На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Монахи - свет мирянам К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Также по этой теме:
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Архиепископ Верейский Евгений: Как воспитать хорошего пастыря? Интервью порталу Фонда «Русский мир»
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Митрополит Макарий доказал единство Русского мира и Русской Православной Церкви». Выступление на церемонии вручения Макариевских премий за 2011 год
7 февраля 2012 года в здании Президиума Российской академии наук состоялась торжественная церемония... (Далее)
Все публикации по теме...

Монашество в Глинской пустыни. Старчество

Предыдущая Следующая


  

Чистейшая душа Ивана стремилась к духовному совершенству, к единению со Христом. Ничто земное не могло его удовлетворить. Именно в это время Иван сподобился Божественного откровения, приоткрывая тайну которого впоследствии говорил: «Такой свет увидишь – все забудешь».

Желая всецело посвятить свою жизнь Богу, в 1954 году он навсегда оставил дом и устремился в святую обитель. Его мать впоследствии рассказывала: «Я не хотела его отпускать. Опора-то какая он мне был. Я за ним несколько километров бежала, все кричала: «Вернись!»

Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, а в 1955 году его зачислили в обитель по указу.

Впоследствии, когда старца спрашивали, почему он ушел в монастырь, он отвечал: «Это Бог призывает. Не от человека зависит, влечет такая сила, что не удержишься, – она и влекла меня. Великая сила». И еще говорил: «Я в монастырь пошел не просто. Мне было особое призвание Божие».

Глинская пустынь пребывала в ту пору в расцвете. В обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Именно с ними сразу духовно сблизился молодой подвижник.

Старца-настоятеля схиархимандрита Серафима (Амелина) Иван впервые увидел, когда тот выходил из храма. Ивана подвели к нему. Отец Серафим благословил молодого подвижника и сказал: «Пусть, пусть поживет», а потом принял Ивана в братство и всегда с любовью и вниманием относился к нему.

Подробности жизни молодого послушника в Глинской обители известны одному Богу. До сегодняшнего времени дошли лишь отдельные ее эпизоды, свидетельствующие о тяжести испытаний и жесточайшей духовной брани, – испытаний, которые попускаются Богом только сильным духом.

Отец Иоанн был избранник Божий, от рождения наделенный многими благодатными дарованиями. Старчество было дано ему в молодости (т.е. способность открывать людям волю Божию, провидеть их сокровенные мысли и чувства и вести истинным, единственно верным спасительным путем ко Христу). Именно поэтому духовно опытные Глинские подвижники с первых дней поступления его в обитель стали посылать к молодому послушнику богомольцев за советом. Уже тогда к отцу Иоанну стали обращаться также опытные священники, многие из них спрашивали о правильном прохождении молитвенного подвига.

Настоятель обители схиархимандрит Серафим (Амелин), пользовавшийся огромным духовным авторитетом у братии и богомольцев, сразу благословил отца Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи. Сколько же человеческого горя, скорбей и недоумений принял уже тогда в свое горящее любовью к Богу и людям сердце молодой послушник! Ответы его, наполненные благодатью Святого Духа, всегда были душеспасительны.

Подписывая их, настоятель дивился духовной мудрости послушника, читал их тем, кто был в его келии, и восклицал: «Так и надо наставлять!». Впоследствии, когда отца Иоанна спрашивали, кто говорил ему, что писать богомольцам, он отвечал: «Бог». Иван не только отвечал на письма, но и полностью исполнял послушание письмоводителя. Он отвечал тем, от кого обитель получала посылки, денежные переводы, записки на поминовение и т.п.

Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным… Все в монастыре его любили, никто не ругал.

Особенно близок был Иван схиархимандриту Андронику, который, впервые встретившись с ним, сказал: «Вот никогда раньше его не видел, а стал мне он самым родным человеком». Однажды, когда Иван тяжело заболел, старец Андроник две ночи не отходил от его постели. Узы дружбы тесно связывали отца Иоанна и отца Андроника до самой кончины отца Андроника, а духовно-молитвенное общение их никогда не прекращалось.

Письма схиархимандрита Андроника к отцу Иоанну переполнены такой горячей любовью, заботой, задушевностью и уважением, что никого не могут оставить равнодушным. Вот как он обычно обращается к отцу Иоанну: «Дорогой мой, родненький духовный сыночек», «Дорогое и родное мое чадо о Господе» и пишет: «Я часто спрашиваю своих окружающих о Вас, ибо мне хочется лицом к лицу поговорить с Вами и насладиться нашей родственной встречей», «Вы мой родной по духу».

Когда отец Андроник тяжело болел, его келейник писал отцу Иоанну: «Он ждет Вас, все вспоминает и постоянно зовет к себе».

Старец схиархимандрит Андроник, характеризуя начальный период иноческой жизни своего духовного сына, говорил: «Он всех прошел», то есть был первым среди Глинских иноков.

8 октября 1957 года, после двухлетнего пребывания в монастыре, накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, он был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола. Случай для Глинской пустыни, где постригали только после многих лет искуса, необыкновенный.

В послужном списке отца Иоанна тех лет сказано: «Монах Иоанн Маслов отличается исключительным смирением и кротостью; несмотря на свою болезненность, он исполнителен в послушаниях».

Уже в те годы проявилась тесная связь отца Иоанна с духовным миром. Настоятель схиархимандрит Серафим (Амелин) после своей блаженной кончины не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его.



Источник:      Глинские чтения



 Общий вид Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Начало ХХ вв. Выдающийся настоятель Глинской пустыни 19 века игумен Филарет (Данилевский)
Общий вид Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. Начало ХХ вв.

Выдающийся настоятель Глинской пустыни 19 века игумен Филарет (Данилевский)

 Глинская пустынь в 1950-х гг. Глинская пустынь в 1950-х гг. Храм в честь Воздвижения Честного и  Животворящего Креста Господня
Глинская пустынь в 1950-х гг.

Глинская пустынь в 1950-х гг. Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

 Настоятель Глинской пустыни в 1943-1958 гг. схиархимандрит Серафим (Амелин) Братия Глинской пустыни. Отец Иоанн во втором ряду второй справа. 1958 г.
Настоятель Глинской пустыни в 1943-1958 гг. схиархимандрит Серафим (Амелин)

Братия Глинской пустыни. Отец Иоанн во втором ряду второй справа. 1958 г.

 Наставники Глинской пустыни (слева направо): схиархимандрит Серафим (Ромацов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш). Фотография конца 1950-х гг. Отец Иоанн - послушник Глинской пустыни. 1950-е гг.
Наставники Глинской пустыни (слева направо): схиархимандрит Серафим (Ромацов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш). Фотография конца 1950-х гг.

Отец Иоанн - послушник Глинской пустыни. 1950-е гг.

 Старцы Глинской пустыни (слева направо): схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш) во время поступления отца Иоанна в обитель Отец Иоанн (справа) в Глинской пустыни. Фотография 1950-х годов
Старцы Глинской пустыни (слева направо): схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш) во время поступления отца Иоанна в обитель

Отец Иоанн (справа) в Глинской пустыни. Фотография 1950-х годов

 Отец Иоанн в Глинской пустыни. Фотография конца 1950-х гг. Отец Иоанн в Глинской пустыни. 1958 г.
Отец Иоанн в Глинской пустыни. Фотография конца 1950-х гг.

Отец Иоанн в Глинской пустыни. 1958 г.

 Отец Иоанн после пострига в монашество с матерью монахиней Ниной в Глинской пустыни 
Отец Иоанн после пострига в монашество с матерью монахиней Ниной в Глинской пустыни

 

Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о схиархимандрите Иоанне (Маслове)
Введение
Детство
Служба в армии
Монашество в Глинской пустыни. Старчество
Обучение в Московской духовной семинарии. Духовная связь с Глинскими старцами
Рукоположение в сан иеромонаха. Учеба в Московской духовной академии
Преподавание в Московских духовных школах
Образец ризничего
Подвиг духовного окормления. Старец-наставник
Защита магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». 11 марта 1983 г.
Духовничество в Жировицком монастыре
Последний год жизни. Блаженная кончина
Духовное наследие отца Иоанна
«В память вечную будет праведник»


Публикация:
Глинские чтения
стр. 15
18.02.2010

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011