На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Работы этого автора

Аннотация
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в неделю 5-ю Великого поста 10 апреля 2011 года
Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «В этот день обычная вода становится водой святой…». Проповедь в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя
18 января 2012 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Как не потерять дороги, которая ведёт к нужной и правильной цели?» Выступление в программе «Слово пастыря» от 8 января 2012 года
8 января 2012 года вышел в эфир первый в 2012 году выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2011/2012 года
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной... (Далее)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Годы, которые выпали на долю Святейшего Патриарха Алексия, были временем особого исторического значения». Слово в третью годовщину со дня его кончины
5 декабря 2011 года исполняется три года со дня кончины приснопамятного... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Именно в образе ближнего нам является Господь». Слово в день престольного праздника храма в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
6 ноября 2011 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице и праздник иконы Божией Матери... (Далее)
Все публикации по теме...

«Eё личность представляется современному сознанию чем-то совершенно несбыточным». Слово после Божественной литургии в день памяти преподобной Марии Египетской. ВИДЕО


10 апреля 2011 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом


Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Святейший Патриарх КириллВсех вас приветствую и поздравляю с 5-м воскресеньем Великого поста. В этот день мы особенно вспоминаем имя святой преподобной Марии Египетской, великой подвижницы древней Церкви, — той самой, житие которой мы слышали на минувшей седмице, когда за богослужением утрени читался полностью Великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского.

Образ преподобной Марии Египетской, ее личность представляется современному сознанию чем-то совершенно несбыточным, фантастическим, тем, что никогда и ни при каких условиях не может быть реализовано в жизни современного человека. Но все то, что совершила святая преподобная Мария Египетская, — это исторический факт. Именно потому, что это факт, он и живет в Церкви, передаваясь из поколения в поколение. А это значит, что достижение ангелоподобного состояния возможно в условиях нашего ограниченного физического земного бытия.

Святая преподобная Мария спасалась в пустыне. Большинство из нас живут в миру, в крупных или не очень крупных городах, в различных населенных пунктах — там, где господствует жизнь, устроенная не по закону Евангелия, а по стихиям мира сего. А потому очень непросто в этих условиях не только достичь того, о чем и говорить тяжело — примера святой преподобной Марии Египетской — но хотя бы встать на путь духовного совершенства. И очень часто мысли, почерпнутые нами из Евангелия, благодать, к которой мы прикоснулись во время Литургии, — возносящая нас к горнему, дающая возможность соприкоснуться с Божественным величием, стать чем-то таким значительным, что несоизмеримо с нашим человеческим бытием, — разрушаются от соприкосновения с каждодневной реальностью, разрушаются нашими слабостями, страстями, несовершенством.

 

 

Неслучайно сегодня, в 5-ю неделю Великого поста, нам предлагается Евангельское чтение от Марка, в котором повествуется о беседе Спасителя с учениками (см. Мк. 10, 32-45). Господь шел на праздник Пасхи в Иерусалим — это была четвертая Пасха за время Его общественного служения. На третью Пасху Он не ходил, потому что еще тогда, годом ранее, замышляли фарисеи, первосвященники и книжники уловить Спасителя, обвинить в богохульстве и казнить. Тогда Он отказался от паломничества в Иерусалим, потому что, по Его словам, еще не исполнилось время (см. Ин. 7, 6). Но в преддверии Своих страданий Господь вступает в Иерусалим — загодя, до праздника Пасхи. Он приходит туда зимой — по нашему исчислению, в декабре месяце, — чтобы участвовать в празднике обновления храма; и тут же сталкивается со злобой, коварством, завистью сильных мира сего, правителей народа Израильского. Тогда Господь удаляется из Иерусалима в заиорданскую область, и там, в отдалении от иудейской столицы, пребывает несколько месяцев. Очень многие Его поучения, Его слова, Его притчи были страданий именно там, в заиорданской стороне, в преддверии четвертого празднования Пасхи.

Наконец наступает время, когда нужно идти в Иерусалим. Ученики Его идут туда со страхом — их томят предчувствия. Как повествует в сегодняшнем Евангельском чтении евангелист Марк, в страхе и в трепете идут они в Иерусалим, понимая, что это участие в празднике Пасхи закончится трагически. И чтобы помочь ученикам понять, что же на самом деле произойдет в Иерусалиме, Господь говорит им о том, что, действительно, многое предстоит претерпеть Сыну Человеческому — биения, оплевания, заушения и смерть; и тут же дает им великое свидетельство о том, что в третий день Он воскреснет.

Совершенно особая атмосфера общения апостолов! Великие слова Спасителя, в которых прозревается то, что произойдет! Соприкосновение с Божиим замыслом о спасении человека, и апостолы в это соприкосновение вовлечены! Казалось бы, все прочее должно отступить на второй план. А что же происходит в этот самый торжественный и по-своему трагический момент? Ко Христу подходят два апостола, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и говорят: «Господи! Помоги нам сесть одному по правую, а другому по левую сторону от Тебя». Что же это? А это то, что с нами происходит сплошь и рядом. Соприкосновение с Божиим величием, с глубиной и силой Божиего замысла о мире и человеке, который открывается нам в Слове Божием, в Божественной литургии, в Таинстве Евхаристии, разрушается от соприкосновения с нашими каждодневными проблемами, с человеческими помыслами и вожделениями.

Но Господь даже эти несвоевременные и не соответствующие моменту слова апостолов обратил ко благу, сказав то, что каждый христианин должен иметь в сердце как Божию заповедь: «Кто из вас хочет быть бóльшим, да будет вам слугою, а кто из вас хочет быть первым, да будет всем рабом, ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и искупить многих».

В этих словах содержится Божия воля о людях, особенно о тех, кто имеет власть. Конечно, в первую очередь это относится к апостолам, а значит, к Церкви, потому что чуть ранее Спаситель говорит: «вельможи, правители мира господствуют над людьми, а между вами да не будет так», а как будет, Он сказал. Поэтому заповедь сия в первую очередь обращена к Церкви. В Церкви не может быть господства и власти — в Церкви может быть только служение любви и Божией правде. Но поскольку это служение осуществляется в мире греховном, то, как замечательно сказано в молитве при рукоположении епископа, которую мы сегодня читали над главой новопоставляемого иерарха, архиерею Божиему подобает наказывать неразумных с мудростию и любовью.

Свидетельство о Божией правде и провозглашение Божией воли должно осуществляться всегда мирно, с любовью, ибо не подобает рабу Божиему свáритися, как слышали мы также сегодня в исповедании веры, но следует, тем не менее, и жезлом управлять вверенной паствой. Именно поэтому от иерархов Церкви, от ее служителей требуется особая мудрость и особая сила духовного опыта — чтобы не поскользнуться, чтобы никогда не прибегать к силе для того, чтобы пасти паству и вразумлять оступающихся, но даже наказывать так, чтобы все служило делу Божиему и славе Божией. Потому что все, что делает епископ или священник, все, что делает Церковь, направлено на спасение людей, и не может быть никаких других целей и никаких других смыслов, кроме одной цели и одного смысла — служить спасению ближних.

Как замечательно сказал святой Иоанн Златоуст: «Я не верю, чтобы мог спастись кто-то из тех, кто не служит спасению ближнего». Спасение закрыто для любого — в том числе иерарха, священника, мирянина — кто не содействует спасению ближних своих. А потому никакие человеческие соблазны, никакие сиюминутные цели не должны закрывать перед нами величия и красоты Божиего замысла о спасении мира. И нам дается пример апостолов Иакова и Иоанна, чтобы мы могли понять: наши человеческие страсти и наша человеческая ограниченность не должны мешать нам служить делу нашего спасения и делу спасения ближних своих. Слова эти относятся ко всей Церкви, по слову Божиему: «да не будет так среди вас» — то есть среди членов Церкви. И, вразумленные этими словами, укрепимся в служении спасению ближних своих и своему собственному спасению. Аминь. 


Источник:      Патриархия.ру


Церковные праздники
Святейший Патриарх

Публикация:
Патриархия.ру
11.04.2011

Также у этого автора:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Покаяние поставляет человека лицом к лицу перед правдой Божией». Слово после Божественной литургии в храме Спаса Преображения на Песках
5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Расточать нынешнее время мы не вправе». Слово в третью годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
1 февраля 2012 года, в третью годовщину интронизации, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви 30 января 2012 года
30 января 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Потребность общества в православной вере и культуре создаёт поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов». Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «В этот день обычная вода становится водой святой…». Проповедь в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя
18 января 2012 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011