На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Дорофеев Геннадий Кузьмич /Автор и создатель сайта «Глинские чтения»
Дорофеев Геннадий Кузьмич
Автор и создатель сайта «Глинские чтения»

Работы этого автора

Аннотация
Возможна ли Верность без Веры? Чего стоит Вера без Верности? Может ли знание спасти от падения? Какую опасность на самом деле представляет проблема ИНН и электронных карт? О причинах и признаках. Когда ждать Конца Света? О Выборе как смысле и назначении жизни.
Также по этой теме:
Протоиерей Владимир Воробьёв: Только сочетание пастырской любви со строгостью могут дать добрые плоды в образовании и воспитании студентов
О жизни Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета журналу «Нескучный сад» рассказал ректор вуза протоиерей Владимир... (Далее)
Митрополит Волоколамский Иларион: «Наука и религия могут и должны взаимно дополнять друг друга». Выступление в Казанской духовной семинарии
5 ноября 2011 года митрополит Волоколамский Иларион посетил Казанскую духовную семинарию. В актовом зале духовной школы он открыл XI... (Далее)
Митрополит Волоколамский Иларион: Интеллектуальное свидетельство о вере. Интервью порталу «Православие и мир»
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион решением Священного Синода от 5 октября 2011 года назначен председателем... (Далее)
Митрополит Волоколамский Иларион: Нравственное измерение демократии
Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на международной конференции «Демократия, общество и модернизация в современной России: единство... (Далее)
Митрополит Волоколамский Иларион: Интеллигенция нужна Православной Церкви. Интервью «Российской газете»
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в интервью «Российской газете» (федеральный выпуск № 5614 (238), 24.10.2011) рассказал о взаимоотношениях... (Далее)
Все публикации по теме...

Спасительное бремя выбора. О вызовах нового времени



2


«И сказал: не будут иметь дел совсем люди рода оного,
придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными
в оном искушении окажутся выше нас и отцов наших.»

(Древний Патерик, 18,10)

 

О Вере и Верности

 

Два слова стоят рядом, два слова эти так похожи, и думается нам, что говорят они об очень близких материях. Не тождественных, но таких, которые всегда должны быть неразлучны. Вера и Верность. Возможна ли Верность без Веры? Чего стоит Вера без Верности? Кажется, что мистический флёр звукового сходства подтверждает глубинную родственность этих понятий…

Ангелы, сотворённые Богом прежде людей и нашего видимого мира, уж они ли не верили в Господа и Создателя своего, они ли не ведали Его премудрости и всесилия? Первые люди, сотворённые в мире Божией любви, они ли не верили в Творца своего небесного, Которого созерцали воочию, от Которого питались, поучались, согревались Его любовью и заботой, с Которым беседовали как с любящим и заботливым Отцом? И те, и другие, и ангелы и люди, они не просто верили, они ЗНАЛИ, ибо были в неразлучном общении с Господом. Но отпала от Бога часть ангелов, пали и первые люди… Почему так случилось, отчего – тысячелетиями люди задают этот вопрос и не находят ответа. Себя мы оправдываем маловерием, которое объясняем недостатком знания и опыта, мы ведь своими глазами никогда не видели Бога, не слышали своими ушами Его слов, обращенных к нам; а вдруг все не так? вдруг Бог совсем не такой? вдруг Ему не то от нас нужно? вдруг Ему и вовсе до нас дела нет? Мы вечно спорим о свойствах Божества и думаем: вот если бы Господь лично к нам обратился, предстал пред нами зримо и осязаемо и сказал бы: сделай то-то и то-то, вот тогда бы мы ни за что не ошиблись, не нарушили Его воли и в точности исполнили бы то, что Он нам повелел. Так почему же тогда пали те, первые? Они ведь и видели, и слышали, и понимали все, и вера их была несомненной, и знание и опыт их были такими подлинными?

Но вспоминаем притчу о Богаче и Лазаре. Мы ведь и её смысл не всегда вполне понимаем? Как же Авраам говорит страдающему богачу, что те, кто не поверил Моисею и пророкам, не поверят и явному посланцу Божьему? Ведь одно дело читать в книгах, совсем другое – видеть воскрешенным того, кто умер и слышать из его уст веления Всевышнего? Уж мы бы непременно ему поверили и сделали бы по слову Божьему, переданному этим ожившим праведником! Смысл притчи сей нам не ясен, или она неверна? И мы снова возвращаемся к началу, к падшим ангелам и падшим людям. А ведь им-то не нужны были встречи с воскресшими праведниками, потому что они и сами воочию видели источник всего сущего. Значит, от падения не может избавить ни знание, ни даже вера…

Что такое «падшее состояние»? Кого мы называем падшим? И здесь мистика созвучия. Падший – это отпадший. Предавший, отвернувшийся. Отпадший от Бога уже не может удержаться на Его высоте, он падает, падает до положенного Богом предела, вечного или временного.

Можно ли представить себе падшего робота? Компьютер? Автомобиль? Или хотя бы падшую собаку? Даже самые равнодушные к животным люди знают, что собака бывает верна хозяину до смерти и никогда не бросит его по своей воле, даже если тот груб с ней, даже если жесток, если обеднел и не может её кормить… Да, не получается представить падшую собаку или робота! Но не стоит делать поспешные выводы о том, что они лучше людей. Это не их заслуга, просто у них нет такого свойства, такой способности. Что же это за свойство такое вредное - предавать, откуда взялось и зачем оно в нас существует?

Господь Бог, сотворив ангелов и людей, наделил их одним качеством, которого нет у других созданий. Качеством бесценным и беспримерно тяжким, благодаря которому мы, люди, обретаем подобие Божие, не мыслимое без этого качества. Это – свобода воли. Это она и возвышает нас над всеми прочими тварями, и бросает нас в такую пучину греха и мерзости, в которую не опустится ни один зверь. Она, эта свобода воли, не просто позволяет нам самостоятельно мыслить и творить, она уничтожает все границы нашей самостоятельности. К счастью и к сожалению, ибо благодаря ей каждый из нас становится в очах Божиих бесценным и незаменимым, и любой из нас может причинить боль своему Творцу, отвернувшись от Него, покинув Его, надолго, навсегда, оставаясь при этом таким же бесценным и незаменимым.

И только Верность может спасти нас от этой беды.

Верность – это всегда самопожертвование. Без готовности отказаться от чего-то очень важного бессмысленно говорить о Верности.

Верность в сочетании с Верой и свободной волей образуют любовь к Богу. Без любого из этих качеств быть любви не может.

Верность есть та граница, тот коридор, тот предел, который мы сами, самостоятельно устанавливаем для своей свободной воли ради того, кого мы любим и кому преданы.

Вера наполняет Верность смыслом и содержанием и делает её отличной от фанатизма. Верность же является лестницей, которая возводит Веру к её вечному источнику. Они не могут существовать друг без друга, поодиночке они пропадут.

Когда мы хотим иного, лучшего и большего, как нам кажется, чем то, к чему нас призывает Вера, только Верность способна разрешить противоречие между нашей свободной волей и волей Божией. Когда мы не понимаем ещё смысла происходящего, смысла заповедей, наставлений, призывов Божиих, только Верность удерживает нас от катастрофы конфликта с источником жизни.

Без Веры жизнь теряет смысл и цель, без Верности она лишается цементирующей основы, образующей её цельность и гармонию, и обречена на деградацию и разрушение.

 

«Не ошибиться бы в вопросах…»

 

Мы поём гимн Вере и Верности. Мы стремимся к исполнению высокого человеческого назначения, постигнутого мудрыми ещё в древние времена. А оно просто: вырастить ребёнка, построить дом, посадить дерево, сложить молитву. Можно сказать ещё проще: сотворить добро, украсить жизнь, сделать её чуть лучше и мудрее, чем до нас. Но как бы мы не старались нарядить нашу речь, высоким слогом выразить высокие чувства, приходит время дела, и убеждения наши, заключённые в Вере и Верности Истине, подвергаются испытаниям. И тогда мы снова терзаемся мыслями: во что мы верим? И чему храним верность?

Вот и сейчас…

В какое замечательное время мы живём! Для верующего человека это время необыкновенной внутренней свободы. Перед нами открыты все пути, все поприща, нет запретов и гонений, каждый может найти себе дело по нраву и обустроить свою духовную жизнь в соответствии с нашими внутренними предпочтениями и представлениями о достойном бытии. В этой жизни нам, людям верующим, конечно же, хотелось бы сочетать материальное и духовное, достаток и праведность, земные блага и небесные ценности. Возможно ли это, совместимы ли эти понятия, или они вступают в неразрешимое противоречие? И чем дальше, тем сильнее? И мы подчас испытываем глубокое смятение, не зная, как нам быть: и мир хорош и привлекателен, и пророчества грозны, и всё больше признаков наступления последних времён. Одно за другим будоражат нашу православную среду известия о появлении неких технологических новшеств, могущих быть истолкованными как подготовка к приходу антихристовой эры. ИНН, новые электронные паспорта, универсальные карты, на которых будет, якобы, собрана вся информация о человеке… Всё это заставляет нас крепко задуматься о том, что же происходит в нашем мире, и как нам это встречать. Неужели и впрямь всё идет к концу, и Конец Света уже совсем близок? И слуги антихриста уже, не скрываясь, мостят ему дорогу, готовятся накинуть на всех нас свои электронные удавки и с их помощью оторвать от Бога?

Вот ведь прямо как по писаному получается, будто оживают страницы Откровения. Но не оставляет смятение: что-то здесь не так… То есть, конечно, можно не сомневаться: и слуги уже есть, и намерение их построить на Земле безбожное царство очевидно. Вот только неужто они так просты и думают, будто никто не слыхал никогда о пророчествах Апокалипсиса, что так откровенно пытаются их воплотить ну прямо сейчас, на глазах у почти поголовно крещёного населения нашей страны, где что ни день – то новые храмы, и Церковь Православная с каждым днём обретает всё большее влияние и авторитет? Что-то здесь не так!

Что же на самом деле стоит за нашими страхами нынешнего времени? Вот уже набирает силу волна протестов, негодования, отказов от ИНН, карт, паспортов. Что это значит и кто здесь в выигрыше? Ну, мы-то, православные, радуемся, что нас не перехитрили, не застали врасплох. И уверены, что не удастся нас затащить этими электронными сетями в антихристов рай, то есть в ад. Сами не примем и детям не дадим! Ах, как ловко и своевременно обличили мы тех, кто готовит пути антихристу! Верно, думаем мы, они теперь локти кусают с досады, что их происки изобличены. А так ли это? Неужто супостаты наши настолько наивны, что не смогли бы просчитать такой реакции верующего люда? Как бы нам самим тут не остаться в дураках. И ведь что-то подобное уже в былые времена случалось…

Дорогие братья и сестры, а, может быть, им именно это и нужно? Может быть, как раз такой реакции и добиваются те, кому Православие наше как кость в горле, палка в колёсах и баг в микрочипе? Да не нужны им в их безбожном раю наши церковные ортодоксы, ни бабушки, ни детушки, ни дяди и тёти. Не нужно им, чтобы мы каждодневно мешали им делать их безбожное дело. И вот нашёлся простой и эффективный способ убрать нас с пути – рассказать нам страшную сказку на ночь про коварные числа и хитрые карты, которые вдруг сами по себе, без спросу затащат нас в чёрную комнату и съедят наши внутренности… бррр, то есть волшебным образом превратят нас из пушистых агнцев в лохматых козлищ. На какую же нехитрую приманку мы ловимся, как дёшево покупаемся! Теперь уже вместо борьбы со своими грехами мы готовы бороться с наукой и техникой, уже не молимся о недругах и обидчиках, а гневно обличаем и клеймим их, да так, что и чужих не жалеем, и своим достаётся, идём не к больным, обездоленным, несчастным и не в храм, а на митинги и в пикеты к мэрии. Как же мы радуем этим недругов наших! Ведь на этом поле, по этим правилам они нас всегда обыграют, по части свар, войны компроматов, злопыхательства у них непревзойдённый опыт, мы рядом с ними дети малые, но уже озлобленные…

Что же дальше? А дальше – вот что: мы массово отказываемся от карточек, ИНН, паспортов, как следствие – ОБЯЗАТЕЛЬНО выпадаем из активной общественной, производственной, образовательной и научной деятельности, ОБЯЗАТЕЛЬНО и добровольно сдаем свои позиции, замыкаемся в своих кругах, перестаем влиять на эту жизнь, оказываемся на задворках цивилизации - в лучшем случае с мётлами в руках, а в идеале – уходим в леса, в горы, в скиты, в овраги (есть опыт прошлых веков и почин в нынешнем, правда?) и сами, без боя сдаём новым хозяевам жизни всё, что создано ХРИСТИАНСКОЙ цивилизацией! А они ведь даже ещё и не начали требовать от нас отречения от веры, от Христа… А зачем? Мы ведь сами отдаем всё, что им нужно, сами старательно подгоняем время! Вместо того, чтобы светом Христовым освящать всё, к чему мы прикасаемся – технику и технологии, науку и искусство, наконец, те же пугающие нас карточки и базы данных…

Вот искушение, испытание на Верность! Только правильно ли мы понимаем вопросы этого экзамена?

Искушения ещё будут, они есть и были всегда, их никому не избежать. И они не в том, принимать или не принимать ИНН или карточку, а в том, быть со Христом или без него. Никакая карточка, никакой документ сами по себе не сделают нас врагами Божиими, если мы явно и сознательно сами не придём к этому. Быть истинным христианином можно и с электронным паспортом в кармане, быть безбожником и негодяем можно и в землянке, не моясь и не умея читать.

Но мы готовы принять навязываемые, а точнее – просто подсунутые нам правила игры. Где-то целыми общинами отказываются от ИНН, где-то священники и даже православные СМИ виноватят во всём Патриарха и архиереев, пожар споров разгорается, и в его дыму всё труднее разглядеть абсурдность происходящего. Кому-то уже видится в недалёком будущем итог: наше православное общество раскалывается, начинает войну само с собой, мы теряем доверие к пастырям, перестаём их слушать, и в результате Церковь наша слабеет и в перспективе перестает существовать. А кто-то при этом радостно потирает руки: как всё оказалось просто, маленькая провокация – и всё устроилось само собой! И ведь всё это уже было! Раскол – отличный инструмент в борьбе с Церковью. Но этот грех, грех раскола, неизмеримо тяжелее, чем любой другой грех, даже и тот, что вызывает раскол. Об этом надо бы крепко помнить иным нашим непримиримым борцам за чистоту Православия.

Теперь пару слов о технической стороне дела. Почему нас так пугают ИНН, карточки, электронные паспорта? Это признаки приближения Царства антихриста? Очевидно, да. Но такими же признаками являются и машины, самолёты, компьютеры, телефоны, томографы. Почему нас так пугает, когда нам присваивают номер? Да ведь это было всегда, и старые паспорта содержат номера, не отменяя наших имен. В классном журнале нас нумеровали, на домах и квартирах стоят номера. Число, номер – это самый естественный и удобный способ учета. А если кто не очень силён в теории реляционных баз данных, достаточно представить себе, что мы идём на новоселье к другу, и в восьмисотквартирном доме нам нужно найти не квартиру № 658, а квартиру Иванова П.И. Хватит ног обегать десять подъездов по двадцать два этажа?

Нас пугает, что где-то будет вся информация о нас? Полно, она и так есть, кому надо, будет иметь к ней доступ, и от этого никуда не деться. Мы ведь хотим, чтобы нам быстро продавали билеты на поезд, без волокиты пересчитывали пенсии и зарплаты, без беготни по десяткам инстанций начисляли пособия, льготы, налоги… Разве обойтись здесь без компьютеров и баз данных? Чего мы боимся и что нам прятать? Свои грехи? Вот они-то вряд ли будут записаны в карточке, а если и будут, то в совсем другом месте, и никто не спросит нас, можно ли их туда вписывать… А Господь Бог и так всё знает! Что же, Бога не стыдимся, а людей боимся? Ну так без Его воли никто нас не обличит, а будет Его воля – никакие карточки не потребуются. И почему карточек боятся больше всего те, у кого и нет ничего? А банкиры, богатые люди не боятся? Или мы, православные, грешнее безбожников и маловеров?

Вопрос безопасности информации и злоупотреблений, конечно же, существует, но разве это дело Веры и Церкви? Надо ли этому вопросу придавать вероучительный смысл? Он в равной мере касается верующих и атеистов, христиан и иудеев. Отдадим же кесарю – кесарево, и пусть этим занимаются специалисты.

Мы не хотим прихода царства антихриста. Но сейчас мы часто пытаемся бороться не с причинами, а с признаками.

Если мы знаем, что появление почек и первой травки на солнечном пригорке свидетельствует о приходе весны и возможности половодья, разве будем мы бороться с растениями? Рубить деревья, выпалывать траву, надеясь продлить зиму? Нет, мы будем готовиться к паводку, укреплять дамбы, запасать продукты и медикаменты. Признаки говорят нам: готовьтесь! Будьте бдительны! Предстоят испытания, соберитесь с силами и встретьте их достойно.

Антихрист придёт не тогда, когда наука и техника достигнут высокого уровня, а когда пристрастие к земному, временному окончательно перевесит любовь к вечному, когда плоть поработит дух, и заповеди Божии вовсе перестанут быть основой нашего бытия. А карточки и ИНН здесь совсем не при чём, это всего лишь сопутствующие явления. Предначертанному в Священном писании надлежит сбыться, но если же, по милости Божией, будет иначе, или сроки отодвинутся – то вовсе не оттого, что мы будем воевать с номерами, карточками, компьютерами и лифтами в многоэтажных домах (всё это в равной степени разумные и полезные достижения цивилизации), а если мы уверуем, покаемся и изо всех сил будем стараться стать лучше и ближе к Богу. Или нам не в чем каяться? Или уж так добры и безгрешны мы? Или не можем мы силы свои употребить на добрые дела? Нужно отказаться от ИНН и карточек? А почему бы также и не от трамваев, самолётов, телефонов, лекарств? Ведь относительно наших апокалипсических ожиданий всё это явления одного порядка…

Вот что говорили святые старцы о последних временах:

«Святые отцы скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: что сделали мы? И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: мы сотворили заповеди Божии. Еще спросили: следующие за нами сделают ли что-нибудь? Сказал же: достигнут половины нашего дела. - А после них что? - И сказал: не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении (dokimoi— перенесшими испытания и устоявшими в добре) окажутся выше нас и отцов наших.» (Древний Патерик, 18-10)

Мы давно живём среди этих искушений. Мы всегда делаем свой выбор в пользу добра или зла, Света или Тьмы. Пойти в храм или в бар? Обойти грязного нищего стороной или оказать ему посильную помощь? Поухаживать за больной матерью или съездить на Канары? Мир сам по себе не хорош и не плох, бар и Канары – это ещё не грех. Но если мы оказываемся на распутье, если нам предлагается выбор – вот тут важно не ошибиться, важно испытать, искусить свою душу – что для неё важнее? Ибо от этого выбора зависит её дальнейшая судьба. В мире есть много интересного, привлекательного не только для закоренелого грешника, но и для глубоко верующего человека. Но чемоданы наши должны быть собраны, чтобы не замедлить нам, если Господь призовет к доброму делу или к Вечной Жизни.

Смысл и назначение всей нашей земной жизни и состоит в том, чтобы сделать свой Выбор, и никому не удастся его избежать или отложить – каждому придётся сделать его в своё время и в своей форме. И не нам решать, когда и в чем нас застигнет эта необходимость. И не стоит обольщаться мыслью, что мы сами определим для себя тему и варианты этого выбора, этой великой Альтернативы – он может прийти внезапно и в неожиданном виде – будем ли мы готовы к нему? Будет ли он так прост, как проблема ИНН или карточек? Что есть выбор? Когда солдат отказывается снять с себя крест под дулом автомата – это Выбор. И когда молоденькая девушка умирает, отказываясь предать свою веру и своего Бога ради бесплатной операции – это Выбор. А принять или не принять электронную карточку, ещё и выторговывая при этом для себя право ничего не потерять… Едва ли это пойдёт в зачет на великом экзамене жизни, вряд ли избавит от необходимости в должное время, в должном месте, каждодневно и ежечасно решать для себя и пред лицом Божиим – быть ли милостивым или жестоким, великодушным или мелочным, отважным или малодушным. Быть ли в Вере своей Верным по духу или только по букве.


Источник:      Глинские чтения


Личная позиция
Общие проблемы и вопросы

Публикация:
Глинские чтения
7.04.2011

Также у этого автора:
Геннадий Дорофеев: Великое стояние. Россия перед Поясом Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы... Святыня эта прошла по нашей стране, пробуждая дремлющий дух народа, выводя на улицы, приводя в храмы старого и младого. Зачем поднимались мы раным-рано, чтобы успеть... (Далее)
Г.К. Дорофеев: Где живет Бог?
Из писем и бесед. Мы все верим в Бога. Верим в то, что Он есть, что Он создал мир, что Он может все. Мы верим, что это так. Но что же дальше?... (Далее)
Г.К. Дорофеев: О Вере и Времени
Из писем и бесед. Что есть вера в нашей жизни? Для чего нужна нам Церковь? Что дает нам она и почему без нее не получается настоящего общения с Богом?... (Далее)
Г.К. Дорофеев: О Вере и богатстве
Из писем и бесед. Это один из самых сложных и неудобных для нас, православных, и в то же время один из самых часто задаваемых вопросов – вопрос о нашей бедности по сравнению с другими народами...... (Далее)
Г.К. Дорофеев: О Вере и одежде
Из писем и бесед. Вопрос об одежде смущает многих новоначальных, приходящих в храм, и не только новоначальных...... (Далее)
Г.К. Дорофеев: О Вере и пространстве
Из писем и бесед. Наверное, любовь к путешествиям в нас заложена генетически. Дает знать себя дух – безмерный, бесконечный, вневременный, которому тесно в рамках повседневного бытия...... (Далее)
Г.К. Дорофеев: О Вере и любви
Из писем и бесед. Секрет человеческого всесилия состоит в любви к Богу. Для любящего Бога не существует в мире тайн...... (Далее)
Г.К. Дорофеев: Поверим ли мы в чудо?
Из писем и бесед. Когда мы поверим в чудеса? Что для нас чудо? Несомненно, мы считаем чудом явление, никак не объяснимое естественными законами и причинами...... (Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011