб уж все были довольны и счастливы!» Перед своей матерью, воцарившейся в его тихом доме, капризной и непредсказуемой, он считал своею обязанностью благоговеть уже потому только, что она была мать его. По мнению самого Ф.М. Достоевского, это «характер вполне русский и плохо до сих пор указанный русской литературой».

 

Шестой принцип взаимообщения связан с любовью к истине и называется у святителя Феофана так:

6. Истинолюбие.

«Откровенно и истинно выставляй вещи так, как они есть и как убеждён. Нужно избегать лукавой лжи, обмана, хитросплетений».

Обратимся вновь к «Симфонии»: «Истина отражается в слове Божием, как в зеркале. Истина пребывает вовек. Истинность присуща духовной мудрости».

Феофан Затворник обращает наше внимание на то, что «вне духовного опыта, всякий человек судит по себе, по своим наличным познаниям и своему настроению, и в этом извращает истину».  Возвращение человека к истине лежит через его восстановление благодатью.

 

Седьмой принцип:

7. «Благоразумное слово. Цель взаимообщения - не одно удовольствие, а, главным образом, взаимное созидание во благо», иными словами, благоразумное слово направлено на взаимное нравственное совершенствование».

И здесь «нужно уметь говорить и уметь молчать. Противоположностью благоразумного слова являются праздное пустословие, шутки да остроты».

 

Восьмой принцип:

8. Хранение тайн.

«При взаимных встречах, - читаем у Феофана Затворника, - происходит непрерывный обмен мыслями и сведениями. Для сохранения мира, что узнано от одного, не передавай другому без нужды, особенно когда это может быть вредным. Держи себя так, будто не слыхал ничего. Если кому-то вверяется тайна с условием молчать, то он, передавая её, является бессовестным предателем».

Но как воспитать те добрые качества, которые лежат в основе каждого из принципов? Святитель Феофан наставляет: «Способ, как внедряет человек в сердце свое добрые расположения, состоит в немилосердном самопринуждении. Тогда уже то доброе, к которому нудил себя человек сначала, становится внедренным в его дух и как бы природным. То же надо сказать о смирении, безгневии и прочих добрых расположениях: все они при труде и поте с молитвою, благодатию Божиею напечатлеваются в душе».

Таким образом, наставникам нужно приложить колоссальные усилия и неутомимую прилежность, чтобы воспитать в себе и в детях добрые качества.

«Цель взаимообщения – образование христианской любви. Где этого нет – там вражда. Из взаимообщения, - читаем у святителя Феофана, - мы получаем благодетелей, друзей и врагов. К друзьям и благодетелям мы бываем сердечно привязаны, но эта привязанность не должна стать исключительной, не должна исключать других и отчуждать от них».

«Во взаимообщении важно уметь быть благодарным. Кто людям благодарен, тот благодарит и Бога. Благодарность – знак духа смиренного и Богу преданного».

«Друга и благодетеля, - наставляет святитель Феофан, - какого имеешь, храни и береги, как зеницу ока, и своими оплошностями не доведи себя до потери его, ибо старый лучше новых. Разрыв с другом опасен для нравственности».

«Так как друзья – лица дорогие, то должно быть очень осторожным в избрании их».

Что делать нам с врагами? И на этот вопрос мы находим ответ у святителя Феофана.

«Христианин не должен быть врагом сам никому и, сколько есть сил, со всеми быть в мире. Если каким-нибудь образом нажит враждующий, не лишай его любви, а всячески старайся помириться с ним со всеми уступками. Мстить же ни под каким видом не должно. Пусть он и не мирится, ты будь ему брат и делай всё, что делаешь любимому. Нужно помнить, что любовь ко врагам есть самая верная проба любви христианской».

Вот принципы взаимообщения, о которых нужно знать каждому педагогу, каждому родителю для того, чтобы направить усилия на воспитание в детях важных качеств, необходимых для плодотворного взаимодействия и в семье, и в обществе.

 

Благодарю за внимание.


Источник:      Глинские чтения



Публикация:
Глинские чтения
27.01.2008

Также у этого автора:
Нефёдова Ю.В.: О различии подходов к образованию ума ребенка в современной и традиционной системах обучения
Доклад на Международном образовательном форуме «Глинские чтения» 28 июля 2011 г., город Сергиев Посад Московской области... (Далее)
Нефёдова Ю.В.: Возрастные периоды в жизни человека (младенчество, детство, отрочество)
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.... (Далее)
Нефедова Ю.В.: Святоотеческое учение о юношестве: особенности возраста, цели и средства воспитания
Доклад на пленарном заседании Межденародного образовательного форума «Глинские чтения» 28 июля 2009 года. Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра (Сергиев... (Далее)
Ю.В. Нефедова: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
(Далее)
Нефедова Ю.В.: О воспитании детей
Доклад на форуме "Глинские чтения" в г. Полоцке 6 марта 2008 г.... (Далее)
Ю.В. Нефедова: «ОБЩЕНИЕ – УЧИЛИЩЕ САМОПОЗНАНИЯ»
(Далее)
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011