На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Библиотека
Автор публикации:
Фурсенко Андрей Александрович /Доктор физико-математических наук, Министр образования и науки Российской Федерации
Фурсенко Андрей Александрович
Доктор физико-математических наук
Министр образования и науки Российской Федерации

Работы этого автора

Аннотация
24 января 2011 года в Москве прошла торжественная церемония открытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений. На церемонии с докладом выступил Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко.
Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Потребность общества в православной вере и культуре создаёт поле для сотрудничества Церкви и государственных институтов». Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях
23 января 2012 года в Гостином дворе в Москве состоялось... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Развивая память, мы укрепляем совесть». Выступление на открытии XVIII Международных Рождественских чтений 25 января 2010 года
25 января 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XVIII Международных... (Далее)
Все публикации по теме...

Доклад Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений


Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые участники Чтений!

 

А.А. ФурсенкоМне довелось уже седьмой раз участвовать в Рождественских Чтениях. Все их темы, строго говоря, сводились к одному – сотрудничеству государства и Церкви в важнейшем вопросе воспитания молодежи.

Речь идет о том, чтобы молодые люди жили полноценной жизнью, жизнью без наркотиков, без алкоголя, без любых других искусственных заменителей успеха, жили в мире и согласии как с окружающим миром, так и с самими собой. И для очень многих наших сограждан сегодня такая полноценная жизнь связана с Русской Православной Церковью.

 

Конечно, под воспитанием не могут пониматься исключительно уроки, семинары, лекции. Воспитание – это то, что мы делаем сами. То, что воплощено в наших действиях, в нашем отношении к различным событиям, к учебе, к труду, к близким нам людям и к тем людям, с которыми мы не согласны. Как мы себя ведем, так ведут себя и будут вести, так понимают мир наши дети.

За прошедшие несколько лет органами образования, Министерством совместно с Русской Православной Церковью были успешно реализованы многие десятки проектов. Сама совместная работа, при которой мы преодолевали недопонимание, разногласие, добивались результатов, имела большое значение. Каждый успех демонстрировал потенциал нашего сотрудничества, имел огромное воспитательное значение для всего общества – чтобы общество понимало, что мы можем, должны и движемся вместе.

Я позволю себе остановиться на нескольких примерах. Одним из самых значимых направлений нашей общей заботы было участие в судьбах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В нашей стране еще около 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы. Нужно очень многое сделать, чтобы само понятие «брошенные дети» уходило из нашей жизни».

Сегодня в нашей стране успешно действуют православные детские дома. Может быть, еще важнее то, что практически в каждом детском доме сегодня в той или иной степени ощущается присутствие Русской Православной Церкви. В каждом образовательном учреждении, которое ориентировано на решение судеб ребят, оказавшихся в сложных ситуациях, зачастую оказавшихся сиротами при живых родителях, Русская Православная Церковь ищет свое место, участвует в подготовке граждан, которые желают взять ребят на воспитание. Эта работа имеет огромное значение.

И очень важно, что во всех перечисленных программах присутствует трудовое воспитание. Я думаю, что этому вопросу следует уделять очень большое внимание во всех образовательных учреждениях независимо от того, являются ли они светскими или православными. Участие в восстановлении храмов и другого культурного наследия, помощь слабым – я имею в виду и больным, и старикам, и многодетным семьям – может быть и не связано напрямую с образовательным процессом, но в то же время учит ребят очень важному: быть нормальными порядочными людьми. Только при этих условиях они могут быть успешными в жизни.

Несколько дней назад я прочитал в газетах сообщение о том, что прокуратура Камчатки потребовала изменить уставы школ, в которых было сказано, что дети должны сами убирать свои классы, участвовать в подготовке школы к учебному процессу. Я думаю, что это ненормально. Я попросил своих сотрудников принять все необходимые меры для того, чтобы были изменены образовательные правила, которые бы создавали возможность для таких обращений. Уважение к труду – своему и чужому – начинается с того, что молодежь должна обслуживать себя. А если для того, чтобы стереть с доски, в класс надо вызывать уборщицу, это означает огромный провал в воспитании. Не может такого быть!

Сегодня сотрудничество и соработничество во всех проектах, которые мы ведем с Русской Православной Церковью, направлено на то, чтобы люди росли нормальными.

Другое наше совместное направление работы – это новые подходы в обучении. Вы знаете, что сейчас в обществе развернулась широкая дискуссия, в которой вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания противопоставляются вопросам профессиональной подготовки. В данной аудитории не надо объяснять, что это искусственное противопоставление. Но опасно то, что зачастую даже нормальные люди под воспитанием понимают какие-то специальные уроки, не принимая и не допуская, что именно хорошая профессиональная подготовка, ответственное отношение к учебе и является главным результатом воспитательного процесса.

Если мы обратимся к истории России, то, как правило, увидим, что выдающиеся ученые, труженики являли собой пример патриотизма, оставаясь таковыми, даже когда не по своей воле вынуждены были покидать Родину. Участие Русской Православной Церкви в изучении и донесении истории России до молодого поколения – это еще одна область нашего постоянного сотрудничества. Я хочу привести пример нашей совместной работы – издание «Православной энциклопедии», уникального исторического труда, который касается не столько внутрицерковных вопросов, сколько вопросов понимания, осознания и донесения до максимально широких кругов всей истории, всей культуры нашей страны, нашей Родины.

Церковь сегодня делает очень много в объединении своих усилий не только с государством, но и семьями. Именно этот аспект я хотел бы подчеркнуть, когда мы обсуждаем вопрос преподавания в 21 регионе страны курса духовно-нравственного воспитания.

Этот курс до сих пор активно обсуждается. Очень много об этом сказал сегодня Его Святейшество. Действительно, мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе. Мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие.

Я хотел бы сказать еще об одной вещи, которой мы уделяем недостаточного внимания. Этот курс способен привести к гораздо к более тесному сотрудничеству, объединению внутри семьи. Мы знаем – и в рамках наших опросов, и по отзывам, – что этот курс сблизил детей с родителями. Потому что именно на основе этого курса дети обсуждают с родителями различные вопросы. И он очень важен не только для детей, а для родителей, для их осознания культуры страны, ее истории, для осознания того, что эти вопросы надо постигать вместе. Именно поэтому, может быть, было принято решение, что надо начинать курс с маленькими детьми, которые в этом возрасте нуждаются в помощи родителей.

Уважаемые участники Чтений, воспитание нам нужно в первую очередь для сохранения единства российского общества. Решение этой проблемы лежит не на пути замалчивания потенциальных противоречий, а через их выявление на максимально ранней стадии и совместное ответственное решение.

Не замалчивать наличие различных религий, а вместе показывать единые нравственные основы, которые ведут к одному и тому же – взаимоуважению, доброжелательности и открытости. Это было целью нашего курса. Этот курс мы готовили вместе с представителями различных конфессий. Это была непростая работа, но то внимание, которое было уделено этому курсу, дало результат. Важно, что светская власть и религиозные конфессии сумели найти единый подход к воспитанию молодежи, руководствуясь указанными принципами и взяв на себя совместно ответственность за его реализацию. Я повторю, что именно совместную, потому что в каждом регионе, в каждом районе, в каждой школе в сложные моменты эти вопросы обсуждаются не только по вертикали образовательной, но и с соответствующими советами представителей конфессий.

Дорогие друзья, главная тема XIX Международных Рождественских образовательных чтений – «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Справедливости ради надо сказать, что вряд ли среди задач образования мы найдем что-то, что не является общим. Ибо нет ничего важнее для нас, чем воспитание, обучение достойных граждан достойной страны. И все, что мы делаем в образовании, это пути реализации и достижения этой главной задачи.

Я хочу еще раз обратиться с огромной благодарностью к присутствующим здесь представителям очень важных проектов, которые мы ведем вместе, за ту работу, которая постоянно делается вами в сфере воспитания и бучения наших граждан.

Благодарю за внимание.


Источник:      ОРОиК МП


Рождественские чтения
Духовно-нравственное воспитание

Публикация:
ОРОиК МП
27.01.2011

Также у этого автора:
А.А. ФУРСЕНКО, министр образования и науки Российской Федерации: ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА
(Далее)
Все работы автора...
На главнуюНа главную
Библиотека
 
  Глинские чтения    2011