На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Аннотация
16 июля 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную значению духовного подвига святителя для нашего времени.
Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека». Проповедь в день памяти святой великомученицы Варвары в Храме Христа Спасителя
17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Предстоятель Русской Церкви совершил... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Люди не могли не склоняться перед его авторитетом». Проповедь в день памяти святителя Филарета Московского в Храме Христа Спасителя
2 декабря 2011 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх... (Далее)
Геннадий Дорофеев: Великое стояние. Россия перед Поясом Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы... Святыня эта прошла по нашей стране, пробуждая дремлющий дух народа, выводя на улицы, приводя в храмы старого и младого. Зачем поднимались мы раным-рано, чтобы успеть... (Далее)
Ольга Саломатова: О жизненном пути и личности Патриарха Сербского Павла
Очерк Ольги Саломатовой (Рудневой) о Святейшем Патриархе Сербском Павле, отошедшем ко Господу 15 ноября 2009 года.... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Именно в образе ближнего нам является Господь». Слово в день престольного праздника храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
6 ноября 2011 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице и праздник иконы Божией Матери... (Далее)
Все публикации по теме...

«Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить?» Проповедь о духовном подвиге Святителя Филиппа


16 июля 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную значению духовного подвига святителя для нашего времени.


Святейший Патриарх Кирилл

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси — Успенском соборе Московского Кремля.

Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп — умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния.

Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: «Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их» (см. Ин. 10, 11-13).

Действительно, подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!

Что, собственно говоря, имел в виду Господь, говоря о пастыре добром, который душу свою полагает за овцы? В каком смысле пастырь должен полагать душу за овец? Душа — это синоним жизни. От какого волка пастырь должен ограждать овец? Ведь в обществе бывают разные конфликты, иногда кровавые, и, конечно, пастырь не может относиться ко всему этому безразлично. Но не во всяком конфликте похищается душа человеческая. В первую очередь пастырь призван защищать человеческие души от соблазнов греха, от растления, от того самого волка-диавола, который проникает в сознание, сердце, душу человека, соблазняет его на грех, растлевает его душу, губит его для Царствия Небесного. Ведь именно такими были поступки Иоанна Грозного. Это не было справедливым пролитием крови, и беззаконие растлевало души людей, давая пример того, как можно беззаконно и жестоко решать свои собственные проблемы.

Все то, что произошло в далеком XVI веке, является примером и для нас — в первую очередь, конечно, для пастырей. Но деяния Иоанна Грозного несопоставимы с тем, что происходит в современном мире: огромное количество человеческих страданий и несправедливости, голода и болезней; войн, непонятно во имя чего ведущихся; уничтожение огромного количества мирных, ни в чем не повинных людей. Разве это не соблазн? Разве все это не раскрепощает человеческий инстинкт жестокости и готовность во имя своих интересов идти на все?

Несопоставимо со временами Иоанна Грозного и то, что происходит сегодня в духовной жизни человека. Какие огромные силы работают для того, чтобы растлить душу, растлить разум, смешать добро со злом, исключить из человеческого общежития понятие греха! И мы видим, что это удается, — достаточно посмотреть наши телевизионные дискуссии, особенно касающиеся вопросов нравственности. Кажется уже удивительным, когда кто-то оценивает ту или иную ситуацию с точки зрения морали, тем более с христианской точки зрения, — такой человек выглядит как белая ворона. И все то, что происходит, вырабатывает некие стандарты жизни, некие стереотипы мысли, которые позволяют людям принимать грех без всяких угрызений совести.

А что же пастыри? Ведь они должны выйти навстречу волку и защитить души людей. С благодарением Богу можем сказать, что Церковь наша сегодня делает это мужественно и смело. Ну, а волк нападает на паству, как и полагается по законам борьбы. Если бы пастыри поддерживали все то, что происходит, если бы они скромно молчали, то они были бы в глазах тех самых волков людьми современными, продвинутыми, открытыми. Если же они обличают грех, они становятся людьми старомодными, отставшими от жизни, консерваторами…

Мы видим, что сегодня происходит в нашем обществе, в том числе в средствах массовой информации. Перед Церковью стоит выбор, точно такой же, какой стоял перед митрополитом Филиппом: может быть, благословить, чтобы не ссориться с волками; может быть, скромно отвернуться; может быть, сделать вид, что ничего не происходит; может быть, где-то даже и поддержать? Что уж говорить, современные люди не такие, как те, кто жил прежде, — у них другие требования, другие идеалы; почему же мешать им раскрепощать свою собственную природу так, как они сами того хотят?

Возможно, митрополит Филипп остался бы на кафедре, продолжал быть митрополитом Московским, носить священные ризы. Но каково было бы его место в тогдашней жизни Руси и в истории Церкви нашей? Так и сегодня перед каждым пастырем стоит та же дилемма — благословлять или не дать благословения, промолчать или сказать правду. Но если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? О проблемах у нас говорят только тогда, когда приводят страшные статистические данные о преступности, о коррупции, о разрушенных семьях. Мы еще способны удивляться, иногда даже ужасаться, когда в нашей жизни случаются страшные события, переходящие всякий предел нравственности. Так почему все это происходит? И Церковь говорит: надо смотреть в корень; никакими полумерами мы не решим задач, которые перед нами стоят; мы не изменим человека к лучшему, если мы забудем, что такое грех и если мы откажемся от борьбы с грехом. В конце концов, то служение, которое Церковь несет, несмотря на поношения и скорби, исполнено внутренней радости и силы, потому что это служение митрополита Филиппа, это служение святых мучеников и исповедников Российских, а именно на крови мучеников созидалась Церковь.

И обращаясь сегодня к нашим священникам, я призываю их быть дерзновенными, сильными в вере, мужественными и одновременно добрыми пастырями. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Мы не должны быть просто участниками общественной дискуссии, мы не должны выступать со злыми глазами, вцепляться в горло противнику, участвовать в публичной полемике недостойным для христианина образом. Со смирением и в простоте сердца мы должны нести свое свидетельство и нашему обществу, и всему миру. Некоторым может показаться, что это заранее проигрышная позиция, это позиция слабого. Но это не позиция слабого — это следование за Христом, ибо Он спас род человеческий не силой власти и не силой человеческого могущества, но крестом и любовью. Именно на крест взошел в этом храме святитель Филипп, память которого мы совершаем. И только исполненная крестоношения и любви миссия Церкви в современном мире и способна изменить людей к лучшему и открыть многим дверь Царствия Небесного.

Молитвами святителя Филиппа, митрополита Московского, память которого ныне совершаем, да укрепит Господь пастырей Церкви в неленостном, дерзновенном и смиренном служении спасению рода человеческого. Аминь.


Источник:      Патриархия.ру


Святые и Святыни
Московский Патриархат

Публикация:
Патриархия.ру
17.07.2011

Также у этого автора:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Покаяние поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией». Слово после Божественной литургии в храме Спаса Преображения на Песках
5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Расточать нынешнее время мы не вправе». Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2012 года, в третью годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви 30 января 2012 года
30 января 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Потребность общества в православной вере и культуре создаёт поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов». Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «В этот день обычная вода становится водой святой…». Проповедь в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя
18 января 2012 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011