На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Илария (Харченко)
Инокиня

Работы этого автора

Свердлова Н.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

Монастырь на «Ивановской горе»

Предыдущая Следующая

 

Иоанно-Предтеченская обитель, выстроенная во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля, точнее в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». «Ивановским» назывался и мост через ров вокруг стен Китай-города, по которому проезжали из Варварских ворот на Кулишки в Белый город. Много московских преданий связано с Ивановским монастырем. Его история намного старше, чем его сегодняшние здания и стены. Монастырь считается одним из древнейших в Москве.

11 сентября, в престольный праздник, в московском Иоанно-Предтеченском женском монастыре состоялось праздничное богослужение, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. Настоятельница монастыря монахиня Афанасия (Трошева) возведена в сан игумений. По благословению матушки Афанасии населъница Ивановского монастыря инокиня Илария (Харченко)дала интервью нашему журналу.

Позвольте начать разговор с поздравления матушки Афанасии от имени Фонда святого благоверного князя Александра Невского и журнала «Русский инок» с возведением ее в сан игумений. Как матушка Афанасия начинала свой монашеский путь?

Матушка 30 лет назад поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь - одну из немногих обителей, не закрывавшуюся все советское время, которая и сейчас дает кадры для возрождения русских обителей. Матушка наша - одиннадцатая настоятельница из Пюхтиц, сейчас, кажется, уже пятнадцать насельниц этой обители стали настоятельницами. Святейший Патриарх беззаветно любит Эстонию, в которой он родился и жили его родители, он беззаветно любит Пюхтицы, они для него являются идеалом женского монашества, он там бывал еще ребенком. Потом он был там епископом, отстаивал этот монастырь во время гонений. Поэтому Пюхтицы для него - сокровище духовной жизни, поэтому он оттуда подбирает кадры для возрождения монастырей России.

Матушка прошла в Пюхтицах все послушания, которые возможны: от полевых работ до благочинной монастыря. У нее был замечательный духовный наставник, живший в Псково-Печерском монастыре, - старец архимандрит Феофан (Молявко). Она к нему в Печоры ездила во время отпуска, он ей многое предсказал и, в частности, тяжелый крест игуменства. Отец Феофан почил в 2001 году, и в том же году, в декабре, матушка была назначена настоятельницей в московскую обитель.

К этому времени в Ивановском монастыре уже образовалась маленькая общинка сестер (с 1992 года), из духовных чад настоятеля Владимирского храма в Старых Садех протоиерея Сергия Романова. Святейшему Патриарху доложил владыка Арсений, что есть возможность восстановления монастыря, и в 2000 году произошло это радостное событие - официальное решение о возрождении монастыря. Ранее монастырь был приписан к храму святого князя Владимира, приход которого и занимался первоначальным возрождением обители. Так, в 1995 году был восстановлен храм во имя преподобной Елисаветы, и в нем стали совершаться богослужения, читалось ежедневное молитвенное правило.

 

— А почему этот храм был освящен во имя преподобной Елисаветы?

Это связано с историей монастыря. В XIX веке, после войны 1812 года, обитель оказалась разоренной и была закрыта. Оставался только древний храм святого Иоанна Предтечи, но он действовал как приходской. По Божией милости, нашлась в Москве богатая вдова подполковника Макарова-Зубачева, Елизавета Алексеевна (урожденная Мазурина). Ее почивший супруг носил имя Иоанна, в честь святого пророка Иоанна Предтечи. Елизавета Алексеевна хотела пожертвовать свои средства на богоугодное дело и, посоветовавшись с духовными людьми, завещала деньги Ивановскому монастырю. На средства вдовы был построен больничный корпус с домовым храмом во имя преподобной Елисаветы, ее небесной покровительницы.

 

— А кто лечился при монастыре?

Новое открытие обители и торжественное освящение монастыря, его главного собора во имя святого Иоанна Предтечи и возведенной рядом больничной церкви с больничными кельями произошло в 1879 году. В монастырской больнице лечились насельницы нашей обители. К 1917 году монастырь насчитывал свыше трехсот насельниц. Кроме того, по уставу, который действовал в обители в конце XIX - начале XX века, в ее больнице могли проходить лечение насельницы всех московских женских монастырей.

 

— А врачи были откуда?

Сестрами милосердия были насельницы, прошедшие учебный курс по уходу за больными, а врачей нанимали, то есть приглашали из города и платили за их труд.

 

— Вы сказали, что в 1879 году было новое открытие монастыря. А что же случилось с сестрами, которые проживали в монастыре до его разорения в 1812 году? Не осталось ли хоть какой-то преемственности?

— Во время бесчинств, когда в Москве хозяйничали войска Наполеона, сестры монастыря вместе с игуменией тайно покинули обитель и поселились в Покровском Хотьковском монастыре. После войны Москва была настолько разорена, что на восстановление нашего монастыря деньги не выделили. Штатные обители содержались на средства из казны. У нас был монастырь второго класса, ему полагалось соответствующее содержание, но, видимо, в казне средств не хватало. Земли у монастыря были отобраны еще при Екатерине II в результате секуляризации. Таким образом, монастырь прекратил свое существование.

Сестры разошлись по каким-то действующим монастырям. Однако некоторые из насельниц не захотели покинуть обитель - вся их жизнь прошла здесь. Священник Василий Руднев, который в конце XIX века занимался историей монастыря, собирал предания (мы сейчас переиздали его книги), говорил, что его родственники застали четырех стариц, живших при храме. Они очень грустили по прежней монастырской жизни, не хотели расставаться с этим святым местом. Предание гласит, что они однажды прогуливались в ночное время возле храма и увидели в нем свет и молящуюся схимницу с воздетыми руками.

Они узнали в ней блаженную Марфу, нашу подвижницу, Христа ради юродивую. Монахини были твердо уверены, что монастырь будет восстановлен по молитвам святой.

В 1859 году написала свое завещание Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева. Она встречалась с митрополитом Московским Филаретом, который очень радовался тому, что можно восстановить женский монастырь. В конце 1850-х годов Макарова-Зубачева почила, ее погребал святитель Филарет, и дело восстановления монастыря продолжила ее невестка М.А. Мазурина, назначенная душеприказчицей. При ней был разобран древний храм и выстроен новый. Однако строительство затянулось, и только к 1879 году стало возможным открытие монастыря и его освящение. Игумену Николо-Угрешского монастыря отцу Пимену, благочинному общежительных монастырей, поручили найти настоятельницу обители.

 

— Ивановский монастырь -древний. Расскажите, пожалуйста, о его истории до 1812 года. Почему он посвящен святому Иоанну Предтече?

— Нам это неизвестно. Первое упоминание об Иоанно-Предтеченском монастыре, дошедшее до нас, датируется 1415 годом. Иоанн Предтеча - один из самых почитаемых святых Православной Церкви. В летописях упоминается такое чудо. Великий князь Василий Дмитриевич обратился к старцу, жившему в монастыре святого Иоанна Предтечи (предположительно монастырь находился не на этом месте, а в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы), и просил помолиться о его супруге Софии Витовтовне, дочери великого князя Литовского, которая находилась при смерти во время родов. Старец заверил, что роды пройдут благополучно и сегодня же вечером княгиня родит сына. Он благословил молиться Пресвятой Богородице и мученику Лонгину сотнику. Все так и случилось: княгиня благополучно разрешилась. Родился великий князь Василий Васильевич II, по прозвищу Темный, внук Дмитрия Донского.

А спустя примерно сто лет монастырь был перенесен на это место, на Кулишки. Кулишки - это выработка леса. Здесь были великокняжеские земли - сады, отсюда выражение «в Старых Садех». По преданию, перенесение монастыря на царские земли случилось после рождения в 1530 году первого великого князя, венчанного на царство, -Иоанна Васильевича Грозного, носившего имя святого Иоанна Предтечи и праздновавшего тезоименитство в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

 

— Какова история главного храма монастыря?

Этот древний храм был построен, как датируют искусствоведы, в 1510-1530 годах. А иконостас расписан в 1550-1560 гг., во время правления Иоанна Грозного. Древний образ святого Иоанна Предтечи, который сейчас возвращен и находится в храме, — из местного ряда этого иконостаса. Сам иконостас более или менее сохранился, но, к сожалению, он, во-первых, в разрозненном виде: часть — хранится в Государственном Русском музее, часть — в запасниках Сергиево-Посадского государственного музея-заповедника, часть в королевской галерее в Стокгольме, а во-вторых, иконы находятся в разной степени сохранности, некоторые из них записаны образами XVIII века, и их надо раскрывать.

Древний храм просуществовал до его разборки в 1860 году. На его месте был возведен новый собор святого Иоанна Предтечи. По своим размерам новый храм в несколько раз превосходил прежний. Весь монастырский ансамбль проектировал замечательный архитектор М.Д. Быковский (1801 - 1885). Я думаю, сам святитель Филарет направил Мазурину к нему. Он составил единый проект - и храм, и все прилегающие к нему здания были созданы по единому проекту, с едиными архитектурными деталями. Храм, как видите, не московской архитектуры.

 

Расскажите, пожалуйста, в какой стадии восстановления находится собор сейчас?

Большая часть монастыря принадлежит Университету МВД. Главный собор монастыря - храм святого Иоанна Предтечи - пока полностью не восстановлен. Главный алтарь храма не освящен. Живопись на стенах частично сохранилась и реставрируется. В советское время и вплоть до июля 2001 г. в соборе располагалось хранилище архива Московской области.

Ежедневное богослужение совершается в приделе, освященном в честь Казанской иконы Бо-жией Матери. По понедельникам у нас служится молебен святому Иоанну Предтече, чей древний образ, написанный в XVI веке, недавно возвращен и поставлен на то место, где он был прежде. Царь Алексей Михайлович ходил крестным ходом за этим образом. В часовне помещен точный список с этой иконы и обруч, появившийся после возобновления монастыря в XIX веке. Много паломников приезжает к этой святыне.

В древнем соборе находились мощи блаженной Марфы. Она еще при жизни была почитаема царской семьей. Супруга первого царя из династии Романовых — Михаила Феодоровича — часто приходила в Ивановский монастырь, когда была непраздной (а детей у нее было девять), и просила молитв блаженной Марфы. И в последующие годы богомольные москвички посещали монастырь, молясь о благополучных родах у мощей блаженной Марфы, и получали помощь. В наше время эта традиция продолжается.

 

Беседовала НА. Свердлова

(Продолжение следует)


Источник:      Журнал "Русский инок" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Новости
Архимандрит Борис (Холчев): Спасительное время
Поклонение великой святыне
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Преподобный Гавриил (Зырянов): «Жизненная сила души»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «У БОГА ВСЕ ГОТОВО»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), Н.А.Свердлова: Монастырь на «Ивановской горе»
Преподобный Мефодий «пеш ношаше деревья через реку»
А.С.Бочков: Вечная память Бородина
Иеромонах Гурий (Федоров), В.М.Вальков: Господь всегда рядом
Преподобный Варлаам поднялся из гробницы
Врачевство духовное, от мира собираемое
Известно ли вам?
Монах Варсонофий (Степанов): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" ноябрь 2007 г.
стр. 40
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011