На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: ноябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн Златоуст /святой, святитель,
Иоанн Златоуст
святой
святитель


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Выписки

Предыдущая Следующая

Святитель Иоанн Златоуст

 

(Продолжение. Начало см. «Русский инок», 2007, август-октябрь)

 

Милостыня и благотворения

 

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.

 

* * *

Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня — уничтожать нечистоты душевные.

 

* * *

Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже только врат Царствия Небесного.

 

* * *

Великое дело — человек, и драгоценное — человек милостивый.

 

* * *

Если ты подаешь хлеб с печальным сердцем, то ты потерял и хлеб, и награду.

 

* * *

Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36,27).

 

* * *

Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Оно не только не истощится, но к нему присовокупятся и блага небесные.

 

 

Гнев

 

Порочность воды — горечь, порочность тела — болезнь, порочность души — злоба.

* * *

Делающий зло не знает любви, не знает и Бога.

 

* * *

Если б человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного.

 

* * *

Где злоба и гнев, туда не прилетает дух кротости.

 

* * *

Весь гнев обращай на диаво-ла — он один твой непримиримый враг, а человек, что бы ни делал, всегда друг и брат наш.

 

 

Осуждение, клевета

 

Обратим язык наш к благословению. Будем каждый день разбирать собственную жизнь и предоставим судить о жизни других Тому, Кто в точности знает тайное.

 

* * *

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

 

* * *

Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые.

 

* * *

Я приказываю тебе не судить человека не потому, что действия его не заслуживают осуждения, но потому, что он чужой раб, не твой, а Божий.

 

* * *

Всякий падает, когда Бог его не укрепит; без помощи Божией стоять не можем.

 

* * *

Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно. Мы себя бесчестим, когда черним честь других.

 

* * *

Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал.

 

* * *

Клеветники подобны мухам: как мухи летят на чужие раны, так клеветники проискивают чужих погрешностей, дабы разгласить оные.

 

 

Кротость

 

Ничего так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие.

 

* * *

Кто обижается, когда говорят о нем худо, тот этим доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного, а кто смеется — исправляет всякое о себе подозрение в присутствуюнгих.

 

* * *

Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда, когда оно справедливо.

 

 

Прощение обид и любовь к врагам

 

Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.

 

* * *

Итак, не нападай на лежащего, но жалей о нем; если ты исполняешь заповедь о любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее, то с мытарями.

 

* * *

Будем снисходительны к своим врагам, чтобы и нам таким же обрести Бога в отношении нас.

 

* * *

Счастливое расположение души, когда мы любим всех! Спаситель сказал: любите своих врагов, открывая нам тайну, как найти рай и в сем мире.

 

 

Самоукорение

 

Апостол Павел был до крещения хульником, гонителем, досадителем, и хотя грехи его прощены, он укорял себя и за это по смиренномудрию.

 

 

Печаль

 

Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельной. Диавол смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил намерения покаяться.

 

* * *

Как возможно, скажешь, не печалиться тому, кто потерял сына или дочь или жену? Я не говорю не печалиться, но не печалиться без меры. В самом деле, если мы помыслим, что их взял Бог, что муж или сын были у нас смертные, то скоро получим утешение.

 

* * *

Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают боль души слова утешения.

 

* * *

Печаль, когда склоняется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится словами молитвы и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как некоторый луч, помощь Божия.

 

 

Самооправдание и самоугождение

 

Тяжел, несносен ропот, он близок к хуле. Ропот - это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу, а неблагодарный Богу подлинно и есть хульник.

 

 

Очищение совести

 

Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ.

 

* * *

Кто имеет добрую совесть, может постоянно праздновать, ибо это есть проявление радости о Духе Святе.

 

* * *

Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так точно и всякая печаль, даже самая великая, при-разившись к благой совести, легко рассеивается и тотчас исчезает.

 

 

Очищение ума и сердца

 

Дал Бог для разума врожденный закон как бы кормчего для корабля, как всадника для коня.

 

* * *

Подобает со всякою осторожностью блюсти сердце свое, чтобы не потерять как-нибудь мысль о Боге или не осквернить память чудес Его суетными помышлениями, но путем постоянного и честного памятования иметь святую мысль о Боге, отпечатленную в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с Любимым Богом.


Источник:      Журнал "Русский инок" ноябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Новости
Архимандрит Борис (Холчев): Спасительное время
Поклонение великой святыне
Преподобный Антоний Великий: Устав отшельнической жизни
Преподобный Гавриил (Зырянов): «Жизненная сила души»
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): «У БОГА ВСЕ ГОТОВО»
Святитель Иоанн Златоуст: Выписки
Инокиня Илария (Харченко), Н.А.Свердлова: Монастырь на «Ивановской горе»
Преподобный Мефодий «пеш ношаше деревья через реку»
А.С.Бочков: Вечная память Бородина
Иеромонах Гурий (Федоров), В.М.Вальков: Господь всегда рядом
Преподобный Варлаам поднялся из гробницы
Врачевство духовное, от мира собираемое
Известно ли вам?
Монах Варсонофий (Степанов): Из монашеской поэзии


Публикация:
Журнал "Русский инок" ноябрь 2007 г.
стр. 32
11.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011