На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Саломатова Ольга /филолог
Саломатова Ольга
филолог

Работы этого автора

Аннотация
Очерк Ольги Саломатовой (Рудневой) о Святейшем Патриархе Сербском Павле, отошедшем ко Господу 15 ноября 2009 года.
Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека». Проповедь в день памяти святой великомученицы Варвары в Храме Христа Спасителя
17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Предстоятель Русской Церкви совершил... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Люди не могли не склоняться перед его авторитетом». Проповедь в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя
2 декабря 2011 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх... (Далее)
Геннадий Дорофеев: Великое стояние. Россия перед Поясом Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы... Святыня эта прошла по нашей стране, пробуждая дремлющий дух народа, выводя на улицы, приводя в храмы старого и младого. Зачем поднимались мы раным-рано, чтобы успеть... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Именно в образе ближнего нам является Господь». Слово в день престольного праздника храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
6 ноября 2011 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице и праздник иконы Божией Матери... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Господь поможет нам построить жизнь духовно крепкую, целостную, здоровую». Слово на открытии X выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства»
4 ноября 2011 года в Центральном выставочном зале «Манеж» Святейший Патриарх Московский... (Далее)
Все публикации по теме...

О жизненном пути и личности Патриарха Сербского Павла


Позапрошлым летом мне довелось побывать в Сербии. Ехала я туда на поезде, поэтому первое, что бросилось в глаза – это бесконечные поля, засеянные злаками и огромные пространства, занятые виноградниками и сливовыми рощами… В России почему-то земли за редким исключением не обрабатывают. Здесь же люди привыкли трудиться на земле. А живут они бедно в основном из-за войн, которая следует одна за другой, не давая передышки экономике. Но вместе с этим сербы – удивительно гостеприимные, открытые и оптимистичные люди.


Святейший Патриарх Сербский ПавелВ Сербии очень любят русских. Что нас с ними объединяет? Первое, что приходит на ум, – это Православие. Действительно, Сербия – православная страна. Христианство предки сербов приняли еще раньше нас – приблизительно во второй половине IX века. Оно дало мощный толчок развитию сербской государственности и культуры. Но в самом конце XIV века сербы, проиграв битву на Косовом поле, оказались под властью турецкого ига, окончательно свергнуть которое им удалось лишь в начале ХХ века. Мусульмане-турки всячески притесняли православных сербов, в то время религия являлась для сербского народа единственной объединяющей идеей. Потом Сербия вошла в состав социалистической Югославии. И. Тито, конечно, не вёл таких масштабных и жестоких гонений на церковь и церковнослужителей, как И. Сталин, но храмы закрывались, монастыри разгонялись, были и непомерные налоги, и лагеря, и расстрелы…

Какое сейчас православие в Сербии? Практически такое же, что и у нас, в России, с той лишь разницей, что процентное соотношение православных и мусульман в Сербии примерно равно. Все сербы считают себя православными, но в храм постоянно ходят далеко не все…

Сербы – очень общительный и гостеприимный народ, со мной часто знакомились на улицах, подсаживались за мой столик в кафе. Достаточно часто темой для разговора служило православие. Они совершенно не стесняются говорить на эту тему, не считая религиозную принадлежность чем-то глубоко личным. Из моего личного опыта, могу сделать вывод, что для них во многом истинное православие ассоциируется с личностью их тогдашнего Патриарха Павла. Ни один из моих случайных знакомых не отозвался о нём с иронией или презрительно; как только я задавала вопрос о патриархе, на лице собеседника появлялась серьёзность и уважение, а речь была наполнена почтительными обращениями.

Меня очень заинтересовал этот факт. Неужели правдой было то, что они мне рассказывали про Патриарха? Неужели действительно он по Белграду перемещался на общественном транспорте, сам себе чинил ботинки и штопал подрясник? Сам чинил кровлю на здании патриархии и проводил электричество? И это все было не в XIX веке, а буквально пару лет назад. Мне захотелось узнать больше о жизни этого удивительного человека.

 

***

 

Будущий Патриарх Павел в миру носил имя Гойко Стойчевич. Родился Гойко в 1914 году на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи в одном из сёл на территории современной Хорватии. Будучи еще очень мал, Гойко лишился обоих родителей: сначала умер отец от туберкулеза, а через три года умерла и мать. С этих пор начались скитания Гойко по родственникам. Сначала он жил у тёти по отцу, потом переселился к дяде по отцу. Тётя заменила ему родную мать. Она отдала его в начальную школу, где Гойко учился весьма прилично. Поскольку мальчик с самого раннего детства был очень слаб здоровьем (однажды над ним даже зажгли свечу, подумав, что он умер), то тётя решила, что толку от него в деревне не будет и, снабдив всем необходимым, отправила  в Тузлу к дяде, чтобы в тамошней гимназии Гойко продолжил обучение. В семье дяди было 8 своих детей, семья жила очень скромно, но несмотря на это дядя всем детям дал высшее образование, а некоторые даже получили учёные степени.

Как ни парадоксально, но в гимназии Гойко лучше и легче давались естественные науки, а по Закону Божьему была «двойка». Но семья, в которой воспитывался мальчик, была очень религиозной. Именно под влиянием семейной атмосферы Гойко после окончания гимназии сделал выбор в пользу православной духовной семинарии в Сараево. Семинария была достаточно сильной школой того времени, поэтому после окончания ее он без труда поступил на богословский факультет университета в Белграде, при этом он параллельно осваивал полный курс наук  в VI Белградской мужской гимназии.

Когда он окончил университет, был 1941 год. Гойко вернулся в родное село в Хорватии, чтоб, отдохнув немного, приняться потом за изучение медицины. Но жизнь распорядилась по-другому. Хорватия очень быстро стала фашистским независимым государством, где проводился геноцид сербов, поэтому Гойко вынужден был бежать в Белград. Он работал на тяжёлых работах, чтоб как-то прокормить себя, но вскоре на стройке получил травму, так что работать больше не мог.

Хороший Гойкин друг иеромонах Елисей (Попович) отвез тогда его в монастырь Св.Троицы в Овчаре . У монастыря было большое хозяйство, поэтому Гойко давали лёгкую работу и кормили его.

Но война добралась и до монастыря. Территория переходила из рук в руки, и все стремились навести там свои порядки: грабили, избивали, творили бесчинства в монастырях. Недалеко от монастыря был открыт приют для детей-сирот из Боснии. В этом приюте в качестве воспитателя и преподавателя Закона Божьего трудился Гойко. В один из жарких дней Гойко повел группу детей на реку купаться, вдруг один из ребят стал тонуть. Гойко спас ребёнка, но вечером у него поднялась температура. Врачи сказали – туберкулез. Стоит заметить, что в то время туберкулез не лечился, и смертность от него была очень высока. Гойко уволили из приюта, и он оказался в монастыре Вуян, где ему было запрещено посещать монастырские службы вместе с братией и вообще всячески контактировать с людьми. Гойко усердно молился Богу в своей келье. И вдруг каким-то чудом у него, слабого с детства здоровьем, стали появляться признаки исцеления. Именно в этом монастыре Гойко решил, что станет монахом. А в благодарность за исцеление вырезал перочинным ножом деревянный крест и подарил его монастырю.

Шёл 1945 год. Гойко перебрался в монастырь Благовещения, который после войны находился в весьма плачевном состоянии. Гойко, по воспоминаниям очевидцев, был тогда еще очень слаб здоровьем, но всячески старался помочь братии в восстановлении обители. Он был очень рукодельным: вырезал из дерева, пел на клиросе, мог сделать и починить абсолютно всё. В то время нелегко было найти обувь. Случалось, что кто-нибудь из братии найдёт какие-нибудь ботинки со сносным верхом и отнесёт их Гойко, а тот из старой резиновой покрышки или доски смастерит новые подмётки – вот тёплые ботинки на зиму.

Несмотря на свой недуг Гойко всё время занимался самообразованием. Читал он быстро и много. Читал всё: и литературные журналы, и богословские книги, и философскую литературу. Монахи очень любили его слушать, потому что рассказывал он просто, доступно и интересно. Однажды произошёл такой случай. В монастырь пришёл милиционер и стал разговаривать с Гойко о Марксе и коммунизме. Гойко внимательно слушал его, но вскоре сам стал рассказывать ему о коммунизме. Милиционер понял, что Гойко разбирается в вопросе намного лучше него и бросил ему в ответ: «Да тебя убить надо! Я вижу, ты всё это лучше меня знаешь, а в жизнь проводить не хочешь!».

Советский период истории Сербии, как и в СССР, прошёл под знаком атеизма. Власть не столько закрывала монастыри, сколько сокращала их наделы, при этом обкладывая непомерными налогами. Из монастыря, в котором жил Гойко, были конфискованы все волы. Понятно, что хозяйство без скотины обречено на разорение…

В 1948 году накануне праздника Благовещения в монастыре Благовещения Гойко принял монашеский постриг с именем Павел. Спустя год после этого события братия Благовещенского монастыря, чтоб как-то выжить в суровое время во главе с настоятелем перешла в монастырь Рача. Монахи этого монастыря жили в сотрудничестве с местными жителями, помогая им и рабочими руками, и едой, а местные жители, в свою очередь, не оставляли своим попечением монастырь. Так, за один 1950-й год к монастырской братии в качестве послушников присоединилось 10 молодых людей из самой Рачи. Возникла необходимость учить молодую братию богословским дисциплинам. Среди монахов самым образованным был Павел, ему и доверили преподавание.

В перерывах между занятиями Павел нёс послушание на водяной мельнице, которой пользовались не только монахи, но и местные жители. Один из местных жителей, Димитрий,  будучи уже пенсионером, вспоминал, как однажды, когда он был ещё мальчишкой, монах Павел подарил ему ботинки.  То время было голодное, а он рос в многодетной семье. Как-то Димитрий шёл зимой в школу босиком. Павел, встретив его около мельницы, спросил, где его обувь. Димитрий сказал, что у него есть только старые отцовские галоши, которые сильно ему велики, и когда он в них приходит в школу, дети из богатых семей смеются над ним. Тогда Павел сделал ему ботинки: подошвой служила деревянная дощечка, а верх был сделан из автомобильных шин. Для Димитрия это был настоящий подарок.

Через год Павла пригласили преподавать в Призренскую духовную семинарию.

В 1954 году Павла рукоположили в сан иеромонаха и отправили для продолжения обучения в аспирантуру богословского факультета Афинского университета, где он показал себя многообещающим богословом и смиренным, кротким и трудолюбивым монахом.

В начале 1957 года о.Павел получил звание архимандрита, а спустя несколько месяцев на заседании Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви он удостоился и епископского звания с замещением должности главы Рашко-Призренской епархии. В это время сам о.Павел был на Святой Земле, он узнал неожиданную и радостную новость спустя несколько недель, когда вернулся в Грецию. В греческом Синоде устроили по этому поводу торжество и с почестями проводили о.Павла в Белград.

На должности епископа Рашко-Призренского в Косово и Метохии ему было суждено оставаться более 33 лет. Надо отметить, что конфликт между сербами и албанцами в Косово возник не в 90-е годы прошлого века, но имеет давнюю историю. Он существует уже несколько веков, периодически разгораясь в гражданскую войну. Епископ Павел  сразу стал врагом местных мусульман-албанцев. Его ругали, оскорбляли, унижали, даже однажды выбросили из автобуса…

По самой обширной сербской епархии владыка Павел ездил без охранников в одиночку и на общественном транспорте или же вообще ходил пешком. О всех неурядицах и конфликтах сербских православных монахов и священников с албанцами он регулярно ставил в известность Синод. При этом у него не было даже собственной резиденции и секретаря, все отчёты, доклады, письма он сам печатал на пишущей машинке. Сохранились также воспоминания насельниц одного из женских монастырей Косова, они рассказывают о том, как епископ Павел, будучи у них в монастыре с визитом, чинил прохудившуюся кровлю их жилого корпуса.

Преподавал он и в Призренской Духовной Семинарии, всячески заботясь о ее благосостоянии. Рассказывали, что он жертвовал на покупку дров для отопления свои деньги, сам переплетал книги из местной библиотеки, чинил одежду и обувь учащимся. Он знал каждого семинариста лично, и с каждым у него был свой особый разговор и свои особые наставления. Учащиеся очень любили владыку за его мудрость и доброту. Семинаристы рассказывали, что владыка неоднократно мыл с ними полы в соборной церкви. О.Павел не чуждался любой работы, у него была мастерская с самыми разными инструментами. Некоторые епископы были недовольны такого рода деятельностью о.Павла, они говорили, что не подобает епископу заниматься грязной и повседневной работой. Владыка на это отвечал очень просто: «Человека унижает не работа, а скверная жизнь, грех. Если Спаситель сам мог работать руками, будучи плотником, то почему не могу и я? Если Его работа не унижала, тогда и меня не унизит».

Вполне понятно, что при такой жизненной позиции владыка не пользовался популярностью в средствах массовой информации и не считался главным претендентом на патриарший трон. Поэтому в конце 1990 года избрание его Патриархом сербским для всех, в том числе и для него самого, стало неожиданностью. Честь и обязанность первоиерарха Патриарх Павел принял как послушание, поэтому не изменил прежнего образа жизни и своих жизненных принципов. А исполнять патриаршее служение выпало ему в один из самых тяжёлых периодов сербской истории:  полномасштабные межэтнические войны в Хорватии и в Боснии и Герцеговине, эскалация конфликта в Косово и Метохии, агрессия НАТО и последовавшее за ней фактическое отторжение Косово и Метохии от Сербии и др.

Несмотря на такое тяжёлое время Патриарх везде, где только мог, проповедовал мир и созидательную жизнь в согласии друг с другом, чистые человеческие отношения.

Павла избрали Патриархом в 76 лет, но несмотря на это он не изменил своей привычки путешествовать, очень много ходил пешком. В 2004 году на 91-ом году жизни он отправился в Австралию, чтоб освятить там земельный участок для строительства колледжа имени св.Саввы. Некоторые из владык пытались отговорить его от этой поездки, но патриарх ответил со свойственным ему остроумием: «Мне-то ничего, а вот что будет с моими спутниками – не знаю, не знаю…».  Он сделал эту двухнедельную поездку как можно более насыщенной, а по возвращении из Австралии, после 22-х часового перелета отслужил в Белграде всенощное бдение, весь вечер чинил свою рясу, а утром уже летел на самолете в Москву, где его на лётном поле встречал лично Патриарх Московский и всея Руси Алексий II…

Куда бы он ни ездил, он везде старался совершать Божественные Литургии. Если же он был в Белграде, то ежедневно совершал Литургию в маленьком храме при здании Патриархии, в нём не было хора, пели только прихожане, при этом Патриарх сам облачался для совершения таинства, сам снимал рясу после службы, сам исповедовал прихожан. Он всем советовал причащаться как можно чаще, достойно готовясь к этому таинству. Так однажды он отказал в причастии некоторым студентам богословского факультета Белградского университета. Патриарх задавал всем подходящим к Святой Чаше один и тот же вопрос: «Когда вы последний раз были на исповеди?» Те из студентов, которые не смогли ответить на вопрос Патриарха не были допущены к Чаще. После Литургии Павел сказал следующее: «Вы моетесь и умываетесь, чтобы быть внешне чистыми, но не берёте в расчёт того, что вас грехи делают внутренне нечистыми».

Патриарх Павел также был автором нескольких весьма интересных исследований в области литургики. Сначала на страницах «Гласника», официального печатного органа Сербской Православной Церкви, он подробно отвечал на вопросы священнослужителей об истории богослужения и повседневной практике. Потом эти ответы были собраны и вышли отдельным изданием. Также он был редактором сборника служб сербским святым. Он был председателем комиссии по переводу Священного Писания на сербский язык, объяснения и дополнения к этому переводу за авторством Патриарха выходили дважды. Также Павел был председателем редакторского коллектива многотомного издания, посвящённого монастырям Косово.

За время, прошедшее с начала патриаршества, возобновлены и открыты новые епархии и семинарии, была создана информационная служба Сербской Православной Церкви.

С 13 ноября 2007 года Патриарх Павел находился на стационарном лечении в госпитале Военно-медицинской академии Белграда.

Ввиду плохого состояния его здоровья, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил временно передать функции Предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.

11 ноября 2008 года открылось заседание Архиерейского Собора, на котором рассматривался вопрос о возможности избрания нового Предстоятеля Церкви: первым пунктом повестки Собора было рассмотрение прошения Патриарха Павла о его отставке в связи с болезнью и преклонным возрастом. Собор не принял отставку Патриарха Павла; было принято решение, что Синод продолжит исполнять Патриаршие функции, более широкие полномочия будут предоставлены председателю Синода митрополиту Амфилохию.

Патриарх Павел скончался в 10.45 утра 15 ноября 2009 года после принятия Святых Таин в Военно-медицинской академии в Белграде.  Гроб с телом был перенесён в собор Святого Архангела Михаила в Белграде, где доступ к нему был открыт круглосуточно. Очередь к гробу не иссякала день и ночь, в стране был объявлен трёхдневый траур, день похорон объявлен нерабочим днём.

После отпевания, которое возглавил вселенский Патриарх Варфоломей, траурная процессия направилась в монастырь Раковица, где покойный завещал себя похоронить. Согласно воле покойного, фото- и видеосъемка не велась.

И в качестве заключения хочется рассказать еще несколько интересных случаев из жизни патриарха:

1. Некая госпожа рассказала историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к Патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги Патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?». Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они ещё долго смогут послужить».

2. С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с Патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной, и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев Патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести Патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу Вы легли спать?». Женщина, удивившись, ответила: «Ну... где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», – отвечает Патриарх, – «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

3. Однажды, подходя к зданию патриархии, Святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что Патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?».

4. Как-то раз Патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности, стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с Патриархом, спросил, что он думает о том, что будет, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».

Вот таким интересным человеком был 44-йо сербский Патриарх. В нем гармонично сочетались искренняя вера, кроткая любовь, острый ум, редкая мудрость, истинное трудолюбие и подлинная скромность.

 

 

Литература:

  1. Сайт «Татьянин день».
  2. Сайт Википедия.
  3. Янич Й. «Будем людьми!»: жизнь и слово Патриарха Павла. М., 2010

Источник:      Храм свв. Бориса и Глеба


Святые и Святыни

Публикация:
Храм свв. Бориса и Глеба
15.11.2011

Также у этого автора:
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011