На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Денисюк Никита Евгеньевич /Методист Московской педагогической академии, преподаватель воскресной школы храма прп. Сергия Радонежского на Рязанке
Денисюк Никита Евгеньевич
Методист Московской педагогической академии, преподаватель воскресной школы храма прп. Сергия Радонежского на Рязанке

Работы этого автора

Аннотация
Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.
Также по этой теме:
Н.В. Маслов: Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В наши дни, когда вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения так актуальны, особый интерес представляет учение выдающихся просветителей и педагогов о слове (о его... (Далее)
М.И. Королёв: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Межрегиональный образовательный форум «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования» 25 января 2012 г.
(Далее)
Б.Г. Бобылев: Отзыв на Международный педагогический форум «Глинские чтения»
(Далее)
Донченко Л.М.: Семейное воспитание в школьной практике преподавания литературы
Доклад на Межрегиональном образовательном форуме «Глинские чтения» 25 января 2012 года. Тема семьи является одной их главных составляющих духовно-нравственного воспитания учащихся в школе. Этой... (Далее)
Все публикации по теме...

Изображение природы как средство воспитания нравственности


Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.


Московская педагогическая академия приступает к разработке новой темы – «Искусство как средство воспитания нравственности», в связи с этим тема моего сегодняшнего доклада – «Пейзаж, изображение природы как средство воспитания нравственности», «Природа как средство Богообщения».

По мысли святителя Феофана Затворника – истинное искусство должно обращать человека к Богу, ко всему доброму, должно облагораживать чувства человека.

Истинное искусство служит возвышению души человека и приведения её к Богу.

Святитель Феофан говорит нам: «Изображай райское, святое, небесное. Эту землю плачевную преврати в преддверие неба твоим искусством. Если человека повсюду окружают предметы земные, ради коих он может забывать о небе — своем отечестве, то окружи его такими искусственными произведениями, которые напоминали бы ему о нем подобно тому, как иные, живя в чужой стране, окружают себя изображениями своего города, дома, родителей и проч.»

Что должно отображать искусство? Искусство должно обращать к вечности, то есть настоящее искусство, которое здесь, приучает человека к тем образам которыми он должен быть вечно окружен, то есть возвышает его душу, одно из средств возвышения души, возведения её к Богу это изображение природы.

Сама природа, её живописные изображения содействуют развитию в сердце человека чувства к благородному и высокому.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Что такое идея, или чувство изящного? Оно есть или воспоминание о потерянном рае, или предощущение будущего Небесного Царствия. Если изящные предметы строятся под руководством сего чувства, то вот и источник содержания для них!

Эстетические чувства суть те движения сердца, кои происходят в нем от действия на него особенного рода предметов, называемых изящными, или прекрасными.

Изящным, вообще, называют удачное и разительное выражение в чувственной форме чего-нибудь духовного, то есть мысли, чувства, добродетели, страсти(?)».

Видите, какие изображения? Когда ребёнок и вообще человек смотрит на это, он постигает красоту вот этого Божьего мира, все чувства, о которых говорит святитель Феофан, они действительно и возрастают в душе, поэтому и задача учителя и родителей, рассказать о художнике, показать его произведения и дети сами будут учиться на них…

Замечательные размышления о природе и влиянии ее на человека приводит святитель Игнатий Брянчанинов:«Природа – книга, написанная самим Богом. Книга эта постоянно открывается для тех, кто удалился от всякого греховного начинания, и грубого, и тонкого». Святитель подчеркивает, как возвеличивает человека созерцание природы:«Книга природы становит своего читателя – человека - в лике Ангелов, и делает его зрителем и проповедником величия Божия».

По мысли святителя эта книга уникальна, она была дана для чтения еще первозданному Адаму. Книга природы подобна Божественному Писанию, она раскрывает силу и свойства Бога.«Содержание книги природы: в ней читается Бог, всемогущий, премудрый, всеблагий, бесконечно высший всякой твари, достойный поклонения как Творец и Благодетель.

Великая книга природы закрыта для читателей нечистых, омраченных грехом, погруженных в наслаждения плотские, отуманенных суетным развлечением. Напрасно, по гордости своей, мнят они о себе, что и они - читатели ее! Читают они в ней мертвую, вещественную букву; не прочитывают – Бога. <…> Перед нею встанут в день страшного суда Божия все, пребывавшие в идолопоклонстве, в бедственном неведении Бога, и она осудит их». (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. I)

Созерцание окружающей природы – действенное средство духовного и нравственного совершенствования человека.

Многие святые, как мы можем видеть из их житий, через созерцание окружающей их природы, - познавали Бога. Великомученица Варвара обратилась к Богу через созерцание природы.

Отец Варвары, знатного рода, поселил единственную дочь в высокий замок, скрывая ее необыкновенную красоту от других людей.

«Оторванная от общества людей, от развлечений шумного мира, юная Варвара находила утешение в созерцании красот природы.

Видя небо, наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спрашивала живших с нею наставниц: «Кто сотворил это?». Любуясь красотой покрытых зеленью полей, рощ и садов, орошаемых источниками и реками, окруженных холмами и горами, Варвара вновь спрашивала: «Чьею рукою все это создано?»

Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, Кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию неведомого для нее Невидимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она рассуждала так:

«Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он создал все: простер широту неба, утвердил основания земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу украшает землю множеством деревьев и цветов и напояет ее реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всем промышляет».

Эти мысли породили в сердце Варвары любовь к Богу. Думая об этом днем и ночью, Варвара желала лишь одного - ближе и яснее узнать о Боге и Создателе всего».

Святые отцы говорили что они постигают мудрость при созерцании окружающей природы, но дело в том, что тогда природа была доступна, но сейчас она не всегда доступна многим детям, многие дети сейчас этого лишены, не выезжают на природу с одной стороны, а главное им не объясняют красоту природы, насколько это глубоко и красиво и вот об этом должен сказать учитель.

Педагогам нужно учить детей – созерцать природу и уметь видеть ее красоту. При проведении уроков не всегда возможно заменить стены классов на реальные пейзажи, но любой педагог может использовать для решения этих задач великолепные полотна выдающихся живописцев.

 

Обратимся к творчеству замечательного художника Бориса Валентиновича Щербакова, посмотрите как на его творчестве можно показать детям красоту природы.

Отличительной особенностью художника является редкий дар, способность передать зрителю истинную красоту природы, созерцание которой действительно пробуждают в нас чувства любви и благоговения к Богу.

Борис Валентинович Щербаков является одним из выдающихся мастеров-живописцев. Он объединил в своем творчестве опыт и приемы старых мастеров, и традиции академической школы. Художник работал во многих жанрах – это и пейзажи, и обобщающие образы русской природы, и серии литературных пейзажей посвященных творчеству поэтов и писателей, исторические портреты деятелей русской культуры, портреты современников, натюрморты.

Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года, на Благовещение, в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде) в семье художника Валентина Щербакова который, в совершенстве овладел уже забытой к тому времени техникой фресковой живописи, изучал приемы работы старых мастеров.

Большую роль в формировании Щербакова как художника явилось погружение в мир русской иконописной фрески, наблюдение им в детстве за работой отца, основным занятием которого было исполнение заказов по росписи церквей под руководством архитектора Щусева.

Мать Бориса - Клавдия Прокофьевна преподавала литературу в гимназии. Первая мировая война, а затем Октябрьская революция и Гражданская война полностью перевернули их жизнь. Чтобы не умереть от голода в холодном Петрограде, отец художника, переезжает на свою родину, в Казань, где ему предлагают место руководителя мастерской монументальной живописи. В 1933 году Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде.

Великая Отечественная война сильно изменила судьбу Бориса Щербакова, как, впрочем, и всех русских людей. С первых же дней войны он был призван в армию, прошел краткосрочные офицерские курсы, изучил военно-инженерное дело и приобрел профессию сапера. Он принимал участие в минировании Москвы перед осенним наступлением немцев в 1941 году, затем в качестве фронтового художника работал на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Он пишет прямо на передовой портреты героев, только что вернувшихся из атаки. Серия этих работ (более восьмидесяти) обладает не только высокой художественной ценностью. Это уникальный исторический документ, так как почти все герои погибли во время войны.

Правдиво передать состояние человека его внутренний мир, есть особый дар художнику от Творца. Портреты Б.В. Щербакова правдивы в них чувствуется высочайшее мастерство портретиста и духовно-поэтическое видение характера личности.

Но более всего Борис Валентинович известен своими пейзажами. В пейзажах Щербакова – вся Россия, все, что близко сердцу русского человека.

Борис Валентинович писал: «…Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своем уборе… люблю его и осенью - хмурое серо-свинцовыми тучами... люблю оживление весны и конец лета с запахом меда и яблок, и снежную тихую зиму и туманы... Словом, я люблю свою землю, свою Русь!»

«…Литература, музыка, живопись – эти средства выражения мыслей, эмоций человеческой души в самых разнообразных формах были для меня всегда интересны. Позднее литература вошла в мою жизнь, и не только как увлекательное чтение, но как источник нравственного воспитания».

Большое влияние на творчество, на выбор тематики художественного образа Щербакова, оказала поэзия А.С. Пушкина который всегда был любимым поэтом художника.

Щербаков много работает над серией литературных пейзажей, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова и М.А.Шолохова. Лермонтовский цикл составляет около сорока вещей: это Тарханы, родовое имение Лермонтовых, где он вырос, а позднее был погребен в семейной усыпальнице, и Кавказ, окрестности Пятигорска, где он погиб. Художник очень любил и хорошо знал творчество поэта. Это нашло свое отражение и в пейзажах мастера: в них много лиризма и печали, а кавказские мотивы поражают своей дикой первозданной красотой.

В середине 1970-х годов художник создает целую серию произведений, связанных с памятниками древнерусской архитектуры - золотого фонда русской культуры. Она отличается особой поэтичностью и умиротворенностью. В Ростове Великом он покорен величием и благородством пропорций белокаменного Кремля, его храмов, архитектурных построек, красотой общего силуэта и удивительной гармонией с окружающей природой.

Около десятка работ, посвященных древнерусской архитектуре, были написаны во время поездки на теплоходе на российский Север. Необычайная строгость и простота уникальных деревянных церквей в Кижах и Заонежье гармонируют с суровой природой, с колоритом белых ночей. Художник прекрасно передает сам дух русского Севера

Огромное количество пейзажей написано художником в Подмосковье.

Для него это не просто кусочек родной земли, а большая любовь мастера. Он объездил все наиболее живописные места, снимал по нескольку лет подряд дачи то на Николиной горе, то в Снегирях, отдыхая на берегах реки Десны или в окрестностях Рузы. Впрочем, отдыха как такового никогда небыло. Художник не расставался с кистью ни на минуту, стараясь запечатлеть как можно больше, чтобы донести до людей порой привычную и не замечаемую ими красоту родной земли.

Поэтическая одухотворенность пейзажей Бориса Валентиновича Щербакова, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или полузаброшенные уголки старых усадеб, величественные просторы волжских берегов или скалистые берега горных рек Кавказа, рождала в людях светлое чувство радости и любви. Именно за это они так благодарили художника, восхищались его творчеством.

Искусство Б.В. Щербакова передавая красоту природы действительно возвышает душу человека и учит через его творчество постигать Творца.

 

Хотелось бы также обратить Ваше внимание, что сейчас проходит очень интересная выставка в историческом музее, посмотрите, пожалуйста, на некоторые работы представленные там

Выставка называется «Портретная миниатюра в России. Конец XVII-середина XIX вв». проходит в Государственном историческом музее, Москва, Красная пл., 1, она будет проходить до 28 февраля.


Источник:      Глинские чтения


Духовно-нравственное воспитание
Глинские чтения

Публикация:
Глинские чтения
11.02.2011

Также у этого автора:
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011