На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Аннотация
6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Покаяние поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией». Слово после Божественной литургии в храме Спаса Преображения на Песках
5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Расточать нынешнее время мы не вправе». Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2012 года, в третью годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном... (Далее)
Все публикации по теме...

«Мы все в Церкви соединены величайшей ответственностью пред Богом». Слово в день памяти святителя Петра, митрополита Московского


6 сентября 2011 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
6 сентября 2011 г.


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие всечестные отцы, братья и сестры!

 

 

Всех вас поздравляю с праздником града Москвы, всей Церкви Русской — с днем перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.

Митрополит Петр вошел в историю как святитель, особым образом потрудившийся для единства всей Русской земли, всей Святой Руси. Авторитет святителя, который связал своей жизнью и подвигом Киев и Москву, который избрал наш Первопрестольный град местом средоточения всей ответственности Древней Руси — и светской, и духовной, — навсегда вошел в историю Церкви нашей.

Уже те, кто жил в эпоху митрополита Петра, сравнивали его с великими святителями — Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, потому что в своей деятельности он сочетал и богомыслие, и пастырскую ревность, и ответственность, и беззаветное служение людям.

В сегодняшнем апостольском чтении из Второго послания к Коринфянам мы находим замечательные слова апостола Павла, сказанные как бы в отклонение от главной темы — а темой было направление к коринфянам неких представителей апостола. Святой Павел предлагает коринфянам встретить его посланников с радушием и иметь о них попечение не только духовное, но и материальное. Именно в этой части послания содержатся слова: мы ведь не только Господу трудимся, но и человекам (см. 2 Кор. 8:21).

Святитель Петр в полной мере осуществил в жизни своей эти слова апостола — беззаветно служил Господу, укрепляя и объединяя Церковь Русскую, и одновременно послужил человекам, народу своему, в тяжкую годину татаро-монгольского ига.

Личность святителя Петра дает нам возможность подумать о священническом служении в Церкви. Действительно, по слову апостола каждый священнослужитель призван служить для Господа и для людей, и для того чтобы сочетать в одной личности такую многоплановую и ответственную деятельность и такое высокое служение, требуются особые духовные силы, как у святителя Петра.

Святитель оставил нам три замечательных послания, в которых он, в частности, говорит о том, каким должен быть пастырь. Красной нитью в этих посланиях проходит мысль об ответственности священнослужителей за Церковь и за народ. В каком же смысле священнослужитель несет ответственность пред Богом за народ? Ведь он лишен политической власти, а нередко и достаточных материальных средств к существованию. А в том смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять те незыблемые нравственные принципы, на которых только и может развиваться жизнь людей, будь то личная, семейная или общественная. Вот почему ответственность священнослужителя так велика.

А что происходит, когда священник не соответствует своему высокому предназначению? Сегодня в адрес Церкви нередко обращается несправедливая критика — несправедливая в том смысле, что какие-то отдельные случаи, связанные с недостойной жизнью конкретного священника, представляются как некий образ того, что происходит в Церкви. Но это не критика — это желание подорвать веру людей в Церковь, подорвать авторитет духовенства, сказать всем верующим: не надо ходить к этим священникам, они такие, как тот или другой, о грехах которого стало известно…

В связи с этим хотелось бы вспомнить замечательное повествование Симеона Нового Богослова, выдающегося поздневизантийского отца Церкви, который размышлял как раз на эту тему. Он говорит: как бы вы поступили, если бы к вам пришел гонец от царя земного, с тем чтобы вручить вам послание, в котором было бы сказано, что вы брат и друг царя, что в скором времени вы будете вместе с ним в его царстве и будете разделять с ним это царство, и на главу вашу будет надет венец и в белые одежды вы облечетесь? Как бы вы поступили, если бы это послание владыки вам вручил человек в грязной одежде, с непривлекательной внешностью — человек, на которого бы вы никогда не посмотрели, проходя мимо? Но ведь почему-то именно он стал этим гонцом с царской грамотой в руках! Разве бы вы его выгнали? Разве сказали бы: «иди к своему царю! у тебя слишком невзрачная внешность, и одежда твоя грязна, и выглядишь ты плохо, и впечатление производишь недостаточно благоприятное — забирай свою грамоту и уходи!»? Никогда бы вы так не сказали, и, более того, человек, который принес вам эту весть, стал бы для вас человеком близким, несмотря на свою внешнюю непривлекательность и даже, может быть, безобразие. Наверняка бы вы позаботились о нем и поддержали, даже материально!

Вот так и священник. Он приносит всем грамоту от Бога-Царя — весть о спасении. Сам он может быть в плохой одежде и может не быть примером для подражания. Но сам факт, что ему эту грамоту вручил Бог, разве не должен открыть сердце людей к тому, чтобы принять ее из его рук?

Но какая же ответственность на священнике, если кто-то не принимает грамоту из его рук, потому что он грязный, небрежный, плохо выглядит — конечно, в переносном смысле всех этих слов! Вот и получается, что служение священническое в каком-то смысле превыше ангельского, как говорит об этом Иоанн Златоуст. Рассуждая о высоте священнического служения, он сказал: почему Бог не вручил священническое служение ангелам? И отвечает: ангелы безгрешны и бестелесны, и потому Бог вручил это служение людям, которые согрешают и падают, но вместе с паствой своей восстают.

Мы все в Церкви — и духовенство, и верующие — соединены величайшей ответственностью пред Богом. Ответственность священников ни с чем не может быть сравнима. Каждое слово, каждое дело, даже чисто внешнее — как мы одеваемся, как мы ходим, на чем мы ездим — все это может отлучить от Бога малодушных и неглубоких людей, особенно подверженных внешней пропаганде, и они руку за спину заложат, чтобы не принять Божественную грамоту об их сопричастности Царствию Божию.

Наверное, особый суд будет над теми, кто был посланниками Бога-Царя и должен был вручить людям эту грамоту. Но, с другой стороны, и те, кому вручается грамота, должны всегда в своем сознании отличать святость миссии, которую несет священник, от ограниченных возможностей человеческой личности. Священник в приходе имеет особый авторитет и влияет на людей. Но ведь и люди влияют на священника, ведь они создают ту атмосферу, в которой священнослужитель духовно возрастает. Мы все объединены единой ответственностью пред Богом — потому мы и называемся Церковью Божией, общиной спасаемых, Святой Церковью.

Святитель Петр, митрополит Киевский и Московский, являет нам пример высочайшей ответственности в служении Богу и людям. И молясь сегодня здесь, пред его цельбоносными мощами, мы просили и будем просить, чтобы по его святым молитвам Господь приклонил милость Свою к единой Святой Руси, к исторической Руси, к странам, которые образовались на ее просторах, к Церкви Русской, объединяющей верных в этих странах как во времена святого святителя Петра, так и ныне. Верим, что по его молитвам и предстательству приклонит Господь милость к Отечеству нашему, народам нашим и к Церкви Русской. Аминь.


Источник:      Патриархия.ру


Святейший Патриарх
Святые и Святыни

Публикация:
Патриархия.ру
6.09.2011

Также у этого автора:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Покаяние поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией». Слово после Божественной литургии в храме Спаса Преображения на Песках
5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Расточать нынешнее время мы не вправе». Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2012 года, в третью годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви 30 января 2012 года
30 января 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Потребность общества в православной вере и культуре создаёт поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов». Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «В этот день обычная вода становится водой святой…». Проповедь в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя
18 января 2012 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011