На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Сборник «А дальше - просто жизнь...» К оглавлению
Автор публикации:
Дорофеев Геннадий Кузьмич /Автор и создатель сайта «Глинские чтения»
Дорофеев Геннадий Кузьмич
Автор и создатель сайта «Глинские чтения»

Работы этого автора

Аннотация
Из писем и бесед. Вопрос об одежде смущает многих новоначальных, приходящих в храм, и не только новоначальных...
Также по этой теме:
Петракова Т.И.: Православное воспитание: как научить любить
В статье раскрывается взгляд христианских педагогов на такую необычную для современного читателя тему, как воспитание любви. Даётся характеристика трёх основных «мер» любви. Прослеживается внутренняя связь христианской... (Далее)
Геннадий Дорофеев: Великое стояние. Россия перед Поясом Пресвятой Богородицы
Пояс Пресвятой Богородицы... Святыня эта прошла по нашей стране, пробуждая дремлющий дух народа, выводя на улицы, приводя в храмы старого и младого. Зачем поднимались мы раным-рано, чтобы успеть... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: Попытки разрушить нравственную основу человеческой жизни не возымеют успеха, пока Церковь будет нести людям свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 15 октября... (Далее)
Геннадий Дорофеев: Спасительное бремя выбора. О вызовах нового времени
Возможна ли Верность без Веры? Чего стоит Вера без Верности? Может ли знание спасти от падения? Какую опасность на самом деле представляет проблема ИНН и электронных карт? О причинах и признаках. Когда... (Далее)
Г.К. Дорофеев: Где живет Бог?
Из писем и бесед. Мы все верим в Бога. Верим в то, что Он есть, что Он создал мир, что Он может все. Мы верим, что это так. Но что же дальше?... (Далее)
Все публикации по теме...

О Вере и одежде

Предыдущая Следующая

Из писем и бесед



 К. Брюллов. Портрет М.А. Бекк с дочерью
К. Брюллов. Портрет М.А. Бекк с дочерью

Этот вопрос смущает многих новоначальных, приходящих в храм. И не только новоначальных. Смысл запретов и жёстких предписаний непонятен одним, другие с таким же недоумением, часто и с возмущением говорят о недопустимости нарушения прихожанами (в основном, конечно, женщинами) церковных правил. И те, и другие вполне искренни в своих убеждениях, и те, и другие приводят свои аргументы, вполне весомые для них самих и, как правило, ничего не значащие для оппонентов. Одни ссылаются на непререкаемый авторитет святых отцов, оставивших свои наставления на эту тему, решения соборов, другие говорят о реалиях жизни, о совершенно иных условиях бытия, которые не может изменить и отменить даже Церковь. Даже у священников нет единой твердой позиции по этому вопросу: в некоторых православных храмах батюшки вполне спокойно допускают к таинствам Исповеди и Причастия женщин в брюках, хотя, конечно же, в большинстве случаев такая «вольность» встречает, как минимум, строгий выговор и требование впредь одевать платье или юбку. А уж что можно услышать в храме от наших бабушек по поводу «мужской» одежды на женщинах, я даже передавать не буду. Мы, православные, по части ругани и умения уязвить и обидеть ближнего подчас дадим сто очков вперёд любым язычникам и атеистам. Так как же быть, чтобы поход в церковь, участие в богослужении не превращалось из праздника в скандал, не портило настроения, не оставляло после себя дурной осадок и разочарование?

В общем-то, думается, вопрос достаточно прост, и, чтобы ответить на него, решить эту проблему, вовсе не обязательно так уж сильно ломать себя, губить свое «я», отказываться от своей индивидуальности, по крайней мере в вопросах одежды и внешнего облика (на что, конечно же, каждый из нас имеет право). Попробуем разобраться.

Да, святые отцы и решения Церковных соборов утверждали, что не допустимо мужчине переодеваться в женскую одежду, также и женщине – в мужскую; сие есть мерзость перед Богом (не привожу сейчас ссылки на источники – мы не пишем протокол или научный трактат, а желающие глубже разобраться в вопросе без труда найдут нужные материалы). Что же, из этого следует, что почти все женщины в наших селениях (ибо кто же вовсе никогда не носит брюки, джинсы?) суть закоренелые грешницы, обречённые на погибель по православным канонам? Вот это едва ли. Святые отцы говорили о мужской или женской одежде, но они никогда не говорили конкретно о джинсах или юбках; они были по-настоящему мудры, и знали, конечно же, что понятие о мужской либо женской одежде в разные времена, у разных народов – разные. Мужская одежда – не значит непременно штаны, женская – не значит обязательно юбка. Это зависит от принятых в данной стране, в конкретное время норм, с которыми связана идентификация полов по внешним признакам, в частности, по одежде. Вот простые примеры: во времена Иисуса Христа в большинстве мест брюки не носили не только женщины, но и мужчины. В то же время во многих странах Востока штаны (шаровары) были приняты у женщин с глубокой древности – это была их норма. А в Шотландии, например, испокон веков мужчины носили (и сейчас порой носят) килт, мужскую юбку, и от этого никто их не считает извращенцами – это норма для них. И в наше время брюки уже давно перестали быть принадлежностью исключительно мужской одежды, женщины сплошь и рядом их носят, и мы к этому привыкли, привыкли настолько, что уже обычно не считаем (как, например, лет сорок-пятьдесят назад), что они, женщины, от этого теряют свою женственность. Можно спорить об эстетических или медицинских аспектах этого вопроса, но реальность такова – женщина в повседневной жизни обрела право на этот вид одежды. Наверное, это не так уж страшно; одежда – лишь покров для тела, она в определённой степени соответствует анатомическим особенностям тела; ноги же, на которые надевают штаны, есть и у женщин, так же, как у мужчин. Соответствует она и образу жизни, работы, конечно же, принятым представлениям об удобстве, украшении. Если женщина в современном мире, к сожалению, разделяет с мужчиной тяготы его трудов (часто и физических) по добыванию хлеба насущного, то, конечно же, это не может не сопровождаться и изменением норм для одежды, более подходящей и удобной в определённых условиях труда и быта. Принудить женщину убрать из гардероба какие-то из её одеяний, не изменив (или не восстановив) её социальной роли, места в системе общественных отношений, производства, будет, конечно же, неверно. И если идти дальше по пути запретительной логики, то следовало бы возбранить женщинам также ношение колготок и трусов, так как и то, и другое есть разновидность штанов. Но до этого, пожалуй, не дойдут даже самые непримиримые ортодоксы. Другой вопрос, когда, например, мужчина надевает лифчик или туфли на шпильке – это порождает вполне определённые выводы; мы вправе говорить об извращении, поскольку это не оправдано ни анатомическими особенностями организма, ни нашими представлениями об эстетической или социальной целесообразности.

Итак, рискуя навлечь на себя волну гнева от иных единоверцев, мы, всё же, оправдываем в принципе присутствие брюк в женском гардеробе. Конечно, с поправкой на необходимость учёта особенностей женской фигуры, её физиологии и эстетики. Но это только одна половина вопроса. Есть и другая, не менее важная.

Это проблема традиции и, конечно же, послушания. Начнем не с рассуждений, а с примера. Боевой офицер, конечно же, имеет полное право в неслужебное время одеть спортивный костюм или удобную пижаму. Но если этот же офицер в пижаме и шлёпанцах заявится на парад и встанет в строй своих товарищей, одетых с иголочки, украшенных аксельбантами, в начищенных до зеркального блеска сапогах – что скажут про такого оригинала даже самые ярые сторонники индивидуальности? А ведь церковная служба – это такой же праздник, парад, да ещё не перед лицом земных властителей, не перед Президентом даже или царём земным, а пред лицом Всевышнего Бога. И как на параде есть тот, кто организует его, кто командует им, кто устанавливает форму для участников, принимает парад, и для всех обязательны их команды, иначе это будет, в лучшем случае, массовое гуляние – так и на церковном Богослужении необходимо подчинять свою волю, свои помыслы и желания требованиям и церковной традиции, и настоятеля храма, и служащего священника, которые являются для нас организаторами и командующими этого парада перед Богом. В нашей Церкви ПРИНЯТО, чтобы женщины ходили в храм в юбках, а мужчины в брюках; это их «форма одежды», и это не такое уж большое насилие над их волей (как, впрочем, и все церковные правила и требования). И уж, во всяком случае, если этого требует батюшка – лучше исполнить его наказ, проявив смирение и послушание; в Церкви эти качества уместны и не постыдны. Вряд ли есть среди наших женщин такая, которая не сыщет в своем шкафу юбчонку или платьишко; скорее даже, найдется не одно. Так потрудитесь, дорогие сёстры, поищите поновее и покрасивее, ведь мы идем на праздник. Вспомните, в какие прекрасные одежды облачены глядящие на нас с икон Пресвятая Богородица, сёстры Вера, Надежда, Любовь и мать их София и все святые жёны!


Источник:      Глинские чтения


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Г.К. Дорофеев: Где живет Бог?
Г.К. Дорофеев: О Вере и Времени
Г.К. Дорофеев: О Вере и богатстве
Г.К. Дорофеев: О Вере и одежде
Г.К. Дорофеев: О Вере и пространстве
Г.К. Дорофеев: О Вере и любви
Г.К. Дорофеев: Поверим ли мы в чудо?


Публикация:
Глинские чтения
стр. 4
20.10.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011